Мария Распутина была единственной из семьи легендарного мистика, кто пережил революцию и гражданскую войну. Более того, можно сказать, что у нее была довольно успешная и в каком-то смысле счастливая жизнь. Была дважды замужем. А от первого брака родила двух дочерей.
Ее деревенскую девчонку в высшие круги российской знати вывел ее отец Григорий Распутин. В 1910 году он забрал обеих дочерей Матрену и Варвару из их родного села Покровское и определил в частную подготовительную школу в Санкт-Петербурге в надежде сделать из них благородных дамочек.
Разом они оказались в аристократической среде, большую часть которой составляли поклонницы Распутина. Он даже устроил аудиенцию для своих дочерей и в царском семействе, о котором у Матрены остались самые чудесные представления. Николай II и Александра Федоровна показались ей очень милыми, а дочки увидели в Матрене представительницу того самого народа, который они боготворили.
Отец троекратно поцеловал и обнял царя, потом царицу, потом Алексея, потом — по старшинству великих княжон.
Легко представить себе мою робость в ту минуту. Но она буквально испарилась, как только я услышала голос Александры Федоровны. Она сказала: "Очень мило", — и улыбнулась в ответ на мой реверанс (думаю, все же довольно неуклюжий, несмотря на долгие репетиции), подошла и, прижав к себе, поцеловала в пробор.
Затем меня представили царевичу и великим княжнам. Они совершенно не чинились, и это ободрило меня.
Матрена Распутина
Спустя всего несколько лет именно Матрену пригласят на опознание тела ее отца. На тот момент ей было 18 лет. Она безусловно понимала, как много у него было врагов. Более того, на протяжении нескольких лет за Распутиным велась слежка. Значительная часть российской элиты была разгневана тем, что простой сибирский мужик приобрел такое безграничное влияние на монаршую семью.
Они не могли не видеть, что с его совета назначаются или попадают в опалу те или иные люди. К примеру, так был назначен на свой пост министр внутренних дел Протопопов. О том, насколько этот человек подходил для роли государственного чиновника с весьма широкими полномочиями, говорит тот факт, что он страдал от биполярного расстройства.
В отсутствие царя Александре (Федоровне) было гораздо легче назначать и увольнять министров самостоятельно. Сама она дала Протопопову пост министра земледелия наряду с постом министра внутренних дел. «Прости меня за то, что я сделала, но мне пришлось, чтобы Наш Друг сказал, что это абсолютно необходимо» , писала она мужу. Хотя императрица сама принимала решения, она ссылалась на имя Распутина...
Грег Кинг "Человек, убивший Распутина"
В последующем историки будут говорить о том, что Распутина погубил "черный пиар". Мол, его роль в крахе самодержавия преувеличена.
Уже после революции в эмиграции многие участники этого невероятно трагичного периода жизни страны пытались в своих мемуарах написать о том, как все было на самом деле, но зачастую их признания только подтверждали какие-то догадки. Вот, к примеру, фрагмент из воспоминаний фрейлины Александры Федоровны Анны Вырубовой. Она была одной из ярых поклонниц Распутина.
Я ни на минуту не верю, что Распутин когда-либо делал подобное заявление (про назначение Протопопова), но он в моем присутствии предупредил императора следить за Николаем Николаевичем и его женой, которые, как он утверждал, занимались своими старыми практиками опрокидывания стола и спиритизма, которые, по его мнению, были крайне опасным способом ведения войны против немцев. Что касается меня, я повторяю, что ни разу не сказала и не сделала ничего, что могло бы повлиять на императора в государственных делах.
Анна Вырубова, фрейлина императрицы
Речь в этом фрагменте идет о Великом князе Николае Николаевиче, который был Главнокомандующим сухопутными и морскими силами Российской империи в начале Первой мировой войны. Его смещение с этого поста было роковым для империи. Руководство принял сам Николай II, который был совершенно не знаком с военной наукой, и это подорвало последнее доверие армии и генералитета. Даже Брусилов писал: «Принятие на себя должности Верховного главнокомандующего было последним ударом, который нанес сам себе Николай II».
В воспоминаниях дочери Распутина тоже есть упоминание того, что отец пристраивал многих просителей на какие-либо должности:
Если бы Распутин думал о собственных выгодах, то он накопил бы большие капиталы. Ему не стоило бы много труда получать от лиц, которым он устраивал должности и всякие другие выгоды, денежные вознаграждения. Но он никогда не требовал денег. Он получал подарки, но они были невысокой стоимости. Например, ему дарили одежду или платили по его счетам.
Матрена Распутина
О том, чем грозит вся эта история с Распутиным, прекрасно понимала мать Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. И в 1916 году она просто негодовала: «Несчастная моя невестка не понимает, что губит династию и себя. Она искренне верит в святость какого-то проходимца, и все мы бессильны отвратить несчастье».
