Найти в Дзене
Мордовский краевед

Тюрко-мусульманское население Восточной Мордовии в 17–18 веках

Синицын Геннадий Фёдорович После основания в 1565 году Алатырского уезда восточная часть современной Мордовии вошла в его состав. На западе он граничил с Темниковским уездом. Граница между этими двумя уездами проходила западнее Косогор (Большеберезниковского района), Курмачкас (Ромодановского района) и низовий р. Инсар. Уезд включал в себя три стана: Низсурский, Верхалатырский и Верхосурский. Низсурский стан располагался севернее г. Алатыря и охватывал части территории современных Чувашии, Нижегородской области, а также Большиегнатовский и север Ардатовского районов Мордовии. При описании некоторых этнических групп населения стан делился на Верхоменский, Чукальский и Пьянский (Верхопьянский) станы. Северной границей Верхалатырского стана служила р. Алатырь, а южной – линия, примерно совпадающая с железнодорожной веткой Красный Узел – Алатырь. Крайней западной точкой этого стана была деревня Кочкурово, ныне Починковского района Нижегородской области. Южнее Верхалатырского стана лежал Ве

Синицын Геннадий Фёдорович

После основания в 1565 году Алатырского уезда восточная часть современной Мордовии вошла в его состав. На западе он граничил с Темниковским уездом. Граница между этими двумя уездами проходила западнее Косогор (Большеберезниковского района), Курмачкас (Ромодановского района) и низовий р. Инсар. Уезд включал в себя три стана: Низсурский, Верхалатырский и Верхосурский.

Изображение взято с сервиса Яндекс.Карты
Изображение взято с сервиса Яндекс.Карты

Низсурский стан располагался севернее г. Алатыря и охватывал части территории современных Чувашии, Нижегородской области, а также Большиегнатовский и север Ардатовского районов Мордовии. При описании некоторых этнических групп населения стан делился на Верхоменский, Чукальский и Пьянский (Верхопьянский) станы.

Северной границей Верхалатырского стана служила р. Алатырь, а южной – линия, примерно совпадающая с железнодорожной веткой Красный Узел – Алатырь. Крайней западной точкой этого стана была деревня Кочкурово, ныне Починковского района Нижегородской области.

Южнее Верхалатырского стана лежал Верхосурский стан, включавший в себя часть территории современной Мордовии, а также правобережье Суры.

В 1624-26 гг. Д. Пушечников и А. Костяев переписали в Алатырском уезде мордву, татар, буртасов, их земельные и другие угодья. Три писцовые книги этих авторов дошли до наших времён и опубликованы в 2017 г. [1]. Ещё раньше часть сведений из этих книг была приведена в фундаментальном труде основоположника истории мордовского народа А. А. Гераклитова [2].

Во всем уезде на момент переписи насчитывалось 1376 дворов мордовских и буртасских [1, с. 185], 465 дворов татар [3]. При этом главная масса мордовского населения была сосредоточена в Низсурском стане [2]. Там же проживало и около трёх четвертей татар. В Верхалатырском стане татарские поселения не отмечены. Что касается Верхосурского стана, то деревни татар показаны в таблице 1. Деревни под номерами 1–12 располагались в пределах территории современной Мордовии, а остальные – в Засурье.

Точное расположение д. Яргушова установить не удалось. В [1, с. 215] лишь указано, что она была в районе деревень Бузаево, Кайбичево и Енгалычево. Деревня Турдоман располагалась в районе озера Инерка [1, с. 269], а река Турдоман была не самостоятельной рекой, а рукавом или протокой Суры, так как «Турдоман вышел из Суры, да в Суру же пал» [1, с. 225].

Таблица 1. Татарские деревни Мордовии согласно переписи 1624-26 гг.

Таблица 1. Татарские деревни Мордовии согласно переписи 1624-26 гг.
Таблица 1. Татарские деревни Мордовии согласно переписи 1624-26 гг.

В деревне Чернышово указан только «двор помещиков» [1, с. 82], а Бузаево и Кайбичево упоминаются лишь при описании бортных угодий населения уезда без приведения списка татар и их социального положения [1, с. 215].

В числе служилых татар в четырёх деревнях были «темниковские приходцы», а в остальных – алатырцы. В Низсурском стане кроме алатырцев было несколько дворов кадомских и арзамасских татар.

