Я неоднократно высказывал тезис, который явно нравится далеко не всем: в крушении того или иного строя виноваты, прежде всего, элиты данной системы.
Те люди, которым была доверена власть. Те государственные деятели, что в решающие моменты бездействовали, принимали неверные решения или самоустранялись.
Конечно, можно 24/7 рассказывать про нехороших революционеров, вездесущих масонов, «иностранных недоброжелателей». Но если элита общества не способна пресечь угрозы или, тем паче, сама себе их создает, или и вовсе — принимает активное участие в революционном процессе... стоит подумать о закономерных итогах.
В ситуации с Российской империей начала 1917 года мы видим, что народные волнения в Петрограде царские власти пытались подавить солдатами-запасниками.
Последние, в массе своей, не являлись подготовленными солдатами, не были лояльными существовавшему строю людьми (там полно было революционеров и лиц, подвергавшихся судебному преследованию, в том числе — «за стрельбу по портретам царя»). И им приказали стрелять по толпам недовольных.
Сами эти запасники находились в неудовлетворительных бытовых условиях, что спокойно признавали все современники. Что ещё любопытнее, так это то, что в такой ситуации власти могли бы привлечь и иные силы:
«Удивлялись, что генерал Хабалов не воспользовался такими твердыми частями, как петроградские юнкерские училища, в которых в это время сосредоточивалось несколько тысяч юнкеров...» (с) генерал Д. Н. Дубенский. Как произошел переворот в России.
Сергей Семёнович Хабалов — это командующий войсками Петроградского округа, получивший в момент беспорядков всю полноту власти в столице.
Оцените ситуацию: С. С. Хабалов начал «давить восстание» недовольными запасниками, а не сравнительно лояльными юнкерами. Но те очень быстро начали «выходить из под контроля».
И тут С. С. Хабалов начал заявлять следующее:
«Признаюсь, я считаю невозможным не то что расстрелять, но даже подвергнуть какому-либо наказанию человека, не спросив его, хотя бы упрощенным судом, не осудив его… а тем паче предать смертной казни!…
Поэтому я потребовал прокурора военно-окружного суда Менде с тем, чтобы спросить, как быть с этой ротой, в которой первоначально было 800 человек: что же делать? — «Несомненно, должно быть дознание, и только после дознания, — полевой суд». — Ну, тогда, — я говорю: — 800 человек — это штука! — дело немыслимое: это в неделю не допросишь…» (с) Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства — Допрос С. С. Хабалова 22 марта 1917 года.
Что-то мне подсказывает: Сергей Семёнович для столь ответственного поста совсем не подходил. Тем более — в такое время.
Отсутствие сколько-нибудь решительных государственных деятелей в феврале 1917 года отмечали многие современники. Может, они и были, но явно не в тех местах, где «решалась судьба монархии».
Хотя в сравнении с царским Советом министров С. С. Хабалов ещё «большой молодец». Последним председателем высшего исполнительного органа Российской империи был Николай Дмитриевич Голицын.
Н. Д. Голицын стал председателем Совета министров незадолго до Февральской революции, позднее рассказывал всем, что... оказался на такой ключевой должности вопреки своему желанию и неожиданно для самого себя:
«Для меня это совершеннейшая загадка до настоящего времени. Я должен сказать, что мое назначение, как мне было известно, состоялось по ходатайству лиц, которые не пользовались ни уважением, ни доверием...» (с) Допрос князя Н. Д. Голицына. 21 апреля 1917 года.
Фактически, Совет министров «самораспустился», спокойно уступив свои функции «временным». Конечно, в такие времена военная власть первична... но военную власть представлял С. С. Хабалов.
Проблема в том, что царский Совет министров представлял из себя контингент случайных людей, которые в 1917 году просто растерялись. Отличное «дополнение» к местному военному руководству.
«В самом Петрограде, где уже шли беспорядки, не было заметной авторитетной власти, не было имени, которое знали бы народные массы.
Командующий петроградскими войсками генерал Хабалов — ничем не заметный генерал, а имя министра внутренних дел Протопопова стало ненавистно Петрограду и всей России...» (с) генерал Д. Н. Дубенский. Как произошел переворот в России.
Александр Дмитриевич Протопопов, последний министр внутренних дел, многими современниками характеризовался как психически больной человек. Оно, конечно, может быть и некоторым преувеличением... вот только итоги его деятельности как бы сами за себя говорят.
Это раз. И два — опять же, на допросах он себя раскрывал просто отлично:
«Когда я приехал первый раз к государю, то я действительно ему доложил, что опытности в этих делах не имею...»
«Движение это рисовалось мне таким образом, что вся Россия взбаламученное море, и притом — где слои, которые были бы довольны?
Таких нет. — Где слои, на которые можно было бы опираться, внушали бы доверие? Таких нет, — вот какую картину представляла вся Россия...» (с) допрос А. Д. Протопопова, 21 марта 1917 года.
Вот все они так говорили: сами не знаем, как стали министрами, опыта нужного не имели, жизнь нас к такому не готовила... а какого лешего тогда соглашались на столь ответственные посты и должности (замечу, что для многих такой выбор стал в прямом смысле слова роковым)? Если знали заранее, что «не вывозите»?
Иными словами, такая система, полная случайных, нерешительных, некомпетентных и «дряблых» сотрудников на ключевых постах... она могла держаться только в тепличных условиях.
Вот в этом и заключается заметная проблема предреволюционной системы: часто ведь пишут о том, что нужно было «жестко давить революцию».
Простите, а кем? Если «снизу» у вас — «крестьяне в солдатских шинелях», вчера стрелявшие по портретам царя. А «сверху» — такая вот элита (а ещё у вас в XX веке СМИ с пропагандой де-факто отсутствуют). Где порой реально сложно разобраться, где была некомпетентность, где — слабость, а где — «игра на две стороны»...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!