Психоанализ и душевное здоровье

Недавно один вдумчивый молодой человек прислал мне картинку, изображающую последствия психоанализа для душевного здоровья. Я нашла картинку исключительно интересной, и вот что мне подумалось.

Недавно один вдумчивый молодой человек прислал мне картинку, изображающую последствия психоанализа для душевного здоровья. Я нашла картинку исключительно интересной, и вот что мне подумалось.

Даже если говорить только о работе в рамках невротической структуры, не затрагивая вопросов психоза, то, скажем прямо, психоанализ, ориентированный на возврат вытесненного, - это тяжёлая и местами страшная работа для анализанта. Вытесненное же не просто так вытеснилось, а под влиянием цензуры, под влиянием запрета о чём-то думать и что-то знать. Нарушение запрета в кабинете вызывает вину, стыд, переживание унижения, утраты контроля, страх наказания - часто сильные, интенсивные, и с ними приходится тоже как-то обращаться: подавлять, забывать, выражать в робкой надежде, что аналитик сможет и захочет после всего сказанного анализантом, особенно в переносе, иметь с анализантом хоть какое-то дело. Эта конкретная проблема многократно усиливается, если вас в вашей жизни целенаправленно осуждали за выражение эмоций. Любых или каких-то определённых. Если вы мужчина, то вероятность иметь очень много такого опыта - в силу вашего воспитания - у вас практически стопроцентная. Если вы женщина, то вероятность немного ниже, но не сильно. Поэтому, в целом, мы смело можем исходить из того, что сила нашего нежелания не только что-то знать, но и что-то по этому поводу чувствовать, скорее всего, очень велика. Это так, что бы мы по этому поводу ни утверждали, принося торжественные клятвы верности своему аналитику, собственно анализу и любимой кушетке.

Лёжа на этой самой кушетке, мы блокируем переживания, которые возникают у нас в преддверии возврата вытесненного. Мы блокируем сам этот возврат как источник таких переживаний. Мы быстро и с восторгом принимаем сказанное аналитиком (особенно сказанное не вовремя) по поводу нашего душевного устройства - разумеется, принимаем некритично и безо всякого личного отношения к этим словам. И все эти действия часто называются в психоаналитическом дискурсе сопротивлением анализу. Мне не нравится в этом контексте слово «сопротивление». Оно у меня ассоциируется с агрессивной (в том числе пассивно-агрессивной) борьбой против чего-то. Слова «защита» и «избегание» мне тоже не очень нравятся, и вот почему: употребляя все эти слова, мы легко можем пройти мимо другого, искреннего и сильного, желания анализанта. А именно желания узнать и быть узнанным, желания быть. И мы как будто игнорируем при такой постановке вопроса страх, печаль, стыд, вину, которые не дают этому желанию проявиться.

Мне показалось любопытным, что послание, зашифрованное в картинке, можно прочитать как минимум двумя разными способами. На самом деле их там ещё целая куча, но для иллюстрации моей мысли достаточно двух. Первый: этот ваш психоанализ ни черта не стоит, подвергает опасности психическое здоровье, вот в церкви - другое дело, там безопасно и хорошо. Второй: я очень хочу почувствовать в анализе то хорошее, что мне случалось испытывать в церкви, и я этого не чувствую. Первое прочтение чувствуется как отвергающее, как центробежное движение, как сопротивление. Второе - как движение центростремительное, как сближение. Именно от способа прочтения послания, от того, что увидит в нём аналитик, и от ответа аналитика будет зависеть, что произойдёт дальше.

Написано 30 апреля 2023 года

Интересно? Подписывайтесь! И приходите ко мне в гости, у меня ещё много всего интересного бывает: https://t.me/psycholojoy.