Найти тему
Бешеная канарейка

История не терпит сослагательного наклонения

Как-то, прогуливаясь по улочкам сербского города Нови-Сад, мы с мужем набрели на старое кладбище, коих в этом городе насчитывается около десятка. На воротах прочитали название: «Успенско гробље». Калитка оказалась не заперта, поэтому мы смело переступили порог «города мёртвых» и погрузились в благостную атмосферу кладбищенской романтики.

С первого взгляда мы не увидели ничего не обычного. Небольшая часовня. За ней главная аллея, вдоль которой в тени вековых деревьев расположились могильные плиты, кресты и памятники, некоторые из которых можно смело назвать шедеврами погребального искусства.

Вот могила Светозара Милетича – мэра Нови-Сада, сербского патриота и политика, включённого в перечень ста самых выдающихся деятелей Сербии. Неподалёку могила Якова Томича – известного сербского журналиста и писателя. А вот памятник Васу Стайичу - одному из самых видных фигур сербской истории, защитнику мультикультурализма, борцу против национальной исключительности.

Свернув с центральной аллеи, мы прошли вглубь кладбища. Могилы здесь были гораздо скромнее, и большинство из них выглядело заброшенными. Разросшийся повсюду плющ, скрытые в траве надгробья, покосившиеся каменные кресты, на которых едва читались знакомые фамилии - Трубецкой, Волконский, Тютчева.

Вчитываемся в эпитафии:

«Россiйскiй консулъ въ Македонiи Павелъ Артемьевичъ Лобачевъ», «Здесь почиваетъ князь Николай Петровичъ Трубецкой», «Здесь покоится военный инженеръ полковникъ Сергiий Александровичъ Макавеевъ», «Ген.-майоръ Оеодоръ Васильевичъ Воронцовъ», «Екатерина Петровна Климович (Тютчева)».

Обходим всю восточную часть кладбища. Сколько здесь русских могил!

Уже потом, придя домой, узнаю, что именно на Успенском кладбище нашли свой последний приют большинство русских эмигрантов, волею судеб оказавшихся в начале XX века на сербской земле. Дворяне, мещане, помещики, военные, купцы, интеллигенты, казаки и даже крестьяне, не желающие признавать власть большевиков, покинули свою Родину и стали для неё отверженными на многие десятилетия.

Судя по архивным документам, к 1928-му году в Королевстве сербов, хорватов и словенцев насчитывалось примерно триста колоний русских беженцев и эмигрантов, состоявших примерно из сорока тысяч человек. Их количество постоянно менялось, так как некоторые прибывшие рассматривали Балканы в качестве временного пристанища по пути в Западную Европу.

Крупнейшая русская колония была в Белграде. Она состояла примерно из 10 тысяч человек. Второй по численности оказалась новисадская колония, в которой в разное время проживало от 500 до 2000 русских (не считая тех, кто принял югославское подданство).

Почему именно эта страна так приглянулись бывшим российским гражданам, и какова была жизнь русского эмигранта на Балканах? На эти вопросы я нашла ответы, прочитав две очень интересные и познавательные книги. Одна из них называется «Русская эмиграция в Сербии XX–XXI вв.», написанная Виктором Косиком, исследователем по истории российской эмиграции в Болгарии и Югославии. А другая книга «У излучины Дуная. Очерки жизни и деятельности русских в Новом Саду» за авторством Алексея Арсеньева, представителя третьего поколения русских эмигрантов, прибывших в Королевство сербов, хорватов и словенцев в начале XX века.

Обе книги широко освещают тему русской жизни после «бега». Тексты пронизаны личными воспоминаниями, стихами, цитатами, фрагментами записей из дневников и фотографиями, помогающими почувствовать настроения русских изгнанников, не забывавших своей Родины и стремившихся жить на чужбине полноценной жизнью, создавая вокруг себя свой Петербург, свою Москву, свой Киев или любой другой уголок родной земли.

Так почему же всё-таки именно Сербии предстояло стать вторым домом для тысяч русских эмигрантов? Причин этому было несколько.

Во-первых, сказались исторические, культурные и духовные связи России и Сербии, имеющие многовековую традицию, начинающуюся, как минимум, со времён Крещения Руси. Во-вторых, русские пользовались особой любовью сербского народа, который они поддерживали в борьбе за национальное освобождение сначала от многовекового турецкого ига, а затем и во время Первой мировой войны в конфликте с австро-венграми. Поэтому помощь братскому народу осуществлялась под лозунгом возвращения исторического долга России. И, в-третьих, существенную роль сыграл тот факт, что в то время во главе Королевства сербов, хорватов и словенцев стояла сербская правящая династия Карагеоргиевичей, связанная с домом Романовых не только взаимными договорами и обязательствами, но родственными узами и личной симпатией.

