Сопромат и материаловедение для моделиста | Так и до высшей математики и философии недалеко

Это у всех так, или только я один иногда не задумываюсь о времени, когда начинаю заниматься "пачкингом", он же - "Везеринг"? Не в том плане, что только сел - оп-па: уже ночь пролетела. А в том смысле, что за нанесением спецэффектов не задумываешься: а сколько времени надо, чтобы появился тот или иной дефект?

Ну, например, танк! Вот он стоит, красивый весь, покрашенный, блестящий. Глядь: а у модели ствол-то закопчённый! Значит, по легенде, модель бахала и не раз, как сказал бы Дикий прапор.Но ведь прототип не может бахать там же, где его собрали, верно? Значит, он куда-то поехал: на полигон, например. Значит, вместе с нагаром и копотью на стволе, появится нагар и копоть на выхлопных патрубках. А если ехал, то, наверное, уже и краска ободралась на гусеничных лентах и опорных катках? А если ободралась, то не пора ли уже нарисовать ржавчину? Да побольше, поядрёнее! Ну, как? Логично же?

Правда, когда начинаешь рассматривать прототипы, оказывается, например, повреждений на них куда меньше, чем ты себе нарисовал. А те, что есть, появились не за день, и не за два. А за несколько лет. А, может, и десятилетие прошло?

Однажды на Териберке (Мурманская область). Говорят, эта шхуна оказалась здесь после очередного шторма - никто её не стал снимать с  побережья. Правда, легенда утверждают, что это было сделано специально, чтобы туристам было не так тоскливо созерцать Баренцево море. Обе версии - имеют право на существование. Фото из личного архива автора, (С), 2023 год
Однажды на Териберке (Мурманская область). Говорят, эта шхуна оказалась здесь после очередного шторма - никто её не стал снимать с побережья. Правда, легенда утверждают, что это было сделано специально, чтобы туристам было не так тоскливо созерцать Баренцево море. Обе версии - имеют право на существование. Фото из личного архива автора, (С), 2023 год

В прошлом году мне посчастливилось побывать на самой северной оконечности Мурманской области - в селе Териберка. Рассказ об этом - по свежим впечатлениям - я публиковал у себя в блоге:

Но вот это судно привлекло к себе внимание. Привлекло тем, что оно стоит на берегу, на самом урезе воды. И даже не во время прилива его отлично долбят набегающие волны. На нём, практически, не осталось краски, и ржавчина лезет со всех мест. Но это всё ещё достаточно крепкая конструкция.

А мимо него до сих пор проходят его же собратья, остро поблёскивая иллюминаторами. На фоне ультрамариновых вод залива, их корпуса и надстройки выглядят как щегольские фраки и, мне казалось, что они даже посмеиваются над своим менее удачливым собратом.

Но - обратите внимание на его корпус и налёт ржавчины: судно Бог знает сколько лет без ухода вообще и в совершенно "негуманных" условиях, но -не считая вандальных графитти - всё ещё несёт на себе следы былого великолепия.

То же самое и с деревянными конструкциями. Вообще, Териберка - очень интересное место. Кто там и что там говорил про капсулы времени? Вот здесь - не капсула, здесь - консерва времени! Механизмы, металлы, строение, древесина, да даже запах - всё имеет тот вид и консистенцию, какими я запомнил из своего детства.

И дом, и машина переживают  не самые лучшие времена. Причём, у автомобиля нет не только передних колёс - у него нет и номерного знака. Но это  не мешает сохранять свою комплектацию. И - все стёкла, фары и фонари - всё то, что сразу же исчезает на заброшенных механизмах. А тут - вот оно, есть (С) Пейзажи из Териберки Мурманская область, (С) из  личного архива автора, 2023 год
И дом, и машина переживают не самые лучшие времена. Причём, у автомобиля нет не только передних колёс - у него нет и номерного знака. Но это не мешает сохранять свою комплектацию. И - все стёкла, фары и фонари - всё то, что сразу же исчезает на заброшенных механизмах. А тут - вот оно, есть (С) Пейзажи из Териберки Мурманская область, (С) из личного архива автора, 2023 год

Впрочем, предметы человеческих рук всё равно ветшают. Даже в условиях постоянного "холодильника" Арктики. Видимо, всё-таки, машины, корабли, самолёты, дома - всё это чуждо для природы. Поэтому когда человек уходит, когда человек перестаёт ухаживать и следить за тем, что он создал - включается какой-то механизм аннигиляции, уничтожения. И - глядь: у дома просела крыша. А до того, почему-то, повылетали все окна, покосилось крыльцо и обшелушилась краска. Вопрос для моделиста: а сколько времени на всё это надо?

Где-то на краю земли. Когда-то это была метеорологическая станция. Сейчас... ну, просто интересный и атмосферный объект для туристов. Кстати, внутри, конечно, тоже всё разрушено и провалились и пол, и потолок,  но - отнюдь не загажено. Так что не все туристы - плохие )  2023 год (С) Фото из личного архива автора
Где-то на краю земли. Когда-то это была метеорологическая станция. Сейчас... ну, просто интересный и атмосферный объект для туристов. Кстати, внутри, конечно, тоже всё разрушено и провалились и пол, и потолок, но - отнюдь не загажено. Так что не все туристы - плохие ) 2023 год (С) Фото из личного архива автора

Словом, рассматривая вот эти "заброшки", размышляя о времени и скорости старения и разрушения материалов, у меня, как раз и возник вопрос: а надо ли моделисту знать материаловедение, например? А там же, глядишь, и до сопромата (сопротивление материалов) недалеко. А дальше - высшая математика и техническая механика? А надо ли? Порассуждаем в комментариях?

Ваш Fon-Kraft, (С) 2024 год

Вы уже видели витрину "Миры фон Крафта" (ссылка кликабельна) для того, чтобы выбрать и приобрести сборную модель для сборки, или что-нибудь из инструментов, или красок и так далее.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.

Fon KraftСтендовый моделизм для вас: обзоры, наборы, техника и технологии, а также секреты профессионалов для начинающих. и обмен опытом. Ещё история и простое дружеское общение. Меня зовут Алексей, и в моделизме я более 10 лет. Контакт для сотрудничества: Fon-Kraft@yandex.ru
14,6K подписчиков