Демографическая проблема, миграция и этно-культурная экспансия.
Неоднородность.
Сегодня проблемы демографии — актуальная тема публикаций и обсуждений на разных площадках. Тем не менее из фокуса внимания частоуходит одна очень важная деталь — проблема демографии неоднородна. Это значит, что в разных странах и регионах планеты она имеет разное, противоположно направленное значение. Так, если в большинстве стран условного «севера» мы наблюдаем снижение рождаемости и старение коренного населения, то в странах условного «юга» наоборот видим избыточную рождаемость и «невостребованную» молодежь.
Неоднородность демографической проблемы — это прежде всего отражение неоднородности глобальной социореальности*. Мир разделен как мы знаем на страны и социальное бытие в разных странах очень сильно отличается в зависимости от уровня экономического развития и развития картины мира людей. Такая разница обусловлена исторически, она появилась в ходе неравномерного развития глобальной цивилизации. Несколько тысячелетий назад в климатически благоприятных регионах планеты сформировались несколько цивилизационных центров: шумерская цивилизация Месопотамии, древнего Египта, Индии, Китая, цивилизации Инков и Майя в Америке и несколько позже древняя Греция и Рим. Именно средиземноморский регион, в котором сформировались древняя Греция и затем Римская Империя стал своего рода инкубатором европейского цивилизационного центра, в развитии которого ключевую роль сыграли технологии. Именно там три века назад появилась современная наука, но еще до того технологическое преимущество позволило европейской цивилизации начать колониальную экспансию по всей планете. Эта экспансия распространилась практически на все континенты кроме Антарктиды: Южная и Северная Америка — полностью, Африка — полностью, Австралия и Новая Зеландия — полностью, Азия — частично. На отдельных континентах европейская цивилизация произвела пространственный захват и расширение своего ареала с вытеснением коренных народов (Америка и Австралия), другие регионы планеты использовала простокак источники ресурсов (Африка и регионы Азии). Сейчас Европа и части мира, которые по сути являются её пространственным продолжением (со всеми характерными атрибутами технологически развитой цивилизации: современной наукой, промышленностью, системой образования, инфраструктурой и т. д.) совершили демографический переход с характерным снижением рождаемости до уровня простого воспроизводства населения и ниже. Этот же процесс мы видим в технологически развитых странах Азии таких как Япония, Южная Корея, Китай. Противоположную картину — высокий и очень высокий уровень рождаемости мы видим в странах, которые были ресурсной базой для европейской цивилизации (постколонии), либо это те страны, которые по тем или иным причинам оказались в стороне от научно-технического и промышленного развития. Как правило, это страны с приоритетным влиянием религии на сознание общества (в большинстве ареал ислама). Итак, в целом мы имеем технологически развитый и богатый условный «север» планеты, ядром которого так или иначе является европейская цивилизация с низкой и часто недостаточной рождаемостью и технологически отсталые и порою крайне бедные, часто постколониальные части планеты условного Юга с высокой и избыточной рождаемостью.
Причины низкой рождаемости:
1 — Высокие требования к развитию, к образованию, знаниям и навыкам в условиях нового технологического уклада индустриальной и постиндустриальной экономики капитализма. Достижение необходимого уровня часто требует значительных ресурсов (в том числе и временных) и усилий со стороны родителей не только по отношению к детям, но также по отношению к самим себе. В этом плане существует ощутимая конкуренция — чтобы твой ребенок получил необходимое развитие и образование, чтобы смог занять свое место под солнцем, ты сам должен взять высокую планку. Таким образом, мы имеем целый ряд последствий и проявлений такого положения дел, которые прямо и косвенно приводят к снижению рождаемости. Например, необходимость долгого обучения и развития приводит к более позднему появлению первого ребенка, что особенно критично для женщин и значительно снижает количество детей в семье.
2 — Огромная нагрузка в материальном обеспечении семьи с ребенком. Тут конечно, в первую очередь речь о реалиях капиталистической формации, где по большому счету вся нагрузка по материальному обеспечению детей ложится на родителей при том, что уровень зарплат в большинстве не достаточен, чтобы содержать детей. Плюс к этому работодатель, как правило, очень негативно реагирует на ситуации когда родитель вынужден тратить рабочее время на ребенка, что сильно усложняет ситуацию для родителя, который не хочет потерять работу. Работа родителя с его детьми по суммарной нагрузке часто превосходит нагрузку, его работы ради хлеба насущного, но при этом такая работа не оплачивается и на родителя в любом случае ложится двойная нагрузка (если с детьми сидит один из родителей, другой должен обеспечить полностью всех членов семьи).