Служилые татары переводились в Верхосурский стан для несения сторожевой станичной службы с целью оповещения населения и властей уезда о нападениях степных кочевников. Здесь же они получали поместные оклады, размер которых составлял в основном от 50 до 150 четей в поле. Максимальный поместный оклад у одного из служилых составлял 270 четей в поле. Некоторые служилые татары были навёрстанными и служили «с отцовских поместий, и з дядиных, и с братиных» [1, с. 59]. Следует заметить, что кроме татар сторожевую службу здесь несли также мордовские мурзы, проживавшие,в частности, в деревнях Мокшазарово (Мачказерово) и Новое Мокшазарово (Медаево).

Неслужилые татары показаны только в Верхосурском стане. Исключение составляют «два жеребья деревни Рыбушкино» Пьянского (Низсурского) стана, где имелось два двора неслужилых татар [1, с. 46]. При этом во всех случаях они были расселены совместно со служилыми татарами (см. таблицу 1). Не вызывает сомнения, что неслужилые использовались для обработки поместных владений служилых татар. В Низсурском стане для этого использовались проживавшие там русские крестьяне. В Верхосурском стане имелось лишь одно русское село Чеберчино (ныне Дубенского района РМ), которое принадлежало помещику Льву Плещееву [1, с. 54]. Заметим кстати, что Чеберчино, вероятно, является одним из самых ранних русских селений Восточной Мордовии.

Этнические корни неслужилых татар не совсем понятны и являются предметом дискуссии [3,4]. Ясно лишь, что они не имели поместных земель и как все тяглое крестьянство платили подати и выполняли различные государственные повинности. По сравнению со служилыми татарами они занимали более низкое социальное положение и поэтому выполняли роль слуг и работников у служилых татар [4]. Наши предположения об этнической природе неслужилых татар будут высказаны ниже.

Из 12 татарских деревень, располагавшихся в границах Мордовии и перечисленных в таблице 1, к настоящему времени сохранились только Енгалычево, Ломаты, Кишинская (Пичеуры), Бузаево и Кайбичево. Из них, как известно, татары проживают только в Ломатах. Это объясняется тем, что по мере продвижения границ государства на юг и юго-восток служилых людей обычно переводили на новые границы, а покинутые ими деревни либо исчезали совсем, либо заселялись русскими или мордвами.

Однако в 1811 году согласно данным шестой ревизии татары ещё проживали в д. Бузаево. Там насчитывалось шесть мужских душ служилых татар [5]. В Ломатах по данным 5-й ревизии 1795 г. числилось 184 мужских души служилых татар, 45 мужских душ мурз и 7 мужских душ татар-новокрещен. В 1811 году по данным следующей ревизии эти цифры составили соответственно 249, 49 и 15 мужских душ [5, с. 19, 205, 214]. В этом же источнике зафиксированы служилые татары, ясашные татары (буртасы) и татары-новокрещены ещё и в д. Мокшазарова. В конце 17 века мордовские служилые мурзы из этой деревни были переведены в Пензу и татары переселились на их место, возможно из соседних Ломат.

Следует заметить, что после петровской военной реформы и создания регулярной армии воинские образования служилых татар и служилых людей других национальностей более не существовали. В результате служилые люди – инородцы, не принявшие православие, утратили привилегии, были уравнены в правах с тяглыми сословиями, наравне с ними платили налоги, выполняли различные повинности, в том числе рекрутскую. Другими словами, они превратились в черносошных (казённых) крестьян. Тем не менее, они продолжали именоваться служилыми, что отражалось в официальных документах (в данном случае – в ревизских сказках). Власти этому не препятствовали, учитывая, вероятно, былые заслуги их самих и их предков перед государством. Другой вопрос – имело ли это кроме чисто символического ещё какое-то практическое значение.

Те служилые татары, которые приняли православие, сохранили полученные во время службы поместья и возможность иметь у себя русских крепостных крестьян. Со временем они полностью обрусели и превратились в обычных российских дворян-помещиков.