Всё это в совокупности определило выбор эмигрантов, которые, по словам В.А. Маевского, историка и современника тех событий:

«въехали тогда в сербскую землю, не стесняемые никакими квотами, визами, ограничениями, паспортами и пр. Братская страна впускала к себе русских, не стесняя их формальностями, которые существовали при въезде в европейские и американские государства».

Но почему именно провинциальный сербский городок Нови-Сад, находящийся вдали от шумных европейских центров русского зарубежья, привлёк внимание эмигрантов той волны, состоявшей в большей степени из военных, а также из представителей русской интеллигенции, деятелей российской науки, искусства и образования?

К тому времени Нови-Сад благодаря своему бурному развитию был крупнейшим сербским селением, достигшим своего культурного апогея. Даже Белград на его фоне выглядел провинциальным уездным полутурецким городом с ориентальным патриархальным укладом жизни и соответствующей архитектурой.

В городе имелась своя типография, действовали Сербская гимназия, первый на Балканах профессиональный Сербский национальный театр и культурно-просветительное заведение Матица сербская. Все это существовало наряду с венгерскими, немецкими, словацкими и еврейскими культурными учреждениями. При этом Нови-Сад являлся центром крупных сербских землевладельцев, влиятельных политических партий и прессы, учащейся молодежи и богемы — сербских поэтов, художников, публицистов. Именно в этот период за Нови-Садом закрепилась слава культурного сербского центра, который в народе прозвали «Сербскими Афинами».

Поэтому для прибывших эмигрантов, носителей богатейшей культурной традиции, обладающих хорошим образованием и немалым творческим потенциалом, Нови-Сад выглядел гораздо привлекательнее и перспективнее не только в плане обустройства быта, но и возможности найти хорошую работу, реализоваться творчески и, что немаловажно, дать своим детям приличное образование. Как сказал в своей книге Алексей Арсеньев:

«Русские умы и таланты пришлись здесь как нельзя кстати».

С момента их появления культурная жизнь новисадской провинции потекла под знаком русского искусства. Город буквально накрыла волна русских гастролёров: оперных и эстрадных певцов, солистов балета, музыкантов, народных хоров, трупп классического и пластического танца и даже артистов цирка.

Под влиянием впечатлений от этих выступлений в Сербском национальном театре была основана оперная труппа, большинство солистов, хористов и музыкантов которой составляли бывшие артисты оперных театров Петербурга, Москвы, Одессы, Киева, Варшавы и Тифлиса. Балетную труппу театра пополнили русские балерины,хореографы и танцовщики, получившие известность еще в императорской России. В репертуаре драматической труппы появились спектакли по произведениям Пушкина, Достоевского, Тургенева, Чехова, Толстого, в постановке которых участвовали знаменитые русские режиссеры и актёры.

При этом русские мастера умели не только петь, играть, танцевать и исполнять на балалайках классику. Они зарекомендовали себя отличными педагогами. В разнообразных школах, студиях и классах они открывали юным талантам чарующий мир искусства.

Впоследствии сами сербы признают, что русские оказали огромное влияние на воспитание отечественных актёров, певцов, танцоров и музыкантов, заменивших спустя время своих русских коллег и учителей.

Своей главной миссией эмигранты считали сохранение русского духовного и культурного богатства. В связи с этим особое значение придавалось педагогической, просветительской и научной деятельности, изданию книг, организации сети читален и библиотек.

В 1921 году в Нови-Саде открылся первый русский детский сад и четырехклассная прогимназия, преобразованная затем в восьмиклассное Русское реальное училище. Юноши учились в Русском кадетском корпусе, а девушки - в Девичьем институте.

Активно развивалась деятельность различных обществ и кружков, целью которых было сохранение русской культуры, ее духа, основных начал и передачи ее молодому поколению, вырастающему заграницей.

В 1925 году в Сербской матице, появилось отделение Русской матицы, которое являлось одним из самых деятельных отделений этой культурно-просветительной организации. Оно устраивало курсы обучения русскому языку, проводило публичные лекции, в том числе и на сербском языке, выпускало книги для детей и юношества, публицистическую литературу, ставило спектакли и даже обустраивало могилы скончавшихся здесь российских военнопленных 1915-1918 годов.

