Найти в Дзене
Мёдный Рыцарь

Лимон зреет дважды

Как случился нежный роман о попаданцах-дураках Недавно Маруся Крехова и Аня Черкасова — молодой тандем в большом мире литературы — выпустили свой первый роман в жанре эпического фэнтези “Легенда о Конокраде” и сразу же отправили его на конкурс “Магия текста” от ЛитРес. К моему глубочайшему сожалению, с ним они пролетели, как фанера над Парижем. Эта книга, рассказывающая маленькую историю в огромном мире, заложила основу целой вселенной — самобытной и притягательной. Однако среди множества достоинств мой прицельный взгляд выявил и несколько серьёзных критических вопросов. Вопросов, на которые авторам придётся ответить. Сразу обозначу свою позицию в жизненном цикле “Конокрада”. Я читал самые ранние версии первой главы, был зрителем и участником оживлённых споров о содержании книги между Марусей и Аней. Мне довелось увидеть краем глаза становление этой истории из многочасовых “разгонов” в небольшие наброски, а затем и в полноценную книгу. Поэтому весь дальнейший диалог будет освещаться н

Как случился нежный роман о попаданцах-дураках

Недавно Маруся Крехова и Аня Черкасовамолодой тандем в большом мире литературы — выпустили свой первый роман в жанре эпического фэнтези “Легенда о Конокраде” и сразу же отправили его на конкурс “Магия текста” от ЛитРес. К моему глубочайшему сожалению, с ним они пролетели, как фанера над Парижем. Эта книга, рассказывающая маленькую историю в огромном мире, заложила основу целой вселенной — самобытной и притягательной. Однако среди множества достоинств мой прицельный взгляд выявил и несколько серьёзных критических вопросов. Вопросов, на которые авторам придётся ответить.

Обложка книги. Здесь и далее рисунки Ани Черкасовой
Обложка книги. Здесь и далее рисунки Ани Черкасовой

Сразу обозначу свою позицию в жизненном цикле “Конокрада”. Я читал самые ранние версии первой главы, был зрителем и участником оживлённых споров о содержании книги между Марусей и Аней. Мне довелось увидеть краем глаза становление этой истории из многочасовых “разгонов” в небольшие наброски, а затем и в полноценную книгу. Поэтому весь дальнейший диалог будет освещаться не только с позиции читателя, но и человека, знакомого с авторами и их ходом мысли. Именно в этой стезе я буду хвалить и ругать.

Для начала, о чём книга? Сюжет повествует о троице ранимых подростков: калеченной бегунье Сауле, замкнутом в себе “злом гении” Ромчике и простодушном носителе навыков боксёра и танцора Даниле. Эти ребята, каждый со своими проблемами и триггерами попадают в иной мир, мир Шири. Представьте себе древнюю Русь вперемешку с интригами, достойными Смутного времени, которая вожделенно смотрит в сторону Игры Престолов, но как бы говорит “This is brilliant. But I хочу быть с Наруто”. Здесь есть деревни, королевства, хаты, Боги и магия под названием “слог”, пронизывающая и питающая всё живое в этом мире. И в этот, на первый взгляд, хаотичный бульон попадают наши ничего не умеющие (причём в обычной вселенной) герои. Их единственное оружие в этом месте — их самоценность для местных властителей. Последний иномирец оказался здесь больше двух столетий назад, и он буквально изменил мир до неузнаваемости, а после, как гласят легенды, вернулся назад — домой. Он оставил после себя “дневники Сеятеля”, в которых может скрываться секрет пути обратно, в нормальный мир. Именно этого и хотят герои. По крайней мере, в начале.

Момент перехода между реальностями
Момент перехода между реальностями

Если остановиться на содержании сюжета, не учитывая особенностей лора, оно может показаться весьма тривиальным. Обычные люди оказываются в неизвестном им мире с магией и страдающим средневековьем, где единственной разумной целью является желание вернуться в нормальную реальность. Вот только всё не так однозначно. История стартует как простенькое жанровое приключение, но перерастает в драму о самоопределении с долей межгосударственных интриг и Божественного вмешательства. И вся изюминка тут в героях.

