1. Команды
Программа — это всего лишь набор команд. Сначала выполняется первая команда, затем вторая, третья, и так далее. Когда все команды выполнены, программа завершается. Какие именно команды могут быть в списке зависит от того, кто их выполняет: какие команды знает (и понимает) исполнитель. Собаке можно дать команду «Сидеть», «Голос», кошке — «Брысь», человеку — «Стой! Стрелять буду!».
Программы на языке Java исполняются виртуальной машиной Java (JVM - Java Virtual Machine). JVM - это специальная программа, предназначенная для исполнения других программ, написанных на языке Java.
Список ее команд довольно обширен.
Например, этой командой можно вывести на экран надпись Собака - друг человека:
Давайте начнем с пары простых принципов. В программировании Java принято каждую команду писать с новой строки, а в конце каждой команды ставить точку с запятой.
Допустим, мы хотим вывести на экран фразу "Собака — друг человека" три раза. Вот как будет выглядеть код программы:
Принцип второй: программа не может просто состоять из команд. Команды языка Java должны находиться внутри функций, а функции — внутри классов.
Рассмотрим это на примере мебели:
Давайте представим стул. Он не существует в изоляции - обычно он располагается в определенной комнате. Тем не менее, комната также не является самодостаточной - она часть какой-то квартиры. Можно также сказать, что квартира состоит из комнат, а комнаты содержат различные предметы и мебель, включая стул. Квартиры (классы), кстати, тоже не являются самодостаточными и находятся внутри домов (пакетов).
2. Структура типичной программы
Программы на языке Java строятся из классов, которых может быть десятки тысяч. Минимальная программа включает в себя как минимум один класс. Для каждого класса создается отдельный файл, имя которого совпадает с именем класса.
Допустим, вы хотите создать класс для описания квартиры(Room). Для этого необходимо создать файл с именем Room.java, в котором будет содержаться описание класса Room.
Аналогично, если вам нужно описать кота (Cat), то вы создадите файл Cat.java, в котором опишете класс Cat, и так далее.
Каждый файл содержит текст - код на языке программирования Java. Обычно код класса состоит из имени класса и его тела, которое заключается в фигурные скобки. Вот пример того, как может выглядеть класс Room:
Тело класса может содержать переменные (их еще называют данными класса) и методы (функции класса). Выглядит это примерно так:
Конкретный пример:
3. Метод main
В языке Java классы могут содержать переменные и методы, но это не является обязательным. Существуют классы, в которых нет ни одной переменной или метода, а также классы, лишенные как переменных, так и методов. Хотя от таких классов пользы мало.
Минимальная программа на Java должна содержать как минимум один класс, в котором должен присутствовать как минимум один метод (функция), с которого начинается выполнение программы. Этот метод должен называться main.
Пример минимальной программы на Java выглядит следующим образом:
Заметьте, что в приведенном примере метод main не содержит никаких команд. Именно так: в минимальной программе отсутствуют какие-либо инструкции. Именно для этого она и называется минимальной.
Хотя у класса, с которого начинается программа, может быть любое имя, метод main, с которого начинается выполнение программы, всегда выглядит одинаково: