Приветствуем вас, дорогие друзья!
Сегодня расскажем вам о нереализованных проектах Таганско-Краснопресненской линии.
О самой линии читайте по ссылке:
О всех станциях линии:
Приятного чтения!
Первые проекты
В 1930-х годах планировалось создание двух диаметров: Таганско-Тверского (должен был обозначаться зелёным цветом) и Рогожско-Краснопресненского (жёлтым цветом).
Предполагалось, что линии пройдут через следующие станции:
Таганско-Тверской
Завод АМО - Кожухово - Велозавод - Крутицкий Вал - Крестьянская Застава - Таганская Площадь - Яузские Ворота - Площадь Ногина - Красная Площадь - Охотный Ряд - Моссовет - Страстная Площадь - Садово-Триумфальная Площадь - Белорусско-Балтийский Вокзал - Бега - Стадион Динамо - Академия Воздушного Флота - Аэропорт - Всехсвятское
Как мы видим, маршрут будущего диаметра больше походил на трассировку современной Замоскворецкой линии.
Рогожско-Краснопресненский
Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Арбатская Площадь - Улица Фрунзе - Москворецкая - Яузские Ворота - Земляной Вал - Площадь Прямикова - Застава Ильича - Проломная Улица - Новая - Дангауэровка - Соколиная Гора
Данная линия, как и реализованная, на северо-западе шла через Кудринскую площадь, Ваганьково и Пресню, а на востоке частично проходила по трассе современной Калининской линии, но далее шла до Соколиной Горы.
В 1932-м году произошли некоторые изменения — британская экспертиза предложила состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а именно: вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить касающиеся Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский. Это предложение было принято не позднее середины 1934-го года. Линии должны были войти в третью очередь строительства московского метрополитена.
На данной схеме хорошо видно трассировку и станции Краснопресненско-Рогожского диаметра. Только теперь, в отличие от планов 1932-го года, его центральная часть обходит Кремль не с юга, а с севера — через станции Площадь Восстания, Никитские ворота, Пушкинская площадь, Трубная площадь, Мясницкие ворота, Покровские ворота и Серебряническая набережная, а далее по старой трассе.
К концу 30-х годов Краснопресненско-Рогожский диаметр входил уже не в третью, а четвёртую очередь строительства метрополитена. По части трассировке линии, она осталась примерно той же — в западной части линия шла по Хорошёвскому и Звенигородскому шоссе, а в восточной — вдоль шоссе Энтузиастов, теперь с поворотом в Новогиреево.
При этом, Таганский радиус теперь решили объединить с Тимирязевским, он должен был пойти на севере вдоль Дмитровского шоссе, а на востоке в направлении Кузьминок.
Изменившиеся трассировки линий выглядели следующим образом:
Краснопресненско-Рогожский
Хорошёво - Мнёвники - Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Боровицкая - Новокузнецкая - Застава Ильича - Завод Серп и Молот (Новая) - Соколиная Гора - Владимирский Посёлок - Новогиреево
Проектируемая линия напоминала современные соединённые Краснопресненский и Калининский радиусы, а трассировка центрального участка линии вновь изменилась.
Таганско-Тимирязевский
Кузьминки - Вязовка - Карачарово - Остапово - Крестьянская Застава - Таганская - Яузские Ворота - Площадь Свердлова - Каретный Ряд - Площадь Коммуны - Савеловская - Дмитровская - Тимирязевская - Петровско-Разумовская - Верхние Лихоборы - Дегунино
Планы 1940-х годов
В 1947-м году название проектируемого Краснопресненско-Рогожского диаметра поменяли на Краснопресненско-Первомайский. Также из планов убрали Таганско-Тимирязевский диаметр, вместо этого решили соединить Тимирязевский радиус с Калужским, а через Таганскую пустить линию глубокого ввода ж.д. (со станциями: Ботанический Сад (Проспект Мира), Самотёчная Площадь, Площадь Ногина, Яузские Ворота, Таганская, Абельмановская Застава с выходом на Нижегородское и Курское направления).
Планы 1950-х годов
К 1957-му году решили соединить Таганский и Краснопресненский радиусы. Со следующей трассировкой:
Планерная - Щукинская - Хорошёво - Мнёвники - Краснопресненская - Пушкинская - Кузнецкий Мост - Площадь Ногина (Китай-Город) - Таганская
В 1959-м станции Краснопресненского радиуса были изменены. Теперь он проходил через Краснопресненскую, Звенигородскую, Магистральный проезд, Карамышево, Хорошёво и Октябрьское Поле. Судя по названию станций, линия должна была идти южнее, вдоль Звенигородского шоссе, и только потом уходить на север до Октябрьского Поля.