3 — Также имеет сильное влияние на количество детей фактор снижения зависимости родителей от детей в зрелом возрасте и в старости. С одной стороны, потенциальные родители так или иначе осознают, что после того как их дети окончательно станут взрослыми и обзаведутся собственной семьей они так же получат огромную нагрузку и будут вынуждены в первую очередь решать проблемы своей семьи. С другой стороны, наличие пенсионного обеспечения, соцподдержки, доступная медицина и другие достижения развитого общества делают фактор наличия или отсутствия детей в позднем возрасте несущественным. Таким образом, люди задаются вопросом: «Ради чего я буду предпринимать такие большие усилия, жертвовать временем своей жизни, своей личной свободой и финансовым благополучием, если особой разницы есть у меня дети или нет в старости я не увижу и скорее всего пресловутый «стакан воды» мне и так никто не принесет?
4 — Среди прочих причин снижения рождаемости часто называют снижение детской смертности. Считается, что это весомая психологическая причина. Поскольку этот показатель низок в развитых странах с хорошей медициной как никогда в истории, пропала необходимость в большом количестве детей в семье.
Итак, низкая рождаемость, характерная для большинства индустриально развитых стран, представляет собой комплексную проблему, причиной возникновения которой одновременно являются не только растущие затраты на ребенка, но и постепенное отмирание экономической и психологической составляющей потребности в детях на уровне домохозяйства (семьи). Эффективная система пенсионного обеспечения, забота о пожилых со стороны государства, запрет на использование детского труда, безусловно, привели к уменьшению экономического интереса родителей к обзаведению детьми. Кроме того, замена семейного родства родством социальным способствует тому, что дети теряют свое значение источника психологического удовлетворения для родителей. Те же самые факторы, которые у взрослых ведут к желанию иметь все меньше детей, провоцируют последних на безразличие к семейной идентичности и преемственности. Все это происходит на фоне снижения в общественном мнении ценности материнства, распространения псевдосупружества и кризиса семьи как социального института. Для ряда постсоветских стран ослабление потребности семьи в детях таит дополнительную угрозу, поскольку в сочетании с обнищанием населения оно провоцирует рост числа бездомных и безнадзорных детей.
Сокращение рождаемости, бесспорно, является социально-экономическим феноменом, причем его социальный аспект следует признать доминирующим. Изменение репродуктивных установок и норм, проявляющееся в массовом распространении однодетных семей, ставит под сомнение тот факт, что данная ситуация может разрешиться сама собой без принятия комплекса мер, направленных на изменение ценностных ориентаций населения. Тем не менее существует и принципиально иная точка зрения. Так, в рамках "теории демографического перехода" постулируется идея исторической эволюции рождаемости. Согласно этой теории, все страны должны пройти три (иногда выделяют четыре или пять) фазы, каждая из которых соответствует конкретной стадии развития общества и определяет тип воспроизводства населения. В качестве движущих сил "демографического перехода" обычно указываются различные факторы технико-экономического характера: динамика национального дохода на душу населения, урбанизация, индустриализация и т.п. Предполагается, что индустриально развитые страны в настоящее время достигли третьей фазы, которая характеризуется равновесием низких показателей рождаемости и смертности. Продолжающееся сокращение сверхнизкой рождаемости рассматривается сторонниками теории как "временное", "конъюнктурное" явление.
Причины высокой рождаемости.
В целом, высокая рождаемость в современном мире — это результат серьезного отставания в развитии. Тут подразумевается развитие в общем смысле в историческом контексте. Это прежде всего социально-экономическое развитие, которое представляет собой расширенное воспроизводство, постепенные структурные и качественные изменения в экономике, производственных силах, факторах роста и развития, науки, образования, культуры, качества и уровня жизни общества, человеческого капитала.
Это отставание, как правило, обусловлено исторически, где определяющими факторами чаще всего служат:
1 Непринадлежность к европейской цивилизации (частично это бывшие ресурсныеколонии),
2 Страны и народы с сильным культурно-религиозным традиционным влиянием.
Условиями, способствующими высокой рождаемости, как правило, принято считать:
1 — слабое экономическое развитие, крайняя бедность населения,
2 — неразвитая социальная сфера, отсутствие пенсий и организованного социального обеспечения стариков,
3 — слабая система образования, недостаточная доступность и охват образования, неграмотность населения,
4 — низкий уровень и низкая доступность медицины, высокая детская смертность,
5 — сельский уклад жизни, жизнь натуральным хозяйством.
Как мы видим, высокая рождаемость так же как низкая вызвана комплексом причин, которые определяют ситуацию в стране или регионе. В данном случае бедственное экономическое и технологическое положение, недостаточность сфер, где необходим труд высококвалифицированных и образованных людей приводят к тому, что большинство населения живет натуральным сельским хозяйством, где возможно широко использовать детский труд, поскольку даже ребенок способен освоить простые сельские технологии. Плюс к этому, отсутствие или недостаточность пенсионного обеспечения, женская в первую очередь неграмотность и безработица, сильное влияние традиционных и религиозных установок на сознание общества приводят к большому количеству детей в семьях. В конце концов, если бутылка оливкового масла в африканском магазине почти равна по стоимости средней месячной зарплате, то не трудно догадаться, что пачка презервативов для населения — это недосягаемая роскошь. А если к этому добавить дремучую необразованность, то уже получаем ощутимый результат повышения рождаемости.
