Найти тему
Заметки о столице

Нереализованные проекты метро: Таганско-Краснопресненская линия

Оглавление

Приветствуем вас, дорогие друзья!

Сегодня расскажем вам о нереализованных проектах Таганско-Краснопресненской линии.

О самой линии читайте по ссылке:

О всех станциях линии:

Приятного чтения!

Проектные названия станция Таганско-Краснопресненской линии. Взято с сайта: triptonkosti.ru.
Проектные названия станция Таганско-Краснопресненской линии. Взято с сайта: triptonkosti.ru.

Первые проекты

В 1930-х годах планировалось создание двух диаметров: Таганско-Тверского (должен был обозначаться зелёным цветом) и Рогожско-Краснопресненского (жёлтым цветом).

Предполагалось, что линии пройдут через следующие станции:

Таганско-Тверской

Завод АМО - Кожухово - Велозавод - Крутицкий Вал - Крестьянская Застава - Таганская Площадь - Яузские Ворота - Площадь Ногина - Красная Площадь - Охотный Ряд - Моссовет - Страстная Площадь - Садово-Триумфальная Площадь - Белорусско-Балтийский Вокзал - Бега - Стадион Динамо - Академия Воздушного Флота - Аэропорт - Всехсвятское

Как мы видим, маршрут будущего диаметра больше походил на трассировку современной Замоскворецкой линии.

Рогожско-Краснопресненский

Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Арбатская Площадь - Улица Фрунзе - Москворецкая - Яузские Ворота - Земляной Вал - Площадь Прямикова - Застава Ильича - Проломная Улица - Новая - Дангауэровка - Соколиная Гора

Данная линия, как и реализованная, на северо-западе шла через Кудринскую площадь, Ваганьково и Пресню, а на востоке частично проходила по трассе современной Калининской линии, но далее шла до Соколиной Горы.

Краснопресненско-Рогожский и Таганско-Тверской радиусы на перспективной схеме линий 1932-го года. Взята с сайта: https://nashemetro.ru.
Краснопресненско-Рогожский и Таганско-Тверской радиусы на перспективной схеме линий 1932-го года. Взята с сайта: https://nashemetro.ru.

В 1932-м году произошли некоторые изменения — британская экспертиза предложила состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а именно: вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить касающиеся Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский. Это предложение было принято не позднее середины 1934-го года. Линии должны были войти в третью очередь строительства московского метрополитена.

На данной схеме хорошо видно трассировку и станции Краснопресненско-Рогожского диаметра. Только теперь, в отличие от планов 1932-го года, его центральная часть обходит Кремль не с юга, а с севера — через станции Площадь Восстания, Никитские ворота, Пушкинская площадь, Трубная площадь, Мясницкие ворота, Покровские ворота и Серебряническая набережная, а далее по старой трассе.

Перспективная схема линий Московского метрополитена по состоянию на декабрь 1934-го года. На плане также показана трассировка Дзержинско-Таганского диаметра. При этом схема не предусматривает строительство линии по маршруту современного Таганского радиуса (в районы Кузьминки, Выхино и др.), отмеченный на ней Таганский радиус проходит от площади Свердлова (сейчас Театральная) на юг, до Завода им. Сталина. Схема с сайта: https://nashemetro.ru.
Перспективная схема линий Московского метрополитена по состоянию на декабрь 1934-го года. На плане также показана трассировка Дзержинско-Таганского диаметра. При этом схема не предусматривает строительство линии по маршруту современного Таганского радиуса (в районы Кузьминки, Выхино и др.), отмеченный на ней Таганский радиус проходит от площади Свердлова (сейчас Театральная) на юг, до Завода им. Сталина. Схема с сайта: https://nashemetro.ru.

К концу 30-х годов Краснопресненско-Рогожский диаметр входил уже не в третью, а четвёртую очередь строительства метрополитена. По части трассировке линии, она осталась примерно той же — в западной части линия шла по Хорошёвскому и Звенигородскому шоссе, а в восточной — вдоль шоссе Энтузиастов, теперь с поворотом в Новогиреево.

При этом, Таганский радиус теперь решили объединить с Тимирязевским, он должен был пойти на севере вдоль Дмитровского шоссе, а на востоке в направлении Кузьминок.

Изменившиеся трассировки линий выглядели следующим образом:

Краснопресненско-Рогожский

Хорошёво - Мнёвники - Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Боровицкая - Новокузнецкая - Застава Ильича - Завод Серп и Молот (Новая) - Соколиная Гора - Владимирский Посёлок - Новогиреево

Проектируемая линия напоминала современные соединённые Краснопресненский и Калининский радиусы, а трассировка центрального участка линии вновь изменилась.