Необходимо сделать несколько замечаний относительно истории Лямбирьской группы татарских селений. Согласно устоявшейся и подтверждённой документами точки зрения их основателями считаются темниковские татары-мишари, направленные на сооружаемую оборонительную черту Инсар – Саранск – Карсун для несения охранной и сторожевой службы. В противовес этому И. Д. Биккинин выдвигает гипотезу о том, что эти селения существовали до прибытия темниковцев. С таким предположением можно согласиться лишь частично. Действительно, ещё в 1922 г. пензенский историк Хвощев А. [6] писал о привлечении местных жителей, уже проживавших в районе строительства черты, для несения охранной службы. При этом автор отмечал, что татары деревень Аксеново, Тат. Тавлы и Рейтарской (Алтар) около 1640 г. были поверстаны в рейтары. Кем были жители этих трёх деревень до их перевода в служилое сословие из документа непонятно.

Что касается остальных татарских деревень этой группы, надо иметь в виду, что вдоль реки Инсар пролегала тогда Сурская (Ногайская) дорога. По этой дороге степняки совершали регулярные набеги в густонаселённые нижегородские края, где их ждала главная добыча – пленные. Поэтому проживание здесь представляло повышенную опасность и селений здесь практически не было.

Следует заметить, что при описании бортных угодий в Алатырском уезде [1] часто упоминались деревни Темниковского уезда, а также их жители в качестве «судеревщиков» или «сумещиков» алатырцев. Ни Аксеново, ни Тат. Тавла, ни Рейтарское при этом не упоминались ни разу. Может быть эти три селения были основаны после письма Пушечникова, но ранее 1640 г.

И ещё одно замечание в связи с этим. Не надо думать, что степняки щадили своих единоверцев – мишарей, тем более, что пленные татары – рабы на рынках Крыма ценились в три раза дороже, чем, например, славяне [7].

Самую низкую ступень в социальной иерархии тюрок – мусульман занимали буртасы [4] – загадочный, давно исчезнувший народ, который примерно до конца 13 века заселял правобережье Волги от современного Ульяновска до Волгограда. Их основными занятиями были бортничество, охота на пушного зверя, землепашество и скотоводство. В 1237 году они были завоёваны монголами и включены в состав Золотой Орды. Под давлением степных кочевников буртасы постепенно мигрировали на север и северо-запад. Этот процесс ускорился во второй половине 14 века из-за пандемии чумы в Орде, вследствие кровавых межусобиц в борьбе за власть и опустошительного нашествия среднеазиатского правителя Тимура.

Спасаясь от невзгод, население бежало в более спокойные районы на окраины государства, в том числе в наши края. Один из очагов расселения буртасов находился на востоке современной Мордовии. Здесь они сохраняли свою идентичность до 17 века. В других же регионах междуречья Суры и Мокши (около Наровчата, Темникова, Сергача) буртасы слились с прибывшими сюда во второй половине 14 века половцами и образовали субэтнос татар-мишарей. Поэтому в Кадомском, Темниковском уездах в начале 17 века буртасов было очень мало, а в Нижегородских – они не отмечены совсем [3].

Говоря о буртасах, следует иметь в виду, что этот термин равнозначен термину посопные (ясашные) татары [3]. По подсчётам автора [3] во всем уезде, на момент переписи насчитывалось 35 буртасских дворов. Ещё 25 буртасских дворов оказались пустыми. Куда переселились их жители – на этот вопрос у историков нет ответа. И это не единственная загадка в истории буртасов. Вторая неясность связана с тем, что к концу 17 века буртасы вообще перестали упоминаться в официальных документах. Одной из задач настоящей статьи является попытка ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Основываясь на письме Д. Пушечникова, автор [3] называет девять деревень, в которых числились буртасы. Восемь из них по нашим данным располагались на территории современного Дубенского, в восточной части Березниковского и юго-восточной части Чамзинского районов Мордовии. Деревня Сары Бахтина скорее всего сменила название и в настоящее время является русским селом Сара Сурского района Ульяновской области.

Изначально буртасы проживали в д. Старое Янышево Лашинского беляка [3], названного по р. Лаша, протекающей в Дубенском районе. Выходцы из этой деревни до 1624 г. основали деревни Нагаево («Чулпаново тож») и Тетяково («Нагаевская выставка»), располагавшиеся на р. Сюксюрма, а также д. Берямшино на притоке Сюксюрмы – р. Берямше [3, 8].