Прогноз
Как мы видим, демографическая ситуация на планете в целом ясна и для ученных понятны причины как низкой так и высокой рождаемости.
Но острую тревогу вызывает прогноз этой ситуации. Он очень неблагоприятный в любом случае. Исходя из того как развивается ситуация сейчас логично предположить, что уже начавшееся сейчас переселение народов в ближайшембудущем(от 5-ти до 15-ти лет) приобретет катастрофический характер.
Мой прогноз строится из осознания реалий современного мира, а также того, что нам выпало жить в переломный и очень сложный этап развития глобальной цивилизации. Проблемы связанные с природой человека, скрытое в ней фундаментальное противоречие дополненное капитализмом сделали свое чёрное дело. Не смотря на все достижения гуманизма в общественном сознании со времен эпохи просвещения, миром людей все так же правит волосатый хищник-примат в природе человека. Так, гуманизм, просвещение и религия — то, что природно противостоит тотальной власти животного над нашим сознанием за последний век оказалось раздавлено железной хваткой капиталистической формации. Применительно к демографической проблеме лицемерие капиталистических элит не позволило проводить международную политику выравнивания и развития отстающих стран так называемого третьего мира. Даже после того как в двадцатом веке колонии получили формальную независимость от стран наследниц европейской цивилизации капиталистические элиты так называемых развитых стран в скрытой форме продолжили грабить и угнетать страны бывшие колонии вместо того, чтобы заниматься их экономическим развитием и просвещением. Одним из основных инструментов такой преступной политики была и есть коррупция. Страны европейской цивилизации всячески способствовали приходу к власти в постколониях так называемых «демократических» лидеров, которые, как правило, были коррупционно связаны со своими покровителями. Правительства и лидеры этих стран были зависимы и контролируемы извне. Они осуществляли управление не в интересах народа, но в грабительских интересах административно-финансовой верхушки европейской цивилизации. В этих условиях о нормальном развитии и уж тем более о выравнивании не могло быть и речи.
Последние несколько веков именно европейская цивилизация имела технологическое превосходство и была локомотивом мирового развития. Также это был инкубатор философских гуманистических идей развития общества, которые провозглашались передовыми принципами западного общества. Но есть одно весомое «но» - эти высокие принципы работали внутри европейской цивилизации (насколько позволял капитализм), а по отношению к отстающей части мира мы можем видеть совсем иное отношение граничащее с откровенным нацизмом и расизмом, в результате чего сформировалась та самая катастрофическая разница развития государств. Так что есть все основания говорить о том, что моральная ответственность за современную демографическую ситуацию лежит на европейской цивилизации.
В этой связи необходимо уточнить, что Россия, будучи альтернативной версией европейской цивилизации эту ответственность разделять не может. После октябрьской революции 1917 года и образования СССР советское правительство впервые в истории проводило политику полноценного развития всех республик и регионов советской страны. Российская империя до СССР принципиально отличалась от других европейских империй не только тем, что национальные окраины и регионы географически и во всех прочих смыслах были её частью. Россия не использовала их только лишь в качестве кормовой базы — их подданные и элита обладали всеми правами метрополии, были также её частью и не испытывали культурного, религиозного, расового, экономического или иного подавления. Во времена СССР интернациональная политика дружбы народов достигла расцвета, шло всестороннее культурное, инфраструктурное и экономическое развитие союзных республик с формированием единого цивилизационного пространства.
Итак, исходя из логики капиталистических управленческих элит, лично я, вижу два наиболее вероятных сценария развития событий непосредственно связанных с современной демографической ситуацией.
