Развал-схождение – важная процедура, влияющая на управляемость автомобиля, расход топлива и износ шин. Однако многие водители пренебрегают ею, пока не столкнутся с явными проблемами. В этой статье подробно разберем, что представляют собой углы установки колес, когда их следует регулировать и как это сделать правильно.
Что такое углы установки колес?
Углы установки колес представляют собой параметры, определяющие взаимное расположение колес относительно друг друга и относительно дорожного полотна. Они рассчитываются инженерами при проектировании автомобиля, чтобы обеспечить оптимальную управляемость, устойчивость и износостойкость шин. Основные углы:
Развал – угол отклонения колеса от вертикали
Положительный развал (верхняя часть отклонена наружу) использовался на старых моделях автомобилей, таких как "классика" ВАЗ. Он помогал минимизировать износ шин, так как реальная дорога не идеально ровная, а имеет слегка выпуклый профиль для лучшего стока воды.
Отрицательный развал (нижняя часть отклонена наружу, создавая визуальный эффект "колес-домиков") обычно используется в автоспорте. Он повышает сцепление колес с дорогой в поворотах, но ускоряет износ покрышек, особенно по внутренней стороне.
На современных легковых автомобилях развал устанавливается близким к нулю или слегка отрицательным. Это обеспечивает баланс между курсовой устойчивостью и равномерным износом шин.
Схождение - угол между плоскостью, в которой вращается колесо, и продольной осью, проходящей вдоль автомобиля
Положительное схождение (колеса повернуты внутрь) обеспечивает лучшую стабильность и устойчивость при движении по прямой.
Отрицательное схождение (колеса развернуты наружу) улучшает маневренность и облегчает повороты, но ухудшает стабильность на прямой.
Идеально, когда схождение близко к нулю (1-3 мм непараллельности).
Кастор – угол между осью поворота колеса и вертикалью
Положительный кастор (колесо наклонено назад) способствует самовыравниванию колес после маневра. Это улучшает курсовую устойчивость и безопасность управления.
Отрицательный использовался в основном на старых моделях без гидроусилителя, для облегчения усилий на руле.
Нормальный кастор современных машин – несколько градусов. В большинстве случаев кастор не регулируется и определяется геометрией рычагов подвески и кузова автомобиля. Повлиять на него можно только заменой деталей.
Параметры для вашего авто рассчитаны инженерами и могут отличаться даже в пределах одной модели из-за различий в подвеске, шинах, настройках и опциях.
Когда нужно проверять развал-схождение?
Со временем может происходить выход углов установки колес за пределы допустимого диапазона значений по следующим причинам:
- Естественный износ компонентов подвески и кузовных элементов автомобиля. Рекомендуется проводить проверку каждые 20-30 тысяч км пробега.
- Попадание в ямы или выбоины на высокой скорости, удары по колесам и элементам подвески. После подобных инцидентов необходимо незамедлительно провести регулировку углов.
- После ремонта или замены деталей подвески (рычагов, сайлентблоков, амортизаторов и пр.). Процессы разборки/сборки неизбежно приводят к отклонению от заводских настроек.
- При замене шин, особенно если новые покрышки отличаются по размерности, имеют сильный износ или вы устанавливаете бывший в употреблении комплект.
- Если автомобиль не держит прямую траекторию, самопроизвольно отклоняется в сторону или наблюдается неравномерный износ шин - это четкие признаки нарушения правильных углов установки колес.
Последствия некорректной регулировки развала-схождения:
- Повышенный и неравномерный износ шин, в том числе с эффектом "пила" по протектору. Как следствие – преждевременная замена резины.
- Ухудшение управляемости и устойчивости автомобиля, в том числе на высоких скоростях. Риск потери контроля над машиной.
- Увод автомобиля в сторону на прямой, вынужденное подруливание.
- Повышенный расход топлива из-за роста сопротивления качению.
Таким образом, грамотная и своевременная регулировка развала-схождения позволяет сэкономить на топливе, шинах и ремонте и сохранить безопасность на дороге.
Как правильно делать развал-схождение?
Для начала важно удостовериться в исправности остальных элементов ходовой части – подшипников, рулевых тяг и наконечников, рычагов и пружин. Если есть люфты или дефекты, то сначала нужно устранить их, иначе регулировка не имеет смысла.
Также нужно проверить давление и состояние шин – для снятия корректных показателей они должны быть в норме. Не помешает осмотреть и кузов – его деформация после аварий тоже может исказить результаты.
Саму регулировку выполняют на специальных развальных стендах:
- Оптические стенды используют проецирование светового пучка.
- Лазерные стенды применяют лазерный луч для увеличения точности.
- Компьютерные стенды оборудованы датчиками, передающими данные компьютеру. Это самые точные, но и самые дорогие стенды.
Процедура такова:
- Мастер вводит данные вашего авто в компьютер, который определяет нормы углов.
- Колеса устанавливаются на вращающиеся платформы ("пятаки").
- На колеса надеваются специальные мишени с датчиками для съема показателей.
- Система просчитывает текущие углы и отображает их на экране.
- При отклонении от заданных норм программа рекомендует, как регулировать развал, схождение и кастор.
- Мастер регулирует резьбовые соединения на рулевых тягах и наконечниках, добиваясь правильных углов.
После регулировки может потребоваться также сделать компьютерную диагностику для выявления возможных ошибок и "прописать" новые углы установки колес в блок управления автомобиля.
Выбор качественного автосервиса
Ключевой фактор успешной регулировки – профессионализм мастера и качество оборудования на СТО. Вот признаки хорошего автосервиса:
- Проведение полной диагностики ходовой перед регулировкой. Опытный мастер осмотрит все детали подвески на наличие люфтов и дефектов.
- Наличие современного компьютерного стенда с регулярной калибровкой (желательно своим оборудованием). Устаревшие оптические стенды уступают в точности.
- Расспрос клиента о поведении авто, недавних ремонтах и использованных запчастях. Это может повлиять на правильность настроек.
- Опыт работы с различными марками и моделями, в том числе с нестандартными случаями (тюнинг, нештатные колеса и т.д.).
- Выдача распечатки текущих и отрегулированных параметров с пояснениями по дальнейшей эксплуатации.
- Предоставление гарантии на работу. Хороший сервис уверен в качестве своих услуг.
Средние расценки на услугу развала-схождения в составляют 1500-3500 рублей в зависимости от региона и уровня СТО.
Заключение
Регулярная проверка и корректировка углов установки колес – залог безопасности, экономии топлива и ресурса шин. Не пренебрегайте этой недорогой процедурой!
Делайте развал-схождение:
- При появлении первых признаков сбоя регулировки (увод, рысканье, неравномерный износ резины).
- После ремонтов ходовой или попадания в ямы.
- При смене резины на шины с другими параметрами.
- Каждые 20-30 тыс. км в порядке профилактики.
- Выбирайте проверенные автосервисы с опытными мастерами и современным компьютерным оборудованием. Это гарантирует точность регулировки и её долговечность.
Помните, что регулярный контроль геометрии ходовой части не только продлевает ресурс шин и экономит топливо. Он обеспечивает стабильность и предсказуемость поведения автомобиля на дороге – а это напрямую связано с вашей безопасностью за рулем!
Другие полезные советы по ремонту и обслуживанию ходовой части автомобиля, читайте в подборке:
Друзья, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные советы для автолюбителей!