Спустя некоторое время эти три деревни запустели. Буртасы из д. Нагаево после 1626 г. ушли и основали новую деревню под тем же названием. В настоящее время это скорее всего татарское село Нагаево Карсунского района Ульяновской области. Куда переселились буртасы из деревень Тетяково и Берямшино – установить не удалось.

В 1668 г. «нагаевская пустошь» была передана жителям д. Дубенки (ныне Ичалковского района) «мордвину Сайненеку Наманову (Найманову) с товарыщи», которые основали здесь современный райцентр Дубенки [2,8]. Кстати говоря, этот Сайненек, судя по имени и отчеству, был не мордвином, а буртасом. На «тетяковской пустоши» обосновались эрьзяне, основавшие село Ардатово около райцентра Дубенки [8].

Что касается д. Старое Янышево, то в ней в 1624 г. буртасов уже не было и она числилась как деревня служилых татар, которая «выставилась из деревни Разгильдеевой» [1,3].

В деревне Алемашево на р. Лаша насчитывалось 4 буртасских двора. В более поздних архивных документах эта деревня не упоминается. Куда переселились её жители – установить также не удалось.

В деревне Новые Найманы, которая отпочковалась от Старых Найман, насчитывалось 18 дворов [2], в том числе 3 буртасских [3] . После 1626 года её жители основали буртасскую деревню Бараева, в которой проживали, в частности, Исмаилка и Алешка Бараевы [9]. Между 1686 и 1697 годами жители Новых Найман, Бараевой и расположенной рядом д. Отяпина мигрировали в Саратовские края и основали на р. Ломовка деревню, которая в настоящее время называется Найманом и относится к Павловскому району Ульяновской области. В 1697 г. покидные земли новонайманцев и бараевцев были проданы князю Ф. Ю. Ромодановскому, который заселил их своими крепостными. С тех пор Новые Найманы стали называться Русскими Найманами.

Ещё 6 дворов буртасов и 5 дворов эрьзян насчитывалось в д. Кишинская, которую основали также выходцы из Старых Найман. После переписи Д. Пушечникова д. Кишинская сменила название и стала именоваться Пичеурами [10]. Часть жителей Пичеур переселилась на юг и основала в нескольких километрах от павловского Наймана новое мордовско-буртасское селение, которое ныне называется Старым Пичеуром. Ранее [10] мы полагали, что это произошло между 1732 и 1736 годами. Однако дополнительные исследования показали, что Старый Пичеур основан ещё в 17 веке. В 1709 г. в нем уже насчитывалось 45 дворов, а в 1717 – 56 дворов [11]. По тем временам это было очень крупное селение, которое несомненно существовало длительное время и увеличивалось за счет естественного прироста, а также благодаря притоку новых поселенцев. Как и в предыдущем случае, вместе с эрьзянами на юг переселилось также какое-то число буртасов. Это подтверждает метрическая книга за 1780 год, в которой отчётливо читается имя одного из прихожан Ибрагима Михайлова [12].

Выходцы из Кишинской основали уже упоминавшуюся д. Босела, в которой в 1624 г. насчитывалось 5 буртасских дворов [1,3].

Дальнейшие судьбы пичеурских буртасов удалось проследить более подробно [10]. На рубеже 17 и 18 веков в Пичеуры стали подселяться беглые русские крепостные крестьяне с Верхнего Поволжья. Как говорилось выше, в 30-х годах 18 века основная масса эрьзян (примерно 100 человек) покинули село. После этого около двух третей оставшегося населения составляли буртасы, около трети – русские и около 10% эрьзяне.

Во второй половине 18 и в первой половине 19 веков население Пичеур удваивалось примерно каждые сорок лет за счёт естественного прироста и в 1859 г. составило 2528 человек, которые проживали в 349 дворах. В архивных документах 18 века буртасы в Пичеурах именовались просто ясашными крестьянами без указания этнической принадлежности. Например, при сборе подушных денег за вторую половину 1746 г. в налоговой ведомости записано: «С ясашных крестьян со 82 душ, … с мордвы со 10 душ» [13, с. 219]. Налоговые и другие чиновники в то время были людьми достаточно образованными и вполне могли различать мусульман – буртасов и язычников – мордву. Однако почему-то им не хотелось упоминать само слово «буртасы» или они просто не могли этого делать.