Первый вариант (пассивный). Доминирующее положение либерально-капиталистической группировки правящей элиты сохраняется, прежняя внешняя и миграционная политика тоже. Численность коренного населения европейской цивилизации продолжает снижаться, население стареет. Численность населения ряда стран Африки, Азии и Южной Америки продолжает расти при том, что она и так высока, процент молодежи растет. Китай сохраняет высокую численность населения. При этом количество ресурсов на планете не возрастает и даже если задаться такой целью, обеспечить прожиточный минимум растущему населению беднейших стран будет физически невозможно. Плюс к этому, требования к уровню жизни у многих активно развивающихся стран будет возрастать, что приведет к усилению ресурсного дефицита и конкуренции, к возрастанию конфликтности, увеличению количества войн по всему миру. Десятки и даже сотни миллионов людей в странах с высокой рождаемостью и большим процентом молодого населения окажутся в отчаянном положении без возможности выжить. При том, что государственные границы многих стран, в том числе богатых стран западной цивилизации, довольно слабо защищены и проницаемы следует ожидать в обозримом будущем грандиозное переселение народов, аналогов которому в истории еще не было. Уже сейчас, если речь идет о Европе, целый ряд стран подвержены демографической экспансии народов Африки и ближнего востока. Это не просто переселение геномов, это также культурно-религиозная экспансия прежде всего ислама в европейские страны. В ближайшем будущем этот процесс приобретет катастрофический размах. Наблюдения показывают, что мусульмане не интегрируются в социокультурное пространство страны реципиента. Напротив, носители ислама склонны к образованию этнорелигиозных общин, диаспор, а далее к агрессивной культурно-религиозной экспансии, навязыванию своих норм поведения и морально-этических представлений первоначально на бытовом уровне, а затем на уровне социальных институтов и государственной власти. Часто это связано с идеей превосходства основанной на религиозном утверждении превосходства ислама перед другими религиозными конфессиями. Также стоит учесть популярную идею создания мирового халифата и взгляд на демографию исламского мира как инструмент достижения этой цели. В данном случае опасность исходит не от ислама как такового, а от ряда опасных, ложных и агрессивных идей и установок, которые целенаправленно продвигаются в сознание мусульман и от попыток планомерно и агрессивно их реализовать. Логично предположить, что в обозримом будущем произойдет значительное этническое замещение с коллапсом европейской цивилизации. Как только коренное население государств европейской цивилизации будет не в состоянии физически противостоять этой экспансии захват государственной власти, смена элит, социокультурной надстройки и изменения в экономике станут неизбежны. Скорее всего, этот процесс будет сопровождаться кровавой гражданской войной и в результате остатки коренного населения окажутся в подавленном состоянии. Их природное право — жить в родной социокультурной среде, в которой они родились и которое уже сейчас значительно нарушено, будет просто уничтожено. Далее установление религиозных культурно-правовых регуляторов и установок ислама в качестве идейно-теоретической базы развития государства приведет к деградации образования, науки, культуры и искусства, а вслед за этим к деградации научно-технической базы производства и экономики в целом. Не только научно-технический прогресс, но также гуманитарный будет остановлен поскольку нормы ислама формировались примерно в 8-9 веках новой эры и потому органически не совместимы с прогрессом и реалиями современного мира. Любая религиозная картина мира при буквальном подходе вступает в конфликт с научной картиной мира. Если религиозная картина мира в сознании общества имеет абсолютный приоритет при том, что подавляющее большинство людей имеет огромный дефицит образования, плюс к этому все сферы жизни общества (экономика, культура, творчество и так далее) подвержены религиозным регуляторам, то в таком случае о прогрессе можно забыть. Тем не менее, когда я об этом говорю, я не против религии как таковой — я скорее о том, что обществу для нормального развития необходим светский тип государственности со свободой вероисповедания. Я так же о том, что правильное и благотворное влияние любого священного писания на сознание отдельного человека и на обществов целом возможно только тогда когда это писание лежит на большой стопке умных и полезных книг, прочитанных человеком. Однажды было сказано, что «темнота рассудка рождает монстров» и если единственная прочитанная человеком книга — это священное писание, то ждать от такого человека мудрого и критического восприятия мира скорее всего не стоит. С большой долей вероятности онстанет религиозным фанатиком. К большому сожалению, недобросовестные богословы и духовные наставники религиозных конфессий, находящиеся на службе правящих элит не объясняют своим последователям, что если они верят в бога, то обязаны понимать, что бог дал разум человеку не по ошибке, а для того, чтобы человек развивал свою картину мира, получал знания об окружающей реальности, размышлял и пытался ее понять и в конечном итоге смог по достоинству оценить грандиозное творение бога. По логике вещей, приобретение научных знаний об окружающем мире, их сборка в систематизированную и гармоничную картину мира, культура мысли и стремление к мудрости, высокий уровень образованности — должны быть стремлением и ценностью верующего человека, но сегодняшняя реальность увы иная...
Если вы посмотрите на карты уровня грамотности в странах мира, то сразу увидите, что страны с низким и очень низким уровнем грамотности и образования населения, как правило, те самые беднейшие страны Африки, Азии и Латинской Америки, в которых мы видим высокий уровень рождаемости и из которых идет наибольший миграционный поток. Учитывая ужасную статистику уровня образования населения стран из которых происходит массовая миграция в страны европейской цивилизации ожидать от таких мигрантов достаточного уровня адекватности картины мира просто глупо. «Качество человеческого материала» не позволит встроить этих людей в экономику индустриальных и постиндустриальных стран — скорее они как чрезмерный балласт потянут ко дну корабль европейской цивилизации. Таким образом, грядущее переселение народов благодаря нынешней политике в миграционной сфере с большой долей вероятности обернется гибелью европейской цивилизации, после чего мир погрузится в темные века нового кровавого средневековья с крайне низким уровнем жизни населения и чудовищным кризисом практически всех сфер общественного бытия, возможно кроме религиозной. В этом случае мир ждет тотальная афганизация.