Русские в Нови-Саде были не просто активными участниками и организаторами культурной и просветительской жизни, но и играли важную роль посредников между могучей русской культурой и культурой многонационального народа, населяющего этот город.

Говоря о влиянии русских эмигрантов на новисадскую жизнь, невозможно не упомянуть о заслугах русских специалистов, принятых на работу в административные, промышленные и хозяйственные учреждения этого города.

После всех пережитых войн Сербия остро нуждалась в опытных квалифицированных кадрах, коих среди прибывших русских было предостаточно. Врачи, учителя, учёные, инженеры, финансисты, юристы, архитекторы, профессиональные военные и специалисты сельского хозяйства, - все они были самоотверженно погружены в порученную им работу, добросовестно служа во благо развития принявшей их страны.

Их достижения говорят сами за себя. Например, под руководством русского микробиолога Дмитрия Конева в Нови-Саде началось строительство известного Пастеровского бактериологического института, в котором очень нуждалась вышедшая из войн страна.

При Институте агрономических исследований научными изысканиями занимались российские учёные, чьи труды сыграли очень важную роль в развитии сельского хозяйства не только Сербии, но всего Королевства сербов, хорватов и словенцев.

На государственной службе новосадского Управления строительными работами числилось более 20 русских инженеров. Очень часто русские архитекторы являлись ведущими специалистами при разработке проектов различных общественных зданий. Одним из самых известных таких специалистов в Нови-Саде был Юрий Шретер, по проекту которого построен знаменитый Офицерский дом. Мы видели его, когда прогуливались по набережной Дуная.

Своей деятельностью общее уважение в сербском обществе снискали и русские юристы. Например, в 1928 г. русский нотариус, доктор права, Георгий Вишневский по указу Королевской канцелярии был назначен на высокий пост районного судьи.

Между мировыми войнами Нови-Сад был важнейшим авиационным центром молодого Королевства. Здесь находился Первый воздухоплавательный полк, в котором служило более 30 русских пилотов, инструкторов, авиамехаников и радиотехников. Ими было основано Общество офицеров Российского военно-воздушного флота, кстати, по инициативе которого в 1923 году в стране была организована авиапочта, и появились первые пассажирские рейсы из Белграда в другие города Королевства. Сербы отмечают, что благодаря русским летчикам и инженерам военная, а позднее и гражданская авиация Югославии занимала одно из ведущих мест в Европе.

Добрую память о себе оставили русские преподаватели Сербской гимназии. С кафедры Матицы сербской часто выступали русские учёные, академики, университетские профессора, и даже произносил проповеди глава Русской зарубежной церкви блаженнейший Антоний, один из самых образованных людей своего времени, глубокий ученый, мыслитель, чьи труды занимают достойное место в богатейшем наследии отечественной философско-религиозной мысли.

А ещё Нови-Сад славился русскими издательствами и типографиями, более 20 лет выпускавшими на русском языке книги, которые сыграли значительную роль в ознакомлении сербского читателя с произведениями русских писателей.

Чем же занимались жёны прославленных русских мужей, пока те самоотверженно посвящали себя делу развития принявшей их страны? Конечно, обустраивали быт, обеспечивали семейный досуг, налаживали социальные связи, занимались образованием своих детей, участвовали в благотворительности, а некоторые даже открывали бизнесы в сфере услуг – ателье, прачечные, продуктовые лавки, столовые, блинные и чайные.

Говорят, русские медленно привыкали в местной пище с острой приправой, а также к рюмочкам местной ракии без закуски, к черному турецкому кофе и стаканчику вина, подаваемому не за обеденным столом. Поэтому заведения, открытые соотечественниками, были отдушиной для русских сердец и желудков. Да и сербы со временем смогли оценить некоторые наши национальные блюда по достоинству. Вот как об этом рассказывает Арсеньев:

«С появлением беженцев в продуктовых лавках можно было приобрести водку, сельдь, кетовую и паюсную икру, гречневую кашу и «руски чaj» — напиток, едва до тех пор известный местному населению, так как чаем здесь называлась сильно засахаренная настойка из целебных трав, которую, морщась, пили во время болезни. Новосадцы с недоверием относились к русской еде - ватрушкам, блинам, киселям, пирогам с капустой, вареникам, борщу, щам, кашам и квасу. Однако пирожки и винегрет им нравились, а «салат Оливье» уже в 20-х гг. получил широкое распространение. До русских эмигрантов об этом блюде здесь не знали, теперь оно в Сербии известно исключительно под названием «руска салата».

И ещё поделюсь одним интересным, я бы даже сказала, забавным свидетельством, которое оставил один владелец цветочного магазина. Оказывается, в Нови-Саде не было принято покупать цветы дамам, отправляясь к ним в гости. Цветы, оформленные в траурные венки и букеты, местные жители покупали лишь с той целью, чтобы возложить их на могилу почившего родственника или знакомого. Поэтому цветочный бизнес в городе прозябал в глубочайшем унынии и зачастую считался убыточным. С появлением русских эмигрантов, которые любили ходить друг к другу в гости, прихватив для хозяйки дома букетик цветов, дело пошло на лад. При этом цветочник утверждает, что впоследствии этот обычай у русских эмигрантов переняли и другие жители Нови-Сада, начав одаривать своих дам прекрасными живыми цветами, не дожидаясь их проводов на тот свет.

Что касается проведения свободного времени, то в эмигрантской среде по-прежнему было принято устраивать балы и концерты, готовить любительские спектакли, отмечать праздники, принимать заезжих знаменитостей, читать и играть в карты. В общем, по возможности эти люди старались делать всё то, что создавало иллюзию их прежней жизни, позволяя хоть на время забыть о своём удручающем положении беженцев, эмигрантов и изгнанников.

С тех пор прошло уже больше ста лет. За это время было проведено немало исследований русской эмиграции, написано достаточно книг и сказано много самых разных слов. Но до сих пор никто так и не смог даже приблизительно оценить масштаб потерь, которые понесла Россия в XIX- XX веках в результате нескольких эмиграционных волн. Несозданные научные школы и лаборатории, неразработанные технологии и несделанные открытия, неосуществлённые исследования и эксперименты, ненаписанные учебники и художественные произведения, непоставленные спектакли и неснятые кинофильмы и, наконец, невосполнимые потери национального человеческого капитала. Кто скажет, какой сегодня могла бы быть Россия, не случись тех трагических событий?

Говорят, история не терпит сослагательного наклонения. Как научная дисциплина она должна учитывать лишь факты, а они говорят нам о том, что сто лет назад миллионы россиян вынуждены были покинуть родную страну, прожить жизнь на чужбине и найти последний приют в одинокой могиле на старом кладбище в чужой стране.

С одной стороны, их судьба выглядит трагичной. Но с другой, то, как они прожили свою жизнь и какой след оставили после себя, заслуживает уважения и восхищения.

Они не просто выдержали испытание временем, построили заново дом, обустроили быт и наладили человеческую жизнь. Они отдали свои силы и талант городу, давшему им возможность жить и творить. Они внесли свои имена в историю чужой для них страны, в строительстве которой они принимали самое деятельное участие. Они приложили массу усилий, чтобы сохранить и передать свое богатое культурное и духовное наследие своим потомкам, вынужденным оставаться за пределами своего Отечества на протяжении ещё многих лет. Несмотря ни на что, они смогли сберечь любовь к своей Родине и поделиться ею с теми, кто принял их на своей земле и разделил с ними нелёгкую судьбу эмигранта.

P.S. По разным подсчётам с момента начала СВО Россию покинуло примерно 1,5 млн россиян. Это крупнейшая волна эмиграции из страны с момента распада СССР. Причины? Несогласие с действиями российской власти, политическое и уголовное преследование, опасение за свою безопасность в условиях военных действий и репрессий, ожидание значительного ухудшения экономической и гуманитарной ситуации в родной стране. Больше ста тысяч русских эмигрантов, релокантов, беженцев, изгнанников (называйте, как хотите) в качестве места для своего пристанища вновь выбрали Сербию.

В основном это социально активные, деятельные, экономически обеспеченные, хорошо образованные люди в возрасте от 25 до 45 лет. Много творческой, прогрессивной и перспективной молодёжи, которая, как выразилась одна российская чиновница из сферы молодёжной политики, является «драйвером общественно-экономического развития, обеспечивает социальный прогресс и выступает флагманом развития своей страны».

Жаль, правда, что вершить тот самый социальный прогресс и общественно-экономическое развитие вынужденные уехать из России «драйверы» и «флагманы» будут далеко за пределами своей необъятной Родины и совсем не во благо своего народа.

Если бы не эта война! Но история по-прежнему не терпит сослагательного наклонения…