Таганско-Тимирязевский

Кузьминки - Вязовка - Карачарово - Остапово - Крестьянская Застава - Таганская - Яузские Ворота - Площадь Свердлова - Каретный Ряд - Площадь Коммуны - Савеловская - Дмитровская - Тимирязевская - Петровско-Разумовская - Верхние Лихоборы - Дегунино

Трассировка Краснопресненско-Рогожского и Таганско-Тимирязевского диаметров на Генеральной схеме Московского метрополитена 1938-го года. Схема с сайта: https://nashemetro.ru.
Трассировка Краснопресненско-Рогожского и Таганско-Тимирязевского диаметров на Генеральной схеме Московского метрополитена 1938-го года. Схема с сайта: https://nashemetro.ru.

Планы 1940-х годов

В 1947-м году название проектируемого Краснопресненско-Рогожского диаметра поменяли на Краснопресненско-Первомайский. Также из планов убрали Таганско-Тимирязевский диаметр, вместо этого решили соединить Тимирязевский радиус с Калужским, а через Таганскую пустить линию глубокого ввода ж.д. (со станциями: Ботанический Сад (Проспект Мира), Самотёчная Площадь, Площадь Ногина, Яузские Ворота, Таганская, Абельмановская Застава с выходом на Нижегородское и Курское направления).

Краснопресненско-Первомайский диаметр и глубокий ввод ж.д. на генеральной схеме развития Московского метрополитена 1940-го года. Схема отсюда: https://transphoto.org.
Краснопресненско-Первомайский диаметр и глубокий ввод ж.д. на генеральной схеме развития Московского метрополитена 1940-го года. Схема отсюда: https://transphoto.org.
Краснопресненско-Первомайский диаметр и глубокий ввод ж.д. на плане перспективного развития Московского метрополитена от 1947-го года. План отсюда: https://nashemetro.ru.
Краснопресненско-Первомайский диаметр и глубокий ввод ж.д. на плане перспективного развития Московского метрополитена от 1947-го года. План отсюда: https://nashemetro.ru.

Планы 1950-х годов

К 1957-му году решили соединить Таганский и Краснопресненский радиусы. Со следующей трассировкой:

Планерная - Щукинская - Хорошёво - Мнёвники - Краснопресненская - Пушкинская - Кузнецкий Мост - Площадь Ногина (Китай-Город) - Таганская

Таганско-Краснопресненский диаметр на перспективной схеме развития Московского мерополитена 1957-го года. Трассировка линии максимально похожа на построенную в итоге. Схема с сайта: https://nashemetro.ru.
Таганско-Краснопресненский диаметр на перспективной схеме развития Московского мерополитена 1957-го года. Трассировка линии максимально похожа на построенную в итоге. Схема с сайта: https://nashemetro.ru.

В 1959-м станции Краснопресненского радиуса были изменены. Теперь он проходил через Краснопресненскую, Звенигородскую, Магистральный проезд, Карамышево, Хорошёво и Октябрьское Поле. Судя по названию станций, линия должна была идти южнее, вдоль Звенигородского шоссе, и только потом уходить на север до Октябрьского Поля.

Что касается Таганского радиуса, рассматривалось два варианта его прохождения: один через станции Застава Ильича, Новая, Владимирский посёлок в Новогиреево, второй через станции Крестьянская Застава, Шарикоподшипниковская, Текстильщики, Кузьминки, Вешняки и Ждановская (Выхино). В результате было принято решение о строительстве по второму варианту Ждановского радиуса метрополитена вместо планировавшегося по этому направлению железнодорожного глубокого ввода.

Краснопресненский и Ждановский радиусы без центрального участка на плане развития Московского метрополитена 1960-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.
Краснопресненский и Ждановский радиусы без центрального участка на плане развития Московского метрополитена 1960-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.
Краснопресненско-Ждановская линия с центральным участком на перспективном плане развития метрополитена 1956-го года. Схема с сайта: https://transphoto.org.
Краснопресненско-Ждановская линия с центральным участком на перспективном плане развития метрополитена 1956-го года. Схема с сайта: https://transphoto.org.

Изменения в планах 1960-х годов

В 1966-м году вступил в строй Ждановский радиус от станции Таганская до станции Ждановская, однако как линия пройдёт дальше всё ещё оставалось под вопросом.

Были предложения соединить Таганский радиус с Тимирязевским, в центре линия бы проходила через станции Дзержинская (Лубянка), Трубная, Новослободская и Савёловская.

Краснопресненский радиус вновь хотели соединить с Калининским, через станции Киевская, Тестовский посёлок, Магистральная, Мнёвники и Хорошёво — на западе; Таганская, Застава Ильича, Новая, Владимирский посёлок, Перово Поле и Новогиреево — на востоке.

Причём линии должны были пересекаться на станции Таганская.

Таганско-Тимирязевский и Краснопресненско-Калининский диаметры на перспективной схеме 1965-го года. Схема отсюда: https://transphoto.org.
Таганско-Тимирязевский и Краснопресненско-Калининский диаметры на перспективной схеме 1965-го года. Схема отсюда: https://transphoto.org.

Однако в 1968-м году линию было решено строить по трассировке, задуманной ранее (соединить Ждановский и Краснопресненский радиусы).