Второй вариант (активный) возможного развития событий в рамках капиталистической формации ожидает нас если к власти в странах европейской цивилизации придут новые элиты ориентированные на сохранение и защиту национальной культуры и генофонда коренных народов. Ряд государств старой Европы обнаруживают признаки такой политики, но пока в целом мы видим первый вариант развития событий.
Итак, что могли бы сделать правящие элиты в рамках второго варианта? Первое — это признание права человека на свою родную культурную среду, право жить в той среде, в которой родился и вырос. Признание этого права естественным и неотъемлемым правом человека. В соответствие с этим признание культурной экспансии вредным и опасным процессом нарушающим это право после чего, учитывая сложившуюся ситуацию конечно же немедленное закрытие границ для массовой неконтролируемой миграции любыми доступными способами. Превращение этих границ в неприступную крепость и очень жесткая их охрана — любая попытка их преодоления или тем более штурма должна рассматриваться как попытка вторжения и пресекаться так же как при военном вторжении.
Далее — комплекс мер внутри государств. Фильтрация населения — выявление лиц находящихся внутри страны незаконно или с нарушением закона и немедленное их выдворение. Создание законодательной и методической базы, протоколов и прочего необходимого для реализации политики направленной на ликвидацию общин и диаспор мигрантов и их скорейшую интеграцию в социокультурное пространство коренных народов. Создание мощных образовательных и воспитательных программ направленных на культурную ассимиляцию переселенцев успевших въехать в страну. Особое внимание детям — их воспитанию и образованию по возможности в максимально возможном отрыве от общин и семьи. Реализация политики пространственного распыления и растворения этнических анклавов и общин, создание благоприятных условий для увеличения социальных связей с коренным населением. Установление полного контроля над информационной и религиозной средой переселенцев, исключение из нее всех радикальных и экстремистских элементов, которые противоречат юридическим и культурным реалиям коренного населения. Поскольку эти и другие меры предполагают обязательный характер, обеспечить возможность для беспрепятственного выезда несогласных с политикой интеграции и растворения. Также все меры поддержки и поощрения мигрантов — только в случае их согласия с проводимой политикой и напротив, жесточайшее подавление любых форм протеста, бунтов, восстаний, организаций беспорядков в результате несогласия и немедленное выдворение за пределы страны всех участвовавших лиц. Это не означает запрета культуры и религии переселенцев, их национальной самоидентификации, но сам факт их решения поселиться в ином культурном пространстве безусловно должен означать отказ от культурной экспансии по отношению к коренному населению, готовность хотя бы на внешнем уровне слиться с культурным пространством принимающей страны, жить в соответствии с её законами и традициями.
Что же в этом случае наиболее вероятно будет происходить за пределами стран европейской цивилизации? Легко догадаться, что ничего хорошего. Прежде всего это повышение конфликтности — увеличение уровня преступности и количества военных конфликтов. Это доходящая до неистового безумия борьба за ресурсы, их острая нехватка в силу роста населения. Далее все более массовые явления голода и как следствие увеличение числа болезней и эпидемий. Увеличение давленияна систему здравоохранения, которая в бедных странах и без того на низком уровне, её катастрофическое падение. Совокупное ухудшение экономического положения, голод и нехватка ресурсов, кризис правопорядка и конфликты практически наверняка спровоцируют вспышки откровенного геноцида во многих регионах мира.
Также нехватка собственных ресурсов в странах европейской цивилизации подтолкнет их к воссозданию схемы выкачивания ресурсов из колоний используя технологическое преимущество как в «старые добрые времена». Скорее всего маски будут сорваны и в ход пойдут все средства по отношению к странам и народам, которые не желая быть сожранными окажут сопротивление. В первую очередь это касается мусульманских стран, которые представляются наиболее проблемными. Тут может быть всё — вплоть до применения термоядерного оружия. Учитывая то, что многие мусульманские страны северной Африки, ближнего востока и Азии расположены в зоне пустынь и полупустынь у правящей элиты европейской цивилизации может возникнуть такое решение по соображениям минимального урона для экосистемы планеты. В странах центральной Африки возможно применение бактериологического оружия, если вдруг окажется, что активно растущее население запертое в своем регионе начало пожирать все доступное вокруг, нанося критический вред флоре и фауне континента. Таким образом, в текущем столетии человечество может столкнуться с явлением антропоцида — уничтожением людей ради сокращения их численности. Сложно сказать, какая судьба ожидает Китай, Индию и латинскую Америку, но учитывая огромную численность их населения вероятно также ничего хорошего.