При совместном проживании в селе трёх этнических групп несомненно происходила их ассимиляция, степень которой оценить трудно. Этот процесс сдерживался из-за различной конфессиальной принадлежности жителей. По этой же причине буртасы испытывали определённые проблемы при выборе супругов. Об этом говорит тот факт, что во многих случаях замужние женщины среди ясашных крестьян были старше своих мужей [5, 41–64]. Некоторые их них происходили из дальних деревень, в том числе из Мачказерова, а также из селений Котяковской округи (ныне Карсунский район Ульяновской области), где находилась буртасская деревня Нагаево и татарские поселения. Однако в большинстве случаев невест выбирали либо в родном селе Пичеуры, либо в близлежащих русских деревнях.

Примечательно, что пичеурские «ясашные» женихи не брали себе в жены девушек из соседних крупных мордовских селений, а также из помещичьих деревень современного Березниковского района. Возможно здесь сыграло свою роль длительное совместное проживание буртасов с русскими крестьянами, которые с 1762 г. были переведены в категорию экономических (государственных), что несомненно повысило их социальный статус и статус буртасов. Что касается крепостных крестьянок-невест, в данном случае возможно их владельцы-помещики требовали высокие суммы так называемых выводных денег. Более подробно об этом можно прочитать в нашей предыдущей работе [10].

Около 1770 года буртасы и мордва приняли православие, благодаря чему они через некоторое время обрусели. Поэтому в 1859 году Пичеуры считались русским селом [14]. Однако некоторые мусульманские традиции и обычаи у потомков буртасов продолжали сохраняться на генетическом уровне ещё довольно долго. Так, по данным статистического сборника Симбирской губернии в 1911 г. поголовье свиней в расчёте на одно хозяйство в Пичеурах было в 7–10 раз меньше, чем в других мордовских и русских селениях Пичеурской волости [15].

Данные М. М. Акчурина [3] о количестве буртасов в Алатырском уезде необходимо дополнить. Так, в д. Сары Бахтина числилось 14 взрослых буртасов мужского пола, не учтённых автором [3]. В д. Черная Промза зафиксированы татары Бичиняй Чураев [1, с. 231] и Сюлай Конаев [1, с. 175]. Упоминаются также «посопные татарове Талуш Янтудин да Тинишей Тюлкечеев с товарыщи» из д. Конаева [1, с. 215], «посопный татарин Ураз Багишев з братьей и с товарыщи» из д. Колсюрина (Колчюрина) [1, с. 222, 226], «буртасские татары деревни Янышевы», которая располагалась где-то между реками Малая Кша и Штырма. Далее [1, с. 224] говорится о «… деревни Енашевы (Янышево) татарове Урус Козяев с товарыщи». И. Д. Воронин писал также, ссылаясь на местного краеведа, что в селе Чеберчино когда-то существовали три различные общины: община русских крепостных крестьян, община мордвы и племя буртасов.

Нам удалось установить, что буртасы проживали ещё в д. Шугурово. Тюркское название Шугурово эта деревня скорее всего получила по имени одного из первопоселенцев. Это имя было довольно распространённым среди буртасов. Так, в [1,3] упоминается, что выборным представителем буртасов деревни Нагаево являлся Бибарс мурза князь Еналеев сын Шугуров.

В архивном документе 1704 г., касающемся сбора пошлин с мордовских керметей и мольбищ [13. с. 40], указано число жителей мордовских деревень Саранского уезда с разделением по семейному положению, возрасту, полу и т. д. В Подгорном Шугурове насчитывалось «женатых 74, … замужних 78», в д. Верхнее Шугурово – соответственно 38 и 39. В других мордовских деревнях число женатых мужчин и замужних женщин было одинаковым. Это говорит о том, что в обеих деревнях Шугурово проживали многоженцы – мусульмане, то есть буртасы. У языческой мордвы, по крайней мере в рассматриваемый период, многоженство не наблюдалось. Кроме этого, в Верхнем Шугурово в 1704 г. проживал Ибрянка Роваев [13, с. 36], активно занимавшийся бортным промыслом (имел 121 борть). Ибрян, судя по имени, был не мордвином, а буртасом.

