Найти тему

Официально. Предложение по восстановлению основы начального обучения

Оглавление

Реформа образования разрушила приемы обучения, основанные на научно-педагогических знаниях. Этого разрушения не видят неспециалисты. В результате предложения и действия по возрождению образования касаются второстепенных вещей, «бантиков». Данные предложения – это укрупненный набор действий по восстановлению основы образования.

Предложение направлено в официальные органы власти.

Пояснение к предложению.

В 2001 год был издан важный документ. «Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001 (pdf)». Координатор группы разработчиков Анатолий Аркадьевич Пинский. Предлагалось ввести компетентностный подход в образовании и придать учебе деятельностный характер.

Компетенция – это цель и результат образования, она принципиально не отличается от навыков.

Деятельностный характер образования рассматривался составителями «Стратегии» как обучение навыкам действовать по образцу, то есть по шаблону. Использование слова «деятельностный» ввело в заблуждение большинство педагогов, так как у них оно ассоциировалось с деятельностным подходом в развивающей системе обучения Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова. «Стратегия» изобилует фразами, скрывающими истину. Так говорится о том, что принцип «Знания, умения, навыки» входит в компетентностный подход, но это не соответствует действительности: при использовании действий по образцу знания использовать не обязательно. По принципу завуалированности были составлены ФГОС, большинство деклараций которого на практике не осуществлялись.

Первоначально действия по образцу стали использоваться при подготовке к проверке результатов обучения всех уровней. Исключение требований изложения понимания теоретической части (проявления знаний), преобладание тестов и шаблонных практических заданий, привело к тому, что подготовка с использованием натаскивания (действия по образцу, шаблону) стала более простой. Все вспомогательные материалы для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ – это набор образцов (шаблонов).

Чем опасно использование действий по образцу?

Умение действовать по образцу —имеет основное значение для развития ребёнка раннего возраста. Умение выполнять действия по образцу появляется у ребенка в возрасте около двух лет. При помощи этого метода можно научить человека управлять атомной электростанцией, но он не будет иметь представления о предмете управления, его мышление останется неразвитым, добавление одного переключателя на панели управления потребует нового курса обучения. При этом на обучение придется потратить в десятки раз больше усилий и времени, чем при использовании других систем обучения. Умение действовать по образцу не имеет никакого отношения к педагогике, даже средневековой.

Система обучения. Это понятие было исключено из обихода Министерства просвещения. Традиционная система обучения, по которой обучалось большинство школьников в дореформенный период была извращена многочисленными учебно-методическими комплектами (УМК), основанными на обучении действиям по образцу, и перестала выполнять свои функции. Количество учащихся, обучаемых по развивающим системам обучения резко уменьшилось. Передовая система обучения Л.П. Щетинина уничтожена вместе с автором. Обучение стало внесистемным, допедагогическим, на уровне обучения животными своих детенышей.

Результат исключительного использования обучения на базе действий по образцу

· За период обучения в начальной школе у детей не развивается словесно-логическое мышление. Оно остается наглядно-образным, что соответствует уровню развития ребенка в возрасте 2 – 7 лет. (по Ж. Пиаже). О подготовке к развитию абстрактно-логического мышления речь не идет.

  • Дети не обучаются пониманию научно-учебных текстов.
  • У детей не начинает формироваться целостная картина мира.
  • У детей полностью отсутствует рефлексия.
  • Дети не в состоянии выполнить примитивные, с точки зрения обучавшихся по системе ЗУН, задания, если ими не был предоставлен соответствующий шаблон для натаскивания. Они не способны мыслить.
  • Кругозор выпускников начальной школы крайне узок.
  • Выразить свои мысли дети не в состоянии.

Вывод.

Российская школа, образно говоря, осталась без позвоночника. В результате проведения реформы образования начальная школа перестала выполнять функцию «учить учиться» и функцию развития мышления. Средняя школа вынуждена обучать детей, не имеющих начального образования.

Цели использования умения действовать по образцу в образовании.

Обучавшиеся путем развития умения действовать по образцу (шаблону) не в состоянии без посторонней помощи расширить свои компетенции. Это обеспечивает пожизненное обращение за образовательными услугами после перехода на платное негосударственное удаленное пожизненное обучение. (Процесс идет в настоящее время: платные онлайн-курсы «перехватывают» детей, переведенных на домашнее обучение).