Этот второй вариант развития событий предполагает сохранение ядра европейской цивилизации, но так же как первый обещает эпоху нестабильности, упадка, кризиса гуманитарных ценностей, беспрецедентной ненависти и страха с абсолютно неясным прогнозом в долгосрочной перспективе, поскольку этот вариант также не предусматривает решения базовой проблемы, в силу которой возник демографический кризис.
Теперь же давайте рассмотрим реальные шаги решения демографической проблемы, которые позволили бы избежать сценарии описанные выше. Исходя из всего изложенного выше, мне бы хотелось кратко описать два варианта решения: первый - общемировой с универсальными шагами необходимых изменений. Второй вариант — это конкретные шаги и решения для России в тех внутренних и внешних условиях, которые сложились на данный момент, своего рода оптимальный путь по ситуации.
I
Прежде всего, это глобальная политика выравнивания направленная на сохранение этногенетического разнообразия человеческой популяции. Если рассматривать демографическую проблему как проблему огромного перекоса — когда одни этносы и расы переживают аномальный рост, создавая проблему перенаселения, а другие наоборот снижают рождаемость и вымирают, то вполне логична была бы политика направленная на сохранение численности народов совершивших демографический переход и уменьшение численности народов переживающих демографический взрыв, что особенно важно поскольку общая численность населения планеты в целом избыточна.
(Примечание: откровенно говоря я не представляю себе возможным проведение такой политики в рамках прежней капиталистической общественно-экономической формации, когда все решения принимаются в парадигме частного финансового интереса. Когда в лучшем случае национальный государственный интерес преследуется в международных отношениях с прямолинейных и недальновидных эгоистических позиций, без осознания общей связанности всех народов на планете).
Предположим на планете сформировалась политическая сила и соответствующая ей элита, способная проводить необходимую политику. Образование, просвещение и развитие, повышение «качества человеческого материала» - основа такой политики.
В странах с высокой рождаемостью устанавливается регулятор — «одна семья — один ребенок» подкрепленный жесткими мерами в случае нарушения и мерами поощрения при соблюдении принципа. Контрацептивы должны быть сверх доступны для населения. Создание в кратчайшие сроки мощной образовательной системы. Школьное образование обязательное для обоих полов, не менее 12 лет, с социальным обеспечением (обеды, форма, книги, канцелярия, полный пансион, если надо и т. п.) Создание условий необходимости кадров высокой квалификации, развитие местной промышленности и высокотехнологичного сектора, развитие всех сфер социального бытия. Образовательные программы для населения, в том числе направленные на получение профессионального образования с мерами мотивации. Программы образования для детей школьного возраста с расселением в другие страны и регионы с целью выравнивания возрастного дисбаланса и повышения эффективности развития, просвещения и культурной интеграции. Установление мер материальной поддержки населения в зависимости от уровня образования и развития даже в том случае, если полученные знания напрямую не используются. Конечно, это далеко не всё, но общая направленность мер такая.
Политика выравнивания в странах с низкой рождаемостью формируется с учетом тенденций демографического перехода. Так, у меня есть все основания предположить, что так называемый демографический переход — это первый шаг на пути смены способа воспроизводства населения. Речь идет о таких изменениях общих социально-экономических условий, при которых неизбежен переход от индивидуально-семейного к общественному способу воспроизводстванаселения., Если это так, то глубина изменений в сфере демографии этих стран не позволит стабилизировать ситуацию с рождаемостью набором уже существующих мер. Даже такая казалось бы серьезная мера как материнский капитал в России не способен в достаточной мере повлиять на ситуацию поскольку необходимы более фундаментальные системные изменения. Прежде всего это вопрос понимания причин происходящего, их глубины. Никакие призывы, внедрение религиозных и традиционных ценностей, единовременные выплаты и прочие подобные вещи тут не помогут. Сами условия, в которые поставлена современная семья и родители диктуют свою логику изменений. Прежде всего эта логика говорит, что необходимо снятие порою запредельной суммарной нагрузки с родителей с одной стороны и тотальное увеличение роли общества и государства в обеспечении воспроизводства, воспитания и образования населения. Реальность сегодняшнего капиталистического социума — это жесткая экономическая эксплуатация, когда для поддержания приемлемого уровня жизни семьи часто необходим экономический вклад обоих родителей. В условиях когда молодые родители оказываются вне помощи своих родителей (дедушек и бабушек) такая ситуация становится остро проблемной. Семейная практика помощи старших поколений младшим в вопросах воспитания и ухода за детьми в течение последних десятилетий оказалась значительно снижена по разного рода причинам. С другой стороны, молодые родители сталкиваются с острой проблемой нехватки детских садов, с отсутствием продленных групп в школах, доступной организацией развития и досуга школьников вне школы (кружки, секции и прочее) или же очень низким качеством всего перечисленного. В результате