Найти тему

Разнообразие музыки Арабского Востока

Оглавление

Арабская музыка кажется немного экзотической для людей, воспитанных на образцах западной культуры. Бесспорно она обладает уникальными особенностями, которые отличают ее от привычной для нашего уха европейской музыки. Смело могу сказать,что как только люди начинают знакомиться с арабской музыкой, она быстро их очаровывает.

Музыка вообще это очень тонкое и сложное искусство, трудно поддающееся описанию словами. Многое здесь будет являться упрощением и обобщением, достаточным для того, чтобы понять, из чего состоит арабская музыка, но недостаточным, чтобы исследовать музыку с глубиной, которой она действительно заслуживает.

В целом арабская музыка может быть разделена на следующие категории:

  • фольклорная (народная) музыка
  • классическая (профессиональная) музыка
  • культовая
  • поп-музыка.

Народная музыка

-2

Как и в любых других странах мира, в арабских странах всегда была местная фольклорная музыка, которая рождалась в повседневной жизни людей, живущих в сельской местности. В каждом регионе она своя, отражающая культуру и быт народа.

Народная музыка исполнялась на традиционных инструментах, изготовленных из подручных материалов, которые были доступны в деревне. Ей присущи простые рисунки мелодии, которые могут исполнить обычные люди с обычными голосами. И зачастую никто не знает автора той или иной народной песни.

Профессиональная (классическая) музыка

Каирский симфонический оркестр (Египет)
Каирский симфонический оркестр (Египет)

Классическая музыка является эталоном высокого уровня и сложности, и адресована серьезным любителям музыки. Она имеет богатую историю, в ней соблюдаются каноны, характерные для восточной музыки, она достаточно академичная и живописна по звучанию. Песни в классике утонченные, тексты их максимально пристойны. Они прославляют любовь, природу, радости земной жизни. Также есть немало произведений, полных глубоких, сосредоточенных раздумий о смысле жизни.

Самые серьезные песни относятся к категории тараб. К этой категории относится «золотой фонд» арабской песенной культуры – Умм Кальсум, Варда, Фейруз, Далида, Сабах, Сабах Фахри. В арабском мире это классическая арабская музыка, которая может быть как песней, так и инструментальной обработкой песни.

Культовая музыка

Миша́ри ибн Ра́шид аль-Афа́си — кувейтский чтец Корана, исполнитель нашидов, имам и муэдзин мечети аль-Кабир в Эль-Кувейте с 1999 года.
Миша́ри ибн Ра́шид аль-Афа́си — кувейтский чтец Корана, исполнитель нашидов, имам и муэдзин мечети аль-Кабир в Эль-Кувейте с 1999 года.

Культовая музыка занимала особое положение в арабской музыкальной культуре. Ей свойственны статичность и замкнутость, «отрешённость» от светского духа арабской музыки. Придерживаясь, в целом, антимузыкальной позиции, ислам предназначал музыке прикладную функцию фона, усиливая сакральное значение слова в мелодической декламации Корана (представители некоторых течений ислама выступали за полное изгнание музыки из жизни мусульман). В богослужении мусульман отсутствует инструментальная музыка, господствующее положение занимают вокальные формы. В культовой музыке утвердились особые речитативные формы монодии, связанные со спецификой арабского языка, его интонационным строем:

  • речитация сур (глав) Корана (без инструментального сопровождения и хора)
  • адан (призыв к молитве)
  • маулид (музыкальное повествование о рождении пророка Мухаммеда, исполняющееся респонсорно певцом-солистом и хоровой группой, поющей в унисон)
  • мадих (поэма-славление пророка, обычно с соровождением барабанов).

Среди последователей «нетрадиционного» ислама пристальный интерес к музыке проявляли суфии. Исходя из того, что музыка, пение и танец являются средствами духовного совершенствования человека, суфии активно использовали элементы музыкального искусства в своей культовой практике.

Танец суфийских дервишей
Танец суфийских дервишей

Цель суфийского обряда – достижение божественного начала через экстаз, который часто достигался путём мистического слушания музыки. Состояние необыкновенной психоэмоциональной возбудимости достигалось посредством длительных темброво-звуковых упражнений. В свете сказанного, мифы о смерти суфийских шейхов от слушания «божественных» звуков не кажутся столь невероятными.

Поп-музыка

-6

Поп(популярная) -музыка -современная музыка, созданная для более молодого поколения. Большая часть этой музыки производится в египетской столице Каир, до гражданской войны в Ливане крупным центром производства был также Бейрут.

Развитие арабской популярной музыки связано с арабской киноиндустрией, центром которой также является Каир. Стилистически жанр базируется на традиционных для западного мира поп-ритмах с элементами региональных разновидностей арабской традиционной музыки. Многие песни выдержаны в меланхоличных, минорных тонах, однако в последние годы, по мере развития арабского шоу-бизнеса, появилось больше «лёгких» песен. На эстраде преобладают женщины, хотя исполнители-мужчины тоже присутствуют.

В Египте истинный подъем поп-музыки, которая называется "al jeel" (музыка поколения), начался в 1980-ых. Самые известные, много записывающие арабские артисты, чьи работы могут быть отнесены к поп-музыке - Амр Диаб , Ханан, Алабина, Эхаб Тофик, Наваз Зухби, Фадаль Шаке, Рагеб Алеми, Ваэль Кфури, Рами Аяш, Нанси Ажрам, Наваль Аз-Зухд, Хайфа Вахбех, Баскаль Машаляни, Жорж Васуф, Нажва Карам, Асара Несри, Дина Хаек, Ангам, Ширин, Латифа, Элиса и многие другие.

И в заключение:

Когда звучит арабская музыка природа замирает в ожидании, ветер затихает превращаясь в лёгкий шелест, вода забывает про своё волнение. В человеческой душе наступает умиротворение и ожидание сказочных, чудесных ощущений. Арабская музыка способна всецело завладеть нашим вниманием, даря взамен красоту звучания, вызывая слёзы наслаждения.

Всё об арабской музыке здесь:

Арабская музыка и ритмы

Много разной арабской музыки слушаем здесь:

Музыкальная шкатулка