Снижение затрат на образовательные услуги, представляемые крупным бизнесом, требует замены учителей на искусственный интеллект. Создание искусственного интеллекта для выполнения образовательных услуг на базе любой, даже упрощенной до примитивизма системы обучения, слишком сложно и затратно. Создание искусственного интеллекта для той же задачи на базе набора шаблонов, даже если количество этих шаблонов превысит десятки или сотни миллиардов, задача простая и дешевая.

Предлагаю

· Создать чрезвычайную комиссию для организации срочных мероприятий по устранению кризиса в образовании с правом принимать оперативные, обязательные для исполнения всеми, решения в области восстановления образования. В состав комиссии ввести лиц, поддерживающих идею возрождения образования из числа действующих и бывших сотрудников управления образования разных уровней, бывших и действующих преподавателей вузов и научных работников в области педагогики, общественных активистов, активных учителей. Учитывая высокую ответственность и общественную активность, целесообразно привлечь в комиссию педагогов, участвующих в СВО.

· Создать научно-исследовательский институт начальной школы с целью развития и создания современных систем обучения.

· Многочисленные организации Министерства просвещения, связанные с разработкой и развитием систем контроля качества образования перепрофилировать или закрыть. (Нет смысла развивать системы контроля при полном разрушении систем обучения). Системы контроля должны вытекать из конкретной системы обучения.

  • В состав Министерства просвещения ввести департаменты и отделы, отвечающие за начальное образование в целом.
  • В состав Министерства просвещения ввести департаменты и отделы, отвечающие за планирование, разработку и внедрение систем обучения.
  • Признать основной целью начальной школы приобретение навыков, необходимых для обучения. В конце обучения в начальной школе у детей должно быть окончательно сформировано словесно-логическое мышление. При обучении по развивающим системам обучения у детей должны быть сформированы основы абстрактно-логического, аналитического мышления.
  • В начальной школе необходимо разработать и внедрить в жизнь единую систему обучения, базирующуюся на традиционной системе обучения и развивающую систему обучения, базирующуюся на системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова для обучения одаренных детей.
  • Исключить из систем обучения на всех уровнях методический прием «выполнение действий по образцу» (шаблону).
  • Для первоклассников первую неделю посвятить тренингу «введение в школьную жизнь» (разработки имеются).
  • Обучение первоклассников эффективным приемам самостоятельного выполнения домашних заданий проводить в первой четверти первого класса.
  • Обучение первоклассников приемам самостоятельного выполнения проектных заданий проводить в первом и втором классе (разработки имеются).
  • Ввести дополнительные занятия по развитию речи на всех уровнях начального обучения.
  • Вернуться к системе проверки знаний, основанной на устном изложении отдельных тем.
  • Исключить метода концентрического развертывания материала.
  • Предоставить учителям возможность использования всех педагогические функции текущих отметок.
  • Изучение иностранного языка в начальной школе проводить с основой на виды языковой деятельности «говорение» и «слушание» (разработки имеются).
  • Провести научно-экспериментальное изучение и обоснование времени работы с компьютером для детей начальной школы.
  • Минимизировать использование удаленного обучения в начальной школе. Все платформы для такого обучения должны соответствовать разработанной системе обучения.
  • Разрешить использование компьютерных технологий в качестве дополнительного инструмента в рамках системы обучения, как помощь учителю в проверке выполнения заданий учениками, и подготовке наглядных пособий и материалов.
  • Время ввода информации учениками для дальнейшей проверки, вместе со временем выполнения других заданий не должно превышать установленные ограничения на время работы с компьютерами и смартфонами.
  • Возродить систему экспериментальных школ и классов на базе лицеев и гимназий.
  • Инклюзивное образование для детей с ЗПР и умственной отсталостью отменить, так как такие дети требуют дополнительных занятий, что приводит к недопустимым перегрузкам. Кроме того, такое обучение сказывается на всех обучающихся в классе.
  • Выявлять способных к развитию абстрактно-логического мышления детей в дошкольный период и во время входного тестирования. Предлагать родителям обучать детей с такими способностями по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
  • При развитии развивающей системы обучения учесть достижения системы обучения Щетинина М.П. (Отказ от классно-урочной системы обучения. Индивидуальное обучение. Метод погружения. Организованное обучение старшими школьниками младших).