Найти в Дзене
Фотожизнь

Революция в фотографии, или как женщина изменила мир.

Фото Джулии Маргарет Камерон, 1865-1866 г.
Фото Джулии Маргарет Камерон, 1865-1866 г.

Фотография плотно вошла в нашу повседневную жизнь. Сейчас не снимает только ленивый. Практически все современные гаджеты оснащены камерой, даже с помощью детских смарт часов можно сделать снимок. Но это сейчас, а что было на заре фотографии, почти двести лет назад?

Почему люди на ранних фотографиях не улыбались?

Ответ прост, чтобы сделать снимок требовалось время, и не малое. Когда нам говорят подождать пятнадцать - двадцать минут, мы начинаем ходить кругами, притопывать ногой, стучать пальцами и всячески выражать нетерпение. Но знаете ли вы, что первая фотография в 1825 году снималась восемь часов! Это был городской пейзаж и солнце успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. Как вам такая выдержка? Готовы ли вы бросить все свои дела, сесть поудобнее и позировать хотя бы полчаса? А пару часов? Ради одной единственной фотографии.

Тут уж не до улыбок, мышцы затекали, и были придуманы специальные приспособления для поддержки головы. Сложное было время, но прогресс не стоял на месте, и уже к шестидесятым годам девятнадцатого века время позирования сократилось до семи-восьми минут. Но и такое "короткое" время высидеть с улыбкой на лице очень сложно, да и сама фотография представляла собой в основном мужские портреты, сделанные в студии, больше напоминающей джентльменский клуб. И, естественно, строго регламентировалась профессиональными нормами того времени.

А именно об особенностях того времени мне и хотелось бы рассказать.

В викторианской Англии, в начале второй половины девятнадцатого века появляется первая женщина фотограф. Явление по своей натуре беспрецедентное! Но еще больше оно шокировало почтенное патриархальное общество тем, что эта женщина посмела нарушить все догматы, установленные для такого понятия, как фотография.

Давайте на минутку перенесемся в прошлое, чтобы в полной мере представит себе нравы того времени.

В России только - только отменили крепостное право (1861 год), и такое понятие, как права женщин считалось забавной шуткой.

Так Лев Толстой писал:

О времена, о нравы...
О времена, о нравы...

До конца девятнадцатого века женщины в России не имели права голоса, полностью подчинялись воле родителей до брака и мужу после свадьбы.

Работать же женщины могли гувернантками, сельскими учительницами, но только дворянки, а женщины низкого сословия трудились на полях, нанимались судомойками, кухарками или горничными. Плата была мизерная, а нередко и вообще отсутствовала.

Вот такая не радостная картина, и это при том, что Россия была передовая страна, во многих странах дела обстояли намного хуже.

В Англии же законодательно женщина принадлежала сперва отцу, потом мужу. Во время венчания родитель передавал руку доче ее новому господину, это не метафора, это факт. Сейчас мы смотрим голливудские фильмы и умиляемся, когда гордый отец ведет дочь под венец, кладет ее ручку на руку жениха, и тихонько утирая скупую слезу, отправляется на свое место, наблюдать за церемонией, пока счастливая пара обменивается обетами. Все это красиво и романтично сейчас, но чуть больше ста пятидесяти лет назад супруг контролировал передвижения жены, ее интересы, круг общения (если таковой имелся). Женщина не имела своих денег, даже если до брака получила наследство, после вступления в брак, оно переходило к мужу. Не могла женщина иметь и счет в банке.

«Она должна быть прочно, неподкупно добра; инстинктивно, безошибочно мудра, мудра не для саморазвития, а для самоотречения: мудра не для того, чтобы ставить себя выше своего мужа, а для того, чтобы мужчина никогда не терпел неудачу в своих делах.»

М-да... как думаете, кто это написал?

И вот во времена подобных нравов в стратифицированном обществе, в клубе фотографов выясняется, что какая-то женщина посмела не просто взять в руки фотоаппарат, она изобрела совершенно революционный метод съемки, который в последствии мы будем называть художественной фотографией.

Эта женщина вывела своих моделей на природу, она одевала их в костюмы, воссоздавая сцены из классических произведений!

Всего этого уже довольно, для придания ее остракизму, но Джулия Камерон на этом не останавливается. В 1865 году состоялась ее первая и единственная выставка. До этого Джулия снимала всего два года, дочь подарила ей фотоаппарат в 1863 году, а всего за 11 лет творчества она создала более 900 снимков.

На мой взгляд, это ярчайший пример стремительной карьеры, потому что Джулия Камерон снимала не только своих детей и соседей, перед объективом ее камеры почли за честь предстать видные деятели того времени, например: Чарльз Дарвин, Альфред Теннисон, Грегори Лонгфелло, и многие другие!

А знаете ли вы, что она создала портрет Алисы для Льюиса Кэрролла? Эта невероятная женщина просто перевернула мир фотографии, который разделился на до и после. Да, возможно в то время, когда искусство фотографии только зарождалось придумать что-то новое было не сложно, но я не просто так вставила урок истории в эту статью. Придумать что-то новое, и возможно, преодолев критику признанных мэтров и можно было, но только не женщине!

Алиса Лидделл, фото Джулии Маргарет Камерон.
Алиса Лидделл, фото Джулии Маргарет Камерон.

В сорок восемь лет, впервые взяв в руки камеру, эта женщина смогла произвести революцию. И дело даже не в каком-то отдельном факте, а в их совокупности.

Даже сейчас, спустя полтора века после ее смерти, она продолжает поражать и восхищать! В ее работах черпали вдохновение художники того времени, и фотографы современности. На ее примере можно понять, что нет ничего невозможного. Вот так, полтора века назад, одна скучающая аристократка, проживавшая на острове Уайт подарила нам художественную фотографию. Вот так, с ее легкой подачи миллионы фотографов во всем мире снимают своих моделей на природе, при естественном свете. Вот так, из простого документирования происходящего фотография превращается в жанровый портрет, который передает сюжет и атмосферу. Таким образом Джулия Камерон научила нас создавать фотографии, которые передают и вызывают эмоции, заставляют зрителя задуматься над сюжетом. Именно к этому стремится каждый фотограф.

Слева фотография Джулии Камерон, снятая в 1866 году, справа Энни Лейбовиц, снята для Vogue в 2013 году.
Слева фотография Джулии Камерон, снятая в 1866 году, справа Энни Лейбовиц, снята для Vogue в 2013 году.

Ну, а если вас эта статья заставила задуматься об атмосферной фотосессии, переходите в мой telegram канал https://t.me/life_inphoto , от фотосессии вы получите массу удовольствия и фотографий, которые захочется рассматривать и пересматривать не один десяток раз!