Следует также напомнить, что основателем райцентра Дубенки был по нашему мнению буртас Сайненек Найманов из ичалковских Дубенок (см. выше), которые в свою очередь основали переселенцы из Парадеева того же района. Любопытно, что в сёлах Парадеево, Лобаски, Тазнеево и Чалпаново, находящихся в рассматриваемом районе, поголовье свиней в расчёте на одно хозяёство в 1911 году было в 15–20 раз меньше, чем в среднем по Ардатовскому уезду [15]. Конечно, низкий уровень развития свиноводства – не самый убедительный довод в пользу проживания здесь потомков мусульман-буртасов. Однако в совокупности с другими фактами он позволяет сделать вполне определённый вывод. Кстати говоря, в Шугурово в это же время показатель развития свиноводства был в 5,5 раза ниже, чем в соседних мордовских сёлах Симкино и Паракино.

Теперь обратимся к результатам переписи мордвы Алатырского уезда, проведённой в 1671 году [16]. Как и ранее, при этом учитывалось только мужское население старше 15 лет. Даже неспециалист в области ономастики может легко обнаружить во многих деревнях среди имён языческой мордвы также тюрко-мусульманские имена. Например, имя Шугур и отчество Шугуров (в принятой тогда форме) только в двух станах уезда (в Верхалатырском и Верхосурском) носили 19 жителей. Если бы учитывалось также мужское население моложе 15 лет, эта цифра была бы гораздо выше. Кроме того, перепись не охватывала деревни с явно буртасским населением (Пичеуры, Шугурово, Новые Найманы), которые с 1640 г. вошли в состав Атемарско-Саранского уезда, а также деревни на правом берегу Суры, отошедшие к Карсунскому уезду.

Приведённые данные говорят о том, что при проведении переписей буртасов просто причисляли в большинстве случаев к мордве. Иногда их записывали ясашными татарами (в Мачказерово) или ясашными крестьянами без указания этнической принадлежности (в Пичеурах). На наш взгляд это делалось для упрощения процедуры сбора налогов.

Тяглое население различных категорий и этнических групп находилось в подчинении разных ведомств. Выплачиваемые ими налоги не были одинаковыми ни по размеру, ни по видам. Сбор налогов с разных категорий населения производился не одновременно и, возможно, разными чиновниками. Например, в налоговых ведомостях Пичеур никогда одновременно не значились русские монастырские крестьяне и ясашные (буртасы и мордва). Поэтому с точки зрения налогосбора проще было записать относительно малочисленных буртасов мордвами. Так было, например, при сборе пошлин с мордовских керметей и мольбищ. В Шугурово, где буртасы считались мордвами, они выплачивали эту пошлину наравне с эрьзянами (см. выше). В Пичеурах мордва, естественно, тоже платила эту пошлину. Однако буртасы, записанные самостоятельной категорией ясашных крестьян (без указания этнической принадлежности), в налоговой ведомости не упомянуты. Значит они либо вообще не платили конфессиальную пошлину, либо платили её вместе с другими мусульманами в другое время.

Кстати говоря, размер пошлины с мечетей и с мордовских керметей согласно указу Петра был одинаковым: «… с женатых и замужних 3 деньги (1,5 коп), …. со вдовцов и с холостых и с малых робят … по две деньги» [13, с. 24]. Интересно, что в этом же указе описан порядок землепользования служителей мусульманского культа - абызов. Землю под усадьбу им полагалось выделять около мечети, а пашню около деревни. Размер пашни составлял 20 четей (11 гектар), сенокосов – 20 копен (1,1 гектара).

Некоторая часть буртасов, как указывалось выше, мигрировала из Алатырского уезда в Засурье и далее на юг. В Саратовских краях кроме Старого Пичеура и Наймана в 17 веке было основано много других мордовских деревень из этого уезда. К ним относятся Кечушево, Баевка, Болдасьево, Кулясова, Мамадышева и др. Согласно переписи 1709 г. [11]  к этому времени они были уже довольно крупными селениями. Этнический состав переселенцев установить невозможно. Однако можно полагать, что среди них были и буртасы (как в Старом Пичеуре и в Наймане).

Возникают ещё два вопроса, связанных с историей буртасов на востоке Мордовии: что заставляло их мигрировать на юг и почему именно в Саратовские края за 200–250 км от обжитых мест. Ответ на первый из них очевиден – массовый наплыв эрьзян из Нижегородских краёв, а также из Низсурского стана Алатырского уезда Это приводило к снижению обеспеченности земельными и другими угодьями и буртасов, и уже проживавших здесь эрьзян.