Что касается Таганского радиуса, рассматривалось два варианта его прохождения: один через станции Застава Ильича, Новая, Владимирский посёлок в Новогиреево, второй через станции Крестьянская Застава, Шарикоподшипниковская, Текстильщики, Кузьминки, Вешняки и Ждановская (Выхино). В результате было принято решение о строительстве по второму варианту Ждановского радиуса метрополитена вместо планировавшегося по этому направлению железнодорожного глубокого ввода.
Изменения в планах 1960-х годов
В 1966-м году вступил в строй Ждановский радиус от станции Таганская до станции Ждановская, однако как линия пройдёт дальше всё ещё оставалось под вопросом.
Были предложения соединить Таганский радиус с Тимирязевским, в центре линия бы проходила через станции Дзержинская (Лубянка), Трубная, Новослободская и Савёловская.
Краснопресненский радиус вновь хотели соединить с Калининским, через станции Киевская, Тестовский посёлок, Магистральная, Мнёвники и Хорошёво — на западе; Таганская, Застава Ильича, Новая, Владимирский посёлок, Перово Поле и Новогиреево — на востоке.
Причём линии должны были пересекаться на станции Таганская.
Однако в 1968-м году линию было решено строить по трассировке, задуманной ранее (соединить Ждановский и Краснопресненский радиусы).
В 1971-м году была открыта станция Китай-город, а ещё через год участок линии от станции Баррикадная до станции Октябрьское Поле, в 1975-м станции заработали станции Пушкинская и Кузнецкий Мост, а также северный участок линии от Щукинской до Планерной.
Теперь поговорим о станциях линии, которые так и не были построены.
Станция Угрешская
В конце 1950-1960-х годов планировалось построить станцию между Волгоградским проспектом и Текстильщиками. Она должна была находиться на пересечении Третьего Транспортного Кольца и Волгоградского проспекта.
Проектное название "Угрешская" было дано по проходящим поблизости Угрешским проездам. На Угрешской должна была быть организована пересадка на МОЖД.
Ответвление в Серебряный Бор
В 1970-1980-е годы на Краснопресненском радиусе линии планировалось строительство одной или нескольких станций в современном районе Хорошёво-Мнёвники СЗАО и на территории лесопарка "Серебряный бор".
Станции должны были находиться на ответвлении от станции Полежаевской с организацией вилочного движения, для чего там был сделан третий путь и построены заделы под съезды. В сторону Серебряного бора поезда должны были уходить со второго пути по стрелке, расположенной после станции.
- В 1968-м году в планах упоминаются следующие названия станций:
Улица Куусинена (Полежаевская) - Хорошёво-Мневники - Серебряный бор
- В 1971-м:
Полежаевская - Мнёвники - Живописная Улица - Серебряный Бор
- В 1973-м:
Полежаевская - Мнёвники - Хорошёво - Строгино
- А в перспективных планах 1978-го года линию планировалось проложить через Серебряный бор в Троице-Лыково (часть современного района Строгино) и за МКАД, в г. Красногорск.
Проект реализовать не удалось. Вероятно, он был отклонён из-за большой загрузки Краснопресненского радиуса, а также из-за отсутствия экологического решения при строительстве на территории парка.
На данный момент в районе Хорошёво-Мнёвники были открыты станции Большой кольцевой линии Мнёвники и Народное Ополчение, а также строятся станции Бульвар Карбышева и Серебряный бор Рублёво-Архангельской линии.
Сейчас на Полежаевской работают только крайний северный (II) и средний (I) пути. Третий путь не используется в пассажирской эксплуатации и служит для отстоя составов после ~ 22 часов и рано утром.
Станция Военное поле (Зорге)
Станцию планировалось построить на перегоне Полежаевская — Октябрьское поле. Должна была находиться между улицей маршала Бирюзова и Хорошёвским шоссе у Малого кольца Московской железной дороги.
Со станции можно бы было пересесть на одноимённую станцию МОЖД. Сейчас для неё оставлен задел в виде прямого участка путей.
Название "Военное поле" проектируемая станция могла получить по бывшему названию местности на северо-западе Москвы в западной части Ходынского поля (с 1922-го года — Октябрьское), а "Зорге" — по проходящей рядом одноимённой улице.
В официальных схемах развития метро станция никогда не появлялась, о её возможном строительство говорилось лишь в журнале "Метрострой" №8 за 1975 год.
Станция Бутаковская
Станцию планировалось строить за западной конечной — Планерной, в районе улицы Свободы и Бутаковского залива, по которому она и получила своё проектное название.
В настоящее время строительство станции не планируется, хотя в перспективе технически возможно продление линии в сторону области.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!