Ждановско-Краснопресненская линия на плане развития Московского метрополитена на 1968-1975 годы. Некоторые станции носят ещё другие проектные названия. С сайта: https://nashemetro.ru.
Ждановско-Краснопресненская линия на плане развития Московского метрополитена на 1968-1975 годы. Некоторые станции носят ещё другие проектные названия. С сайта: https://nashemetro.ru.

В 1971-м году была открыта станция Китай-город, а ещё через год участок линии от станции Баррикадная до станции Октябрьское Поле, в 1975-м станции заработали станции Пушкинская и Кузнецкий Мост, а также северный участок линии от Щукинской до Планерной.

Теперь поговорим о станциях линии, которые так и не были построены.

Станция Угрешская

В конце 1950-1960-х годов планировалось построить станцию между Волгоградским проспектом и Текстильщиками. Она должна была находиться на пересечении Третьего Транспортного Кольца и Волгоградского проспекта.

Проектное название "Угрешская" было дано по проходящим поблизости Угрешским проездам. На Угрешской должна была быть организована пересадка на МОЖД.

Примерное место расположения непостроенной станции Угрешская.
Примерное место расположения непостроенной станции Угрешская.

Ответвление в Серебряный Бор

В 1970-1980-е годы на Краснопресненском радиусе линии планировалось строительство одной или нескольких станций в современном районе Хорошёво-Мнёвники СЗАО и на территории лесопарка "Серебряный бор".

Станции должны были находиться на ответвлении от станции Полежаевской с организацией вилочного движения, для чего там был сделан третий путь и построены заделы под съезды. В сторону Серебряного бора поезда должны были уходить со второго пути по стрелке, расположенной после станции.

Схема вилочного движения от станции Полежаевская. Взята отсюда: https://vk.com/boevue_lokomotivi.
Схема вилочного движения от станции Полежаевская. Взята отсюда: https://vk.com/boevue_lokomotivi.
  • В 1968-м году в планах упоминаются следующие названия станций:

Улица Куусинена (Полежаевская) - Хорошёво-Мневники - Серебряный бор

  • В 1971-м:

Полежаевская - Мнёвники - Живописная Улица - Серебряный Бор

  • В 1973-м:

Полежаевская - Мнёвники - Хорошёво - Строгино

  • А в перспективных планах 1978-го года линию планировалось проложить через Серебряный бор в Троице-Лыково (часть современного района Строгино) и за МКАД, в г. Красногорск.
Ответвление от Полежаевской на Генеральной схеме развития Московского метрополитена и железнодорожного узла до 1985-го года. Взята с сайта:
Ответвление от Полежаевской на Генеральной схеме развития Московского метрополитена и железнодорожного узла до 1985-го года. Взята с сайта:
Вариант ответвления через Серебряный бор до станции Строгино на перспективной схеме 1973-го года. С сайта: https://transphoto.org.
Вариант ответвления через Серебряный бор до станции Строгино на перспективной схеме 1973-го года. С сайта: https://transphoto.org.

Проект реализовать не удалось. Вероятно, он был отклонён из-за большой загрузки Краснопресненского радиуса, а также из-за отсутствия экологического решения при строительстве на территории парка.

Примерно так могло выглядеть построенное ответвление от станции Полежаевская до Серебряного бора.
Примерно так могло выглядеть построенное ответвление от станции Полежаевская до Серебряного бора.

На данный момент в районе Хорошёво-Мнёвники были открыты станции Большой кольцевой линии Мнёвники и Народное Ополчение, а также строятся станции Бульвар Карбышева и Серебряный бор Рублёво-Архангельской линии.

Сейчас на Полежаевской работают только крайний северный (II) и средний (I) пути. Третий путь не используется в пассажирской эксплуатации и служит для отстоя составов после ~ 22 часов и рано утром.

Трёхпутная станция Полежаевская. Фото с сайта: head-media.ru.
Трёхпутная станция Полежаевская. Фото с сайта: head-media.ru.

Станция Военное поле (Зорге)

Станцию планировалось построить на перегоне Полежаевская — Октябрьское поле. Должна была находиться между улицей маршала Бирюзова и Хорошёвским шоссе у Малого кольца Московской железной дороги.

Со станции можно бы было пересесть на одноимённую станцию МОЖД. Сейчас для неё оставлен задел в виде прямого участка путей.

Название "Военное поле" проектируемая станция могла получить по бывшему названию местности на северо-западе Москвы в западной части Ходынского поля (с 1922-го года — Октябрьское), а "Зорге" — по проходящей рядом одноимённой улице.

В официальных схемах развития метро станция никогда не появлялась, о её возможном строительство говорилось лишь в журнале "Метрострой" №8 за 1975 год.

Примерное место расположения непостроенной станции
Примерное место расположения непостроенной станции

Станция Бутаковская

Станцию планировалось строить за западной конечной — Планерной, в районе улицы Свободы и Бутаковского залива, по которому она и получила своё проектное название.

В настоящее время строительство станции не планируется, хотя в перспективе технически возможно продление линии в сторону области.

Примерное место расположения непостроенной станции Бутаковская.
Примерное место расположения непостроенной станции Бутаковская.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!