С началом строительства сторожевой линии Темников – Алатырь – Тетюши на Волге в конце 60 – х годов 16 века земли мордвы в этих краях стали раздавать служилым людям, а затем и российской знати. Мордва вынуждена была сниматься с обжитых мест в поисках свободных земель. При этом в Верхосурском стане оседали в основном жители Низсурского стана, в Верхалатырском – эрьзяне Арзамасского уезда [2]. Процесс этот носил массовый характер и продолжался вплоть до 1-й ревизии 1721 года. А. А. Гераклитов отмечает, что к 1671 году численность мордвы в Низсурском стане уменьшилась в 2,5 раза. Главный поток переселенцев ко времени 1 - й ревизии направляется в Верхосурский стан. Многие эрьзяне, а вместе с ними и часть буртасов следовали дальше – в Засурье и в Саратовские края.

Саратовские края были богаты лесами, что позволяло переселенцам (и буртасам, и эрьзянам) успешно заниматься своими исконными промыслами: бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Климатические условия благоприятствовали также развитию землепашества и скотоводства. Очень важно то, что земли эти в конце 16-го и начале 17-го веков были практически безлюдными, леса по этой причине не вырубались. Поэтому там, в частности, в верховьях р. Терешка, по рекам Ломовка, Кадада, Кулятка и др. ещё до переселения находились бортные ухожаи многих жителей Алатыских деревень: Болдасева, Кишинской, Новых и Старых Найман, Папулева, Черной Промзы, Парадеева [1]. Бортников не останавливала опасная близость со степью, откуда в любой момент могли налететь кочевники.

Достоверно известно, [6, с. 155-156]. что среди буртасов-бортников там были уже упоминавшиеся в статье Исмаилка и Алешка Бараевы. Вполне возможно, что этими ухожаями буртасы пользовались ещё в 14 веке, когда они расселялись на Правобережье Волги. В последующем бортные вотчины передавались по наследству из поколения в поколение.

Отдельно следует рассмотреть историю села Старые Найманы. Безусловно это поселение одно из самых ранних в Восточной Мордовии. Об этом говорит тот факт, что уже к 1624 году от него отпочковались прямо или опосредственно 8 новых деревень [2]. С большой долей уверенности можно полагать, что первопоселенцами Ст. Найман были буртасы. В пользу этого предположения говорит, во-первых, тюркское название села. Во-вторых, в трёх из основанных найманцами деревнях проживали буртасы (совместно с эрьзянами). Всего же в этих восьми деревнях вместе со Ст. Найманами насчитывалось в 1624 году 90 дворов.

В двух деревнях Шугурово было 30 дворов, в Новых Найманах – 18 дворов, в Кишинской вместе с д. Босела – 16 дворов. Многодворность этих деревень сама по себе указывает на их давнее существование.

Можно приблизительно оценить время основания Ст. Найман. Для проведения такой оценки кроме общего числа дворов в 1624 году нужно знать темпы прироста населения и начальный размер Ст. Найман. В источниках приводятся самые разные, порой противоречивые цифры прироста населения в 16–17 веках. Поэтому в качестве образца возьмём село Пичеуры, в котором, как указывалось выше, во второй половине 18 и в первой половине 19 веков население удваивалось каждые 40 лет. Этот период взят в расчёт потому, что за эти годы не было массовой миграции и данные по численности населения достаточно надёжны. Учтём также, что по мнению Хайретдинова Д. З. [4] в 15–16 веках буртасские деревни были двух – трёхдворными. По данным других историков в русских деревнях (как, впрочем, и в мордовских) при их основании насчитывалось обычно по 3–4 двора.

Далее, простой расчёт путём экстраполяции общего числа 90 дворов в 1624 году на время, когда Ст. Найманы были двух- или трёхдворными, даёт нам время основания деревни – 1420 год. Как говорилось выше, примерно в этот период наблюдалась интенсивная миграция буртасов на окраины ордынской территории в Присурье и в Примокшанье.