Сауле — девушка с инвалидностью. Она потеряла половину ноги из-за саркомы. Это разрушило её успешную карьеру молодой легкоатлетки, но главное — она лишилась смысла жизни. Когда ты с раннего возраста становишься профессиональным спортсменом, всё твоё существование крутится вокруг физической нагрузки. В этом случае —  бега. Как быть после такого? Насколько легко признаться себе в том, что мир вокруг тебя продолжает движение, а ты должен развернуться на все 360 градусов, чтобы не отстать от него? Сауле, как и авторы книги, честно отвечает на этот вопрос: не знаю. Она просто пытается найти новый смысл, новый трек, если угодно. И хотя её история тянет на полную мрака трагедию, писательницы не превращают её в оную, а подают все переживания героини с небольшой капелькой юмора и иронии. Да, куда ей угнаться за лошадью? У неё же четыре ноги! Зато у Сауле есть одна для ходьбы, а вторая — тоже для ходьбы, или крайне нелепой драки с использованием протеза вместо меча.

Другие персонажи получились такими же живыми, честными и с вкраплением милой придурковатости. Поэтому ты как читатель веришь в них. И почти всегда веришь в то, что они делают… Но об этом позже.

Основные действующие лица получились очень выразительными
Основные действующие лица получились очень выразительными

Пожалуй, пора поговорить о Шири — мире, где разворачиваются основные события. Это территория в пространстве со знакомыми нам пейзажами, с делением земли на государства и правителей, а также на дворян и крестьян (иногда и на рабов). В Шири, помимо сложной и многогранной политической обстановки, существуют три важных аспекта: магия или же слог, исторический контекст и Божественная воля.

Слог — это магия, рождённая голосом. Некогда Бог смерти — Кертту — даровал его людям, но не как благо, а как проклятие. Он коснулся языка грешной женщины, и та получила возможность создавать материю и подчинять стихии. Однако взамен слагатель должен заплатить кровью. Фигурально выражаясь. Ценой может быть и ноготь, и волос, и слеза со слюной. В общем, наше естество. Но концепция обмена пронизывает весь мир Шири. Это пока что не до конца сформированная вселенная, которая вытягивает объекты (а временами даже субъекты) из нашего, знакомого читателю обычного мира. И попавшие в Ширь предметы, во-первых, подвержены медленному старению, а во-вторых - они являются мощным оружием, так как обладают невосприимчивостью к слогу, главной и опаснейшей силе в Шири.

При прочтении у меня возникло ощущение детского восторга от этой задумки, но также появились и некоторые вопросы. Например, если, как выясняется по ходу сюжета, у всего в этом мире есть слог, а у чего или кого его нет, тот умирает, то как герои могут существовать? У них ведь нет слога. И не только у них — есть ещё Марфа, которая вовсе потеряла этот дар, но вроде продолжает ходить по свету, целая и невредимая. Причём, об этом обстоятельстве вообще не даётся никакой подробной информации. Поэтому ближе к развязке, когда мы видим всю разрушительную мощь необузданного слога, ты читаешь текст со знаком вопроса вместо лица. Развития этой темы явно не хватило в первом томе. Что странно: герои не особо-то и пытаются разобраться в магии. Что ещё страннее! Ведь любой человек, оказавшись в такой ситуации, сразу же постарался бы узнать как можно больше о такой крутой способности. Хотя, учитывая, что герои не обладают слогом, возможно, они просто расстроились и забили… Жаль, и этого нет в книге.