родители оказываются в ситуации когда им необходимо время и усилия на материальное обеспечение семьи и в то же время не меньшие силы и время уделить ребенку. Конечно, если хотя бы один из родителей имеет достаточный доход, за счет которого можно легко решить множество проблем возникающих в семье с ребенком, то ситуации с огромной нагрузкой у родителей может и не возникнуть, но таких людей даже в богатых развитых странах меньшинство. Основная же часть населения сталкивается с колоссальной разницей в общей нагрузке и условиях между людьми, у которых есть дети и бездетными. Мы видим, чтородитель очень часто превращается в служебное существо по отношению к своему ребенку, когда на нормальный досуг, отдых, развитие, интересы фактически не остается ни сил ни времени. Далее, когда подрастающие поколения видят жизнь своих родителей и все чаще осознают эту реальность, молодежь не может ответить на вопрос: «Ради чего обрекать себя, свою молодость на такую жизнь? Если это можно назвать жизнью...». Вот почему так много людей видят рождение своего первого ребенка только после своей успешной профессиональной реализации и достижения необходимого уровня дохода. Основная причина низкой рождаемости помимо всего прочего психологическая — это нежелание жертвовать своей жизнью, которое перевешивает нормальные биологические инстинкты, желание иметь ребенка. Вот почему я убежден, что верный и эффективный путь решения проблемы низкой рождаемости это системная помощь родителям со стороны общества и государства их участие в процессе. Это прежде всего осознание сути проблемы и изменение отношения к воспроизводству населения. Дети — это будущее общества и государства, их воспитание, образование и необходимое количество определяет это будущее. Поэтому их воспитание и образование это не только ответственность, обязанность и личное дело родителей, это в равной или даже большей мере интерес общества в целом, что подразумевает под собой переход от капиталистических отношений к иным (возможно семейным, общинным, коммунистическим — в общем пока затрудняюсь точно определить) в вопросах воспроизводства, воспитания и образования населения. Так, например, аборт без веских медицинских показаний должен быть запрещен и признан уголовным преступлением. Женщина, даже если не желает ребенка обязана выносить и родить ребенка с полной государственной поддержкой, а затем юридически передать его на воспитание государству и обществу. Это значит, что государству необходима кроме имеющихся детдомов мощная организация для воспитания молодых поколений с первоклассным высококвалифицированным персоналом. Также необходимо создание института помощи и поддержки родителей с детьми до трех лет. (профессиональные «бабушки и дедушки») Детские сады также должны быть в достаточном количестве, высокого уровня обеспечения с квалифицированным персоналом и возможностью продленного пребывания в случае необходимости. Школьное образование также необходимо выводить на более высокий уровень повсеместно — то есть уровень самой отдаленной школы не должен отличаться от хорошей школы крупного города. Воспитательная функция школьного образования при этом нуждается в возрождении и усилении. Также необходимо обеспечить молодые семьи жильем в случае необходимости с повышением площади кратно количеству детей. Важно сделать замечание о том, что в много национальном государстве поддержка направленная на увеличение рождаемости должна проводиться адресно по отношению к вымирающим нациям с низкой рождаемостью для соблюдения этнического баланса.
Конечно, это только первые шаги больших преобразований на пути к новому способу воспроизводства населения, где родительство будет скорее высококвалифицированной профессиональной деятельностью, где вполне вероятно будет значительное количество «детей из пробирки», но уже сейчас стоит задуматься над тем, что все эти меры будет маловероятно осуществить при капитализме.
II
Для России актуальны все указанные выше меры поскольку наша страна, будучи альтернативной версией европейской цивилизации совершила демографический переход. Для нашей страны также остра проблема миграции из регионов иной культуры — как правило, это регионы исламской религии. Следовательно, также как для многих стран старой Европы, для России актуальна и серьезна проблема этно-культурной экспансии, проблема соблюдения права на родную культурную среду коренного населения. Огромное беспокойство вызывает тот факт, что Россия оказалась не готова к массовому переселению иных народов на фоне падения рождаемости ряда этносов федерации, в первую очередь русских.
Конкретные шаги решения этой проблемы могут быть значительно оптимизированы тем обстоятельством, что наша страна чуть ли не единственная страна в мире, которая может жить и развиваться в закрытом автономном режиме независимо от остального мира. В условиях капиталистической формации это действительно хорошо, поскольку мы можем эффективно решить эту проблему внутри страны не тратя ресурсы и время на споры с остальным миром, предоставив странам западной европейской цивилизации решать проблему демографии и переселения народов на свое усмотрение. Данные рекомендации учитывают текущий общественный строй и могли бы сильно отличаться при социализме и соответственно другой идеологии.
Итак, целесообразными мне представляются следующие шаги:
1. Закрытие границ для безвизового въезда со стороны государств представляющих миграционную опасность, жесткий контроль и требования к въезжающим.
