Найти в Дзене
Лиза о кино и музыке

«Бриллиантовая рука» была бы совсем другой, если бы не жена Леонида Гайдая

Настоящие сокровища хранятся в квартире Нины Гребешковой, вдовы Леонида Гайдая: с 1968 года на антресолях лежит небольшой кожаный чемоданчик, а в нём ... Но обо всём по порядку. Конец 60-х, Леониду Гайдаю уже за 40, и он решает, что пора бы ему уже стать серьёзным режиссёром. Фильмы про Шурика полюбились зрителям, но не вышестоящим инстанциям: мол, пора повзрослеть и перестать шутить "ниже пояса". — А не снять ли мне мелодраму? Представляешь, полный зал людей и все плачут! - посоветовался Леонид Иович с женой. Но потом режиссёр решил, что народу и так трудно живётся, и решил снова снять комедию. Сценарист Яков Костюковский прочитал в журнале историю о европейских контрабандистах, которые перевозили драгоценности в гипсе, который накладывали на якобы сломанные руки и ноги. Ничего не напоминает? Самое время приоткрыть чемоданчик, ведь в нём хранятся документы и фотографии всего процесса съёмок фильма “Бриллиантовая рука”. Именно благодаря чемоданчику это сокровище не сгинуло, как ос

Настоящие сокровища хранятся в квартире Нины Гребешковой, вдовы Леонида Гайдая: с 1968 года на антресолях лежит небольшой кожаный чемоданчик, а в нём ...

Но обо всём по порядку.

Конец 60-х, Леониду Гайдаю уже за 40, и он решает, что пора бы ему уже стать серьёзным режиссёром. Фильмы про Шурика полюбились зрителям, но не вышестоящим инстанциям: мол, пора повзрослеть и перестать шутить "ниже пояса".

— А не снять ли мне мелодраму? Представляешь, полный зал людей и все плачут! - посоветовался Леонид Иович с женой.

Но потом режиссёр решил, что народу и так трудно живётся, и решил снова снять комедию.

Сценарист Яков Костюковский прочитал в журнале историю о европейских контрабандистах, которые перевозили драгоценности в гипсе, который накладывали на якобы сломанные руки и ноги.

Ничего не напоминает?

Самое время приоткрыть чемоданчик, ведь в нём хранятся документы и фотографии всего процесса съёмок фильма “Бриллиантовая рука”.
Именно благодаря чемоданчику это сокровище не сгинуло, как остальные документы в квартире Леонида Гайдая и Нины Гребешковой, когда там прорвало трубу. Так что мы можем словно своими глазами проследить весь процесс работы над фильмом.

Яков Костюковский вместе со вторым сценаристом Морисом Слободским решили, что напишут сценарий для Юрия Никулина, но на этот раз в нём не будет Труса и Бывалого. Да и вместо Балбеса появится честный труженик, примерный семьянин Семён Семенович Горбунков.

Сценарий утвердили, и все на киностудии были уверены, что снимать фильм будут за границей - Леонида Иовича засыпали предложениями о сотрудничестве. Но каково же было их разочарование, когда прямолинейный Гайдай заявил, что снимать будет в СССР, а им посоветовал поехать за границу по профсоюзным путёвкам. Таким образом с ним остались только самые верные коллеги, с которыми он и снимал стамбульские сцены в Баку.

Со съёмочной группой стало всё понятно, но не с актёрским составом.

-2
  • удивительно, но руководство киностудии не видели в Андрее Миронове комедийного актёра и выбирали между ним и Григорием Вициным
  • роль Анны Сергеевны могла достаться Кларе Лучко или Эве Киви, но Светлана Светличная оказалась убедительнее
  • ещё более удивительно, что Нонну Мордюкову комиссия Мосфильма тоже объявила неподходящей для роли управдома! Честно - я себе не могу представить ни одну другую актрису в роли Варвары Плющ!

Кстати, Леонид Гайдай поначалу в этой роли видел свою жену, Нину Гребешкову, но потом отдал ей роль жены Семёна Семеновича. А Нина Павловна, в свою очередь, осталась не в восторге от роли жены, назвав её “бледно-розовой”, бесхарактерной. Тем не менее, она согласилась (ура!), но добавила в образ Горбунковой немного своего характера, который она в себе воспитала за годы жизни с Леонидом Гайдаем.

Благодаря участию в съёмках Нины Гребешковой, в фильм добавились кадры, реплики, сцены и даже музыка, которые бы мир никогда не увидел и не услышал, не сыграв она жену Семёна Семёновича:

  • именно она придумала разбудить мужа с помощью звонка будильника - это выглядело более правдоподобно, чем упавшая на него со стены картинная рама, как было написано в сценарии
  • помните фразу жены Семёна Семёновича “Шуба подождёт”? - тоже личный вклад Нины Павловны. Дело в том, что в их семье был похожий случай, но накопления на шубу ушли не на заграничную поездку мужа, а на покупку автомобиля
  • незадолго до съёмок Нина Гребешкова обратила внимание Леонида Гайдая на молодого и неизвестного композитора Александра Зацепина, без чьей музыки этот фильм представить невозможно
-4
  • припев “Песни про зайцев” никак не давался композитору, и, по его признанию, мелодия пришла к нему откуда он её совсем не ждал: во время бритья Александр Зацепин услышал в жужжании электробритвы тот самый мотив - “А нам всё равно …”
  • именно музыка Александра Зацепина спасла сцену рыбной ловли, которую комиссия посчитала слишком длинной - 3 минуты 5 секунд! Композитор переписал мелодию к этой сцене на более динамичную, сцену не сократили и отправили комиссии на согласовании всё те же 3 минуты 5 секунд, но уже под энергичную музыку. Такой вариант устроил всех - сцена показалась короче, и её оставили
  • номер Андрея Миронова “Остров невезения” хотел убрать из фильма сам Гайдай, посчитав песню неуместной. Но, увидев эмоциональное и яркое исполнение песни Мироновым, решил оставить - помог ещё и финальный танец, который Андрей Миронов придумал сам. Нельзя было разбрасываться такими бриллиантами!

А сколько музыки звучит в иностранной речи контрабандистов! Кстати, это вовсе не набор звуков - в ней скрыт шифр, известный только актёрам и съёмочной группе.

Хотите знать, что зашифровано в их эмоциональных диалогах?

Подпишитесь на мой пока молодой канал:

О! Музыка и кино! | Дзен

и в следующей статье я подробно рассказала об этом. А также о том, почему один из контрабандистов бегает с голым торсом и какой должна была быть концовка фильма: