Найти тему
ПоУшиВКино

“Франкенштейн” (1994): Кеннет Брана против Роберта Де Ниро + мысли про другие версии

Сюжет романа Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей” – это один из тех примеров литературы, который будет вдохновлять режиссёров на адаптации в кино и театре ещё многие годы. А актёры будут рады примерить на себя роли учёного Виктора Франкенштейна, ставшего жертвой своих амбиций, и Существа, которое хотело дружить и любить, но внешность его подвела. Одни только эти вводные могут стать неплохой основой для отдельного кино.

В ожидании премьер от Гильермо дель Торо и Мэгги Джилленхол прочитала роман и посматриваю экранизации. Из самого последнего, что смотрела, это “Франкенштейн” 1994 года.

Это адаптация от актёра и режиссёра Кеннета Браны (Kenneth Branagh). Он исполнил в ней роль Виктора и выступил режиссёром, а роль Существа/Монстра исполнил Роберт Де Ниро. Сценарий писали Фрэнк Дарабонт, который отлично адаптирует литературные основы (“Зелёная миля” и “Побег из Шоушенка”), и Стеф Леди, кто мало, чем отличился в истории. А в числе продюсеров числится сам Фрэнсис Форд Коппола (он в этом году наконец представит свой долгострой “Мегалополис” в Каннах).

Сюжет “Франкенштейна” (Mary Shelley's Frankenstein)

Постер к фильму “Франкенштейн” (1994)
Постер к фильму “Франкенштейн” (1994)

Эта киноверсия очень близко повторяет роман Мэри Шелли.

Отчаявшийся и измождённый Виктор Франкенштейн в погоне за Существом оказывается на корабле исследователя Роберта Уолтона. Уолтон страстно желает открыть путь к Северному полюсу, из-за своей одержимости воплотить мечту в реальность он готов рисковать жизнями своей команды.

Виктор рассказывает ему свою историю создания Существа и своих личных потерь, как пример таких опасных амбиций, что они за собой несут в жизнь.

Мысли и впечатления после просмотра версии Кеннета Браны

Визуальная часть этого фильма очень похожа на рисунки Берни Райтсона, художника, который создал самые известные иллюстрации к роману “Франкенштейн”.

Если не один в один, но, думаю, из них черпали вдохновение для воссоздания стиля ледяного ландшафта, где застрял корабль капитана Роберта Уолтона, чердака, где Виктор жил, приехав в Ингольштадт, обстановки чердака, где он создал Существо, одинокие будни Существа в горах и пристройке, где он прятался.

Сценарий содержит все ключевые части романа – любовь Виктора и Элизабет, обучение в университете, споры Виктора с преподавателями на почве устаревших учебников, которые тот изучал, знакомство с Генри Клервалем, который стал его лучшим другом, создание и отвержение Существа, жизнь Существа в деревне в пристройке, просьба создать ему партнёршу, а также очень жестокие убийства в отместку за холодность и эгоизм Виктора.

Но есть проблема у этого фильма – переходы от сцены к сцене какие-то резкие. Они сглаживаются при условии, если имеется прочитанный роман, но, если не знать первоисточник, это может вызывать дискомфорт.

Идея, конечно, считывается. Виктор Франкенштейн вознамерился поравняться силами с Богом. Он считал чушью, что невозможно обратить процесс назад, то есть, по его мнению, волосы и ногти продолжают расти после смерти, значит, вернуть все жизненные функции возможно. Профессор Олдман из университета, оказалось, был тем, кто уже пытался совершить то же открытие, о котором мечтал Виктор. Но он не хотел, чтобы парень знал о его исследованиях. Сам профессор вовремя остановился, ‘споткнувшись’ на последнем этапе. Виктор же был одержим идеей оживления мёртвой материи потому, что не хотел, чтобы из жизни уходили любимые люди (потеря матери и неспособность отца спасти её сильно потрясли Виктора).

Виктор Франкенштейн (в исполнении Кеннета Браны)
Виктор Франкенштейн (в исполнении Кеннета Браны)

И вот эта идея, инициированная Мэри Шелли в романе, так стремительно развивается в экранизации, что за ней очень сложно поспеть. Создаётся ощущение, что особенно глубоко тут не погружались, выдавая хорошие мысли тезисно. Прежде чем что-то делать, нужно хорошо подумать. Если мудрый профессор предупреждает и предостерегает молодого студента, молодому студенту стоит прислушаться. Если человеку показать что-то новое и не объяснить, что это, он испугается и проявит агрессию (пример с прививками от оспы). Внешность – это важный фактор в общении, люди отвергнут того, кто сильно отличается от них самих.

Да и история Существа показана слишком стремительно – его длинный путь из романа сконцентрировали в паре абзацев, проще говоря. Он не был создан как чудовище, он был страшным только внешне, но со временем перенял жестокость от тех, кто его отвергал; и постепенно его внешнее и внутреннее сравнялось. Отдельно отмечу, что Существо в исполнении Роберта Де Ниро внешне сильно отличается от Существа Бориса Карлоффа. У него круглый череп и много швов на лице, искажающих мимику. И даже через них актёр способен выразить эмоции – боль, страх, непонимание, почему с ним так обращаются.

Существо в исполнении Роберта Де Ниро
Существо в исполнении Роберта Де Ниро

Мне кажется, без прочтения всё это будет восприниматься с трудом. Но финальная сцена, когда Существо, сидя рядом с телом Виктора, грустно произносит: “Он так и не дал мне имя”, просто отличная. Она выражает любовь Существа к создателю и то, что тот всё же был для него основой, матерью и отцом одновременно, тем, ради кого Существо существовало на земле. По крайней мере стремление настичь его и отомстить ему давало смысл его жизни, а ничему другому Виктор своё творение не научил.

-6

Несмотря на то, что в отличии от версии Кеннета Браны, адаптации Джеймса Уэйла вовсе освещают только само создание Существа, отметая все прочие события романа, они звучат глубже и вызывают к действующим лицам больше тепла, наверное, потому, что расставляют акценты, указывая конкретно, за что болеть. Версия же Браны невнятная. Музыкальное сопровождение больше подходит для романтической драмы, чем для готической истории, он зачем-то включил элемент соперничества между Виктором и Существом из-за женщины (Виктор в состоянии аффекта оживил Элизабет), что становится инородным включением, также у фильма слишком длинное вступление перед тем, как появляется Существо.

Этот просмотр вызывает тревожные мысли по поводу грядущих интерпретаций. Какими они получатся? Как именно режиссёры развернут роман?

Экранизации романа разных лет

Сейчас актуальными проектами, которые находятся в разработке, являются “Франкенштейн” Гильермо дель Торо и “Невеста” (The Bride!) Мэгги Джилленхол. По проекту последней уже появились первые рекламные материалы – как выглядят Кристиан Бэйл в образе Монстра/Франкенштейна (на imdb он отмечен как Монстр, в синопсисе – как Франкенштейн) и Джесси Бакли в образе Невесты.

Для Гильермо дель Торо роман “Франкенштейн” стал одним из любимых, потому что отражает его любимую тему о монстрах, про которых он так любит делать свои киноистории. И его версия станет где-то 175ой по счёту (это не шутка, я правда посчитала), потому что адаптации романа на разные лады (переосмысленные или с сохранением деталей из романа) начали появляться с 1910 года.

Есть ещё две свежие версии на эту тему – “Франкенштейн: Наследие” (2024, Frankenstein: Legacy) Пола Дадбриджа и “Лиза Франкенштейн” (2024 Lisa Frankenstein,) Зельды Уильямс по сценарию Диабло Коуди (известной по “Джуно” и “Талли”). Их я ещё не смотрела, потому сказать нечего.

“Франкенштейн” Дж. Сирла Доули

-8

Короткометражное немое кино “Франкенштейн” (1910, Frankenstein) от Дж. Сирла Доули (J Searle Dawley), который был режиссёром и сценаристом. И эта версия стала первой в истории.

Он в 13 минут уместил основную идею целого романа, оформив её музыкой из симфонической поэмы французского композитора Камиля Сен-Санса Danse macabre. Виктор Франкенштейн во время учёбы в Ингольштадте открыл загадку жизни и смерти, создал Существо, при виде которого испытал священный ужас. На тот момент создание и правда могло напугать, но сейчас оно больше похоже на Пеннивайза на утреннике, чем на ожившего мертвеца.

Он сбежал из Ингольштадта, вернувшись в Женеву, где изобретение его настигло, разумеется. Всё свелось к тому, что Существо исчезло, увидев себя в зеркале. Но его отражение провисело несколько секунд в отражении, что Виктор застал его. Он посмотрел в зеркало и увидел там отражение, словно его творение – это он и есть. Что в целом и отражает суть романа. Виктор Франкенштейн создал словно своё альтер-эго, его нутро именно такое.

“Франкенштейн” Джеймса Уэйла

Самой знаменитой экранизацией, которая стала культовой и основополагающей, считается версия английского режиссёра Джеймса Уэйла. Она появилась в 1931 году. А в 1935 этот же режиссёр представил продолжение – “Невеста Франкенштейна”, в котором развил линию с женщиной для Существа.

В романе Виктор отказался от этой идеи, разрушив тело, готовое к оживлению, потому что его накрыл ужас от мыслей о будущем двух этих существ. Его создание дало обещание, что удалится с возлюбленной подальше от людей, и они никогда о себе не напомнят. Виктор предположил, что “она” может отвергнуть его, либо он может изменить своё решение и начать мстить, либо у них появятся дети. Всё это ввергло его в отчаяние, ещё большее, чем то, что настигло его ранее.

Интерпретации в сюжетах

К интерпретациям относятся – как самый свежий из примеров – “Бедные-несчастные” Йоргоса Лантимоса, а, если брать давние примеры, то к ним относятся “Робокоп” (1987, RoboCop) Пола Верховена и “Мэй” (2002, May) Лаки Макки.

Робокоп и Существо Франкенштейна похожи тем, что каждый из них начинает с неполных воспоминаний о своём прошлом, которые постепенно восстанавливаются. У Мёрфи это воспоминания о его убийстве и потерянной семье, а Существо постепенно осознаёт, кто он, что он эксперимент, более того, неудавшийся. Различие в создателях. Создатель Робокопа Боб Мортон преследовал цель завладеть властью, которая у него будет благодаря изобретению, он уже сознавал, что ему всё равно, какие будут последствия. А Виктор хотел быть творцом жизни, искренне упиваясь самой этой идеей, не анализируя будущего.

-10

Мэй, главная героиня фильма ужасов “Мэй”, одинокая и вечно отвергаемая, у неё нет друзей. Её мать сказала ей, что в таком случае она сама должна создать себе друга. Мэй стала собирать самые красивые черты людей, чтобы соединить их воедино и создать самого лучшего спутника для себя. В этом сюжете идёт рассуждение на тему искажённого представления о дружбе, о том, как страдает одинокий человек и никто ему не рассказывает, что насилие – это не то решение, к которому стоит обращаться. В этой девушке есть черты от Существа из романа Мэри Шелли – такие, как одиночество и стремление получить ответную любовь окружающих, чтобы чувствовать себя принятой; и черты Виктора – она, подобно учёному, создаёт себе друга.

-11

***

Пока получается, что лучше всего работает какая-либо отдельно взятая идея из романа Мэри Шелли, чем попытка полной экранизации со всеми событиями.