До сих пор ведутся дискуссии, была ли Мария Федоровна в курсе предстоящего политического убийства. Но говорят, что эта идея просто витала в воздухе. И даже сам Распутин предчувствовал такой исход.
В 1927 году, уже в эмиграции Феликс Юсупов подробно описал в книге "«Распутин: его зловредное влияние и его убийство» все события, которые предшествовали и произошли в роковую ночь. Кажется, с самого первого своего знакомства было очевидно, что трагедия неизбежна.
Когда вошел я в гостиную Головиных, мать и дочь сидели у чайного стола с торжественными лицами, словно в ожиданье прибытия чудотворной иконы. Вскоре открылась дверь из прихожей, и в залу мелкими шажками вошел Распутин. Он приблизился ко мне и сказал: «Здравствуй, голубчик». И потянулся, будто бы облобызать. Я невольно отпрянул. Распутин злобно улыбнулся и подплыл к барышне Г., потом к матери, не чинясь прижал их к груди и расцеловал с видом отца и благодетеля. С первого взгляда что-то мне не понравилось в нем, даже и оттолкнуло. Он был среднего роста, худ, мускулист. Руки длинны чрезмерно. На лбу, у самых волос, кстати всклокоченных, шрам – след, как я выяснил позже, его сибирских разбоев.
Феликс Юсупов
Кстати, шрам на лице Распутина был от удара топором. Его оставил насильник дочери. В селе Покровском был случай, когда на Матрену набросился пьяный отчим подруги, и только вовремя подоспевший Распутин смог предотвратить насилие.
Мысли о Распутине не давали покоя. Я раздумывал о степени его вины и мысленно видел, какой колоссальный заговор затеян против России, а ведь «старец» – душа его. Ведал ли он, что творил? Вопрос этот мучил меня. Часами я припоминал все, что знал о нем, пытаясь объяснить противоречия его души и найти извинения его гнусностям. А потом вставало предо мной его распутство, бесстыдство и, самое главное, бессовестность по отношению к царской семье. Но мало-помалу из всей этой мешанины фактов и доводов проступил образ Распутина, вполне определенный и немудреный. Сибирский мужичонка, невежественный, беспринципный, циничный и жадный, волею случая оказавшийся близ сильных мира сего. Безграничное влияние на императорскую семью, обожанье поклонниц, постоянные оргии и опасная праздность, к какой приучен он не был, уничтожили в нем остатки совести.
Феликс Юсупов
Удивительно, но книга Юсупова вызвала шок в эмигрантской среде. Как среди тех, кто когда-то был поклонником Распутина, так и среди непосредственных участников заговора. К примеру, великий князь Дмитрий Павлович был возмущен тем, что Юсупов нарушил обет секретности этого дела и описал роль каждого.
А Матрене Распутиной, которая к тому моменту тоже жила в Париже, эта книга дала карт-бланш. Она обратилась в суд за возмещением ущерба. Мол, Юсупов сам признался, что заманил ее отца и убил его, ведь это служит неопровержимым доказательством вины. В качестве компенсации она требовала 800 тысяч долларов. Похоронив первого мужа, Матрена нуждалась в деньгах. Она работала гувернанткой, чтобы прокормить себя и двух дочерей.
Феликс Юсупов нанял одного из лучших адвокатов Франции, который доказал, что его подзащитный руководствовался исключительно патриотическими соображениями, и последующие события доказали, что его беспокойство судьбой родины было небезосновательным. В итоге французский суд отказался рассматривать дело под предлогом, что это убийство — политический акт и французская правовая система не имеет юрисдикции над внутренними делами имперской России.
Спустя несколько лет уже в своих мемуарах Матрена Распутина написала:
Бог вел отца, чтобы спасти наследника, передать свою силу Николаю, ободрить Александру, помочь мятущимся. Бог хотел показать, как может быть. Ему не вняли. Тогда Бог позволил Юсупову убить Распутина. И Распутин умер как праведник — мученической смертью. Юсупову была уготована долгая жизнь на чужбине — и он увидел, что произошло с Россией дальше.
Мария Распутина в своих мемуарах.
Однако вся эта история с иском и судом все же оказалась не напрасной. Вскоре Матрена поступила на работу в цирк, британский антрепренер посчитал, что образ дочери легендарного мистика может принести неплохие барыши. И действительно, зрители приходили посмотреть на дочь "безумного монаха". «Глаза Распутина» определяли судьбу Российской империи, теперь
они заставляют подчиняться диким зверям из джунглей, — так писали на афишах.
Перед самой войной Матрена эмигрировала в США. В годы второй мировой работала клепальщицей на одном из военных заводов. Чтобы получить гражданство, вышла во второй раз замуж. А умерла в 1977 году в возрасте 79 лет.
Интересно, что ее дочь Мария будучи в Греции познакомилась с дочерью Феликса Юсупова Ириной. А их дети даже играли друг с другом. Такие вот перипетии судьбы.