Конечно, приведённый расчёт весьма приближенный. Ошибка, во-первых, может быть связана с тем, что в Найманы стали прибывать эрьзяне, которые с течением времени либо ассимилировали, либо вытеснили буртасов из деревни. В этом случае время основания деревни надо сдвинуть на более поздний период. С другой стороны, темпы естественного прироста населения в России 15–16 веков были гораздо ниже принятых нами в расчёте. В таком случае дату основания Найман следует сдвинуть на более ранний период.

А. А. Гераклитов отмечает малодворность мордовских деревень Верхосурского стана в начале 17 века [2], что по его мнению свидетельствует об их недавнем появлении. Конечно, в отдельных случаях эрьзянские селения здесь могли возникнуть и раньше массового исхода эрьзян из Низсурского стана. Однако первопоселенцами Восточной Мордовии, за исключением может быть ее северо-восточного угла, несомненно следует считать буртасов.

В заключение следует возвратиться к вопросу об этнической и сословной принадлежности неслужилых татар. При этом необходимо учитывать следующее. Во-первых, неслужилые татары отмечены только в тех деревнях, где числились служилые татары (см. таблицу 1). Во-вторых, неслужилые татары зафиксированы только в Верхосурском стане, где расселялись и буртасы, за одним исключением, о котором говорилось выше.

Сказанное позволяет полагать, что буртасы и неслужилые татары – это одно и то же. Буртасов в данном случае называли неслужилыми татарами лишь для того, чтобы отделить их от служилых татар. Тем более, что они действительно не являлись служилыми людьми. В различных документах буртасов обозначали в сочетании со словом «татары» (татарове-буртасы, буртасовские татары). Часто слово «буртасы» вообще не использовалось (посопные татары, ясашные татары, нагаевские татары и пр.). Почему бы их в таком случае не обозначить ещё и как неслужилых татар. Если наше предположение справедливо, то буртасов в Алатырском уезде было гораздо больше, чем указано в [1, 3].

Таким образом, служилые татары по крайней мере с конца 16 века заселяли восточную часть современной Мордовии и несли здесь сторожевую станичную службу совместно со служилыми людьми других национальностей. Численность татарского населения здесь по тем временам была довольно значительной.

Тюркоязычные буртасы прибыли в Восточную Мордовию не позднее первой половины 15 века. На рубеже 16 и 17 веков часть буртасов из-за наплыва эрьзян начала переселяться в Засурье и далее на юг. Однако основная их масса не покидала обжитые места и постепенно растворилась среди мордвы. В некоторых случаях буртасы были ассимилированы русскими.

С целью упрощения процедуры сбора налогов буртасов чаще всего причисляли к мордвам. Именно с этим, на наш взгляд, связан тот факт, что буртасы к концу 17 века перестали упоминаться в различных документах.

Список использованных источников

  1. Мордовский фронтир в зеркале приказной статистики (первая четверть 17 века). Саранск, 2017. – 400 с.
  2. Гераклитов А. А. Алатырская мордва. – Саранск, 1938.
  3. Акчурин М. М. Буртасы в документах 17 века. В сб. «Этнологические исследования в Татарстане», вып. 6, Казань. 2012, с. 43-48.
  4. Хайретдинов Д. З. Нижние социальные страты в этногенезе нижегородских татар.// Теория и практика общественного развития. 2015, №10, с. 159-163.
  5. ЦГА РМ. Ф.25, оп. 1, д. 60 а.
  6. Хвощев А. Очерки по истории Пензенского края. Пенза, 1922.
  7. Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Мордкиз. Саранск, 1960
  8. Инжеватов И. К. Топонимический словарь Мордовской АССР. – Саранск, 1987.
  9. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т.3, ч. 1, стр.155 – 156. – Саранск, 1939.
  10. Синицын Г. Ф. История села Пичеуры: https://dzen.ru/a/Zhm3wxu5WlGd9_9M?share_to=link
  11. Юбилейный сборник Пензенского статистического комитета, вып. 5, Пенза, 1901.
  12. ЦГА РМ. Ф. 57, оп. 6, д. 12.
  13. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т.3, ч. 2. –    Саранск, 1953.
  14. Симбирская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 г.  Санкт-Петербург, 1863.
  15. Подворная перепись Симбирской губернии. 1910–1911 гг. Вып. 3, Ардатовский уезд. Симбирск, 1913.
  16. Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 г. Саранск. Мордкиз. 1979.