2. Создание единой базы мигрантов — всех иностранных лиц прибывших в страну после 2000-го года, с подробной информацией об этих людях. Обязать мигрантов в определенный срок явиться в определенные органы для заполнения подробных анкет. Основное последствие за не предоставленную информацию при обнаружении факта нарушения — немедленная депортация.
3. Наведение порядка в органах занимающихся вопросами миграции и гражданства. Ужесточение уголовной ответственности за преступления совершенные в этой сфере. Установление практики общественного контроля за деятельностью органов и организаций занимающихся вопросами миграции и гражданства, а также за правоохранительными органами на местах для эффективного выявления фактов коррупции и предвзятого отношения, противоречащего проводимой политике.
4. Полная ревизия и пересмотр всех фактов получения гражданства мигрантов, кроме репатриантов и лиц дальнего зарубежья. Немедленная депортация при обнаружении нарушений при получении гражданства. Установление и уголовное преследование всех лиц причастных к выдаче гражданства с нарушением законодательства и установленного порядка, а также предоставлении мигрантов необоснованных привилегий в ускоренном получении гражданства.
5. Наведение порядка в части обоснования получения гражданства. Проведение политики на противодействие массовому переселению В РФ — пребывание только по рабочей визе без перевоза семьи.
6. Повышение требований к поведению мигрантов в обществе. Оскорбление коренного населения, применение насилия и иные правонарушения недопустимы и помимо уголовной ответственности должны влечь депортацию без права въезда на территорию РФ в будущем.
7. Также в рамках защиты права коренного населения на родную культурную среду и противодействие этно-культурной экспансии упразднение и борьба с этническими диаспорами.
8. Борьба с религиозным экстремизмом и радикализмом во всех формах. Непримиримое и полное исключение из всех религиозных вероучений идей и утверждений превосходства какой-либо конфессии над остальными, претензии на единственно истинное учение, а также всего того, на основании чего может возникнуть неприязнь к верующим других конфессий и к людям других убеждений. Также недопустимо оспаривание и критика со стороны религии, её адептов научного знания, научной картины мира.
9. Необходима активная работа государства по доведению до сознания общества факта светского характера государства. Необходимо объяснять на каждом шагу то, что религиозные убеждения гражданина — его глубоко личное, интимное дело, которое не должно выходить за рамки его личного пространства. Отправление религиозных обрядов, ношение специфической одежды связанное с религиозной верой, демонстрация поведения, знаков и символики в общественном пространстве недопустимо. Также необходимо разработать светский международный кодекс поведения.
10. Для защиты от экспансии этно-культурного пространства народов РФ, возможно было бы целесообразно на законодательном уровне закрепить этно-культурные ареалы (территории исторического проживания этноса), где навязывание и агрессивная демонстрация не коренных этно-культурных проявлений преследовалась бы по закону.
Меры направленные на защиту русского этно-культурного пространства могут показаться не связанными напрямую с демографической проблемой, но на самом деле это важнейшая составляющая, без которой не возможно решение этой проблемы. Со стороны государства также важно вести разъяснительную работу для мигрантов, объясняя им, что жесткие меры включая депортацию касаются адресно в первую очередь неблагополучных людей, имеющих склонность к нарушению закона и несоблюдению правил. Тех, кто не считается с законными правами и интересами коренного населения, включая право на родную культурную среду, проявляет агрессию и неуважение, нежелание культурно интегрироваться при длительном проживании в стране. Тех же кто готов в мире и согласии жить и работать с коренным населением, в соответствие с законом, в полной мере интегрироваться в социо-культурное пространство страны без диаспорных обособлений эти жесткие меры не касаются — проявления нацизма и расизма в России не допустимы.
Сегодня в России проблема переселения народов, миграции и этно-культурной экспансии стоит как никогда остро. Её обсуждение уже ведется и многие предложенные мною меры дублируют то, что предлагается сегодня в нашей стране на государственном уровне в связи с чем, хотелось бы чтобы мои идеи были услышаны и принесли пользу моему народу. В качестве примера приведу предложения Михаила Делягина (депутат государственной думы РФ):
Обеспечить снятие моратория на применение смертноий казни с дополнением ее применения мерами, страхующими от судебных ошибок;
Запретить в России нахождение в общественных местах в религиозной одежде, исключающеий идентификацию человека;
Поставить на учет участников этнически ориентированных клубов ММА и провести их мобилизацию для участия в СВО;
Провести тщательную ревизию всех гражданств, выданных с 1992 года;
Установить 10-летниий мораториий на завоз мигрантов и предоставление гражданства представителям народов, имеющих собственную государственность;
Выявить и депортировать из России всех мигрантов, не имеющих легальной работы;
Создать подчиненное Президенту Российской Федерации Министерство по делам национальностей и миграции.