Сауле и Данил (не пара)
Сауле и Данил (не пара)

Вспомним об истории Шири и Богах. Эти темы в книге затронуты очень косвенно. Опять же, наши попаданцы не слишком то проявляют интерес к своему новому дому. И даже Ромчик, которого представляют как героя-исследователя, не уделяет этим вопросам должного внимания ни в дневниках Самозванца, ни в основном сюжете. По этой причине такое множество интереснейших событий остаётся за пределами обзора читателя! Предположу, что явление Сеятеля, судьбы и вмешательства Богов, а также события гражданской войны под названием Раскол будут рассказаны в последующий томах. В то время как в первом они просто заявляются. Но хотелось бы чуточку больше! Потому что мир, созданный Марусей и Аней, со всеми его красивыми названиями, маленькими историями, деталями и правилами невероятно вдохновляет. Хочется прочитать какой-нибудь учебник по нему, как “Сильмариллион” Толкиена. Но читателя оставляют временами в неоправданном голоде.

Особенно хочу выделить проблему декораций. Несмотря на их первоначальную выразительность в момент появления, дальнейшего развития локаций неприлично мало. Мир будто бы замирает, когда главные герои покидают то или иное место, а ход времени восстанавливается только в момент их возвращения. Безусловно, этот недостаток скрашивается красивой закольцовкой пролога и эпилога, которые дают ощущение цельности и взаимосвязанности всех происходящих событий. Но такая красота в конце не отменяет некой пустоты в середине. Цран и Ратта — это очень интересные места, которым не хватает будничной жизни. Причём, если последний появляется в книге не на большой период, то на первом происходит почти половина всего действия.

Ивор - властитель Црана
Ивор - властитель Црана

Повествование в книге происходит через взгляд Сауле или одного из двух других главных героев, но реже. Такой подход позволяет добиться сопереживания судьбе Сауле, однако оставляет неудел Ромчика и Данилу. Некоторые их поступки, особенно ключевые для сюжета, кажутся недостаточно мотивированными. Потому что мы не прочувствовали их, как должно. Или даже не увидели то, что предшествовало им (я на тебя смотрю внезапное двойное предательство в кульминации). Конечно, можно возразить, что если рассказать слишком много о линиях второстепенных героев, то не будет эффекта неожиданности. Но ведь его можно достичь решениями, которые обосновываются характерами! А не обстоятельствами, скрытыми от глаз читателя.

Концепты Сауле
Концепты Сауле

Взглянув на все перечисленные претензии, можно заметить ключевое слово — “больше”. Основная моя критическая мысль сводится к тому, что авторы недодают важных и не очень эпизодов, фактов, историй. Именно из-за этого возникают многие озвученные мною вопросы. Во время прочтения романа на первый план выходит его неполнота, которая затмевает всё то прекрасное, что в нём есть. Великолепные герои, невероятно продуманный мир, живая история, потрясающий стиль написания: многое остаётся без должного внимания. И только в конце, на последних страницах, ты полностью проникаешься увиденным. До тебя как бы доходит тот приятный аромат, который всё это время кружился где-то рядом, но перебивался более сильным запахом.

Сауле наедине с монументом Сеятеля, 6 глава
Сауле наедине с монументом Сеятеля, 6 глава

Учитывая, что Маруся с Аней не прошли в лонг-лист конкурса (ЛитРес?), можно только порадоваться за авторов. У них появилась возможность собрать фидбэк, сесть за крепкую редактуру и довести произведение до предела его художественных возможностей. Да, уже сейчас это отличная книга, но она может и должна стать ещё лучше. Но это часть обращения — к писательницам.

Читателям же я могу смело порекомендовать этот роман. Наверное, в статье многовато примитивных хвалебных эпитетов и мало конструктивной критики, но когда текст действительно понравился, хочется его так легонько пожурить, чисто ради приличия, и хорошенько, с чувством поцеловать. Собственно, это и был мой размашистый поцелуй “Легенде о Конокраде”.

Книга доступна на ЛитРес. Ждём печатную версию, а также вторую часть, которая пишется буквально на моих глазах…

Эта и другие мои публикации также доступны в моём телеграм канале @medniknight. В нём я публикую не только большие статьи, но и веду микро блог о жизни сценариста в Москве. Подписывайтесь!