Найти тему
Точка ART

Последние два дня в Русском музее работает «Школа Филонова»

До 15 апреля 2024 года в Государственном Русском музее работает выставка «Школа Филонова», экспозицию которой составили около 120 произведений живописи и графики, созданных мастерами аналитического искусства – учениками и последователями корифея русского авангарда Павла Филонова.

А.Е. Мордвинова «Казнь революционера», 1927 © ГРМ
А.Е. Мордвинова «Казнь революционера», 1927 © ГРМ

«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея коллективной работы. «Профессиональные, идеологические, стратегические и политические положения коллектива, принятые им за основу его действия, обязательны для любого члена коллектива», – было написано в Уставе. Кроме того, членам коллектива МАИ запрещалось быть членами любой другой группировки и участвовать в их выставках. Единство метода требовало полной самоотдачи и духовного единства.

А.Т. Сашин «Эскиз костюма трактирного слуги» (к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»), 1927 © ГРМ
А.Т. Сашин «Эскиз костюма трактирного слуги» (к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»), 1927 © ГРМ

Ученики Филонова провели несколько ярких акций, среди которых выставка и оформление спектакля «Ревизор» в Доме Печати в 1927 году, оформление издания карело-финского эпоса «Калевала» в 1932. Выставка в Доме печати – первое крупное выступление филоновцев, после которого объединение получило статус официально зарегистрированного общества «Коллектив мастеров аналитического искусства (школа Филонова)». В 1928 году двадцать три художника школы Филонова показали свои работы на выставке «Современные ленинградские художественные группировки» как представители утвержденной художественной группировки. Четыре больших панно с выставки в Доме Печати – «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана и «Старый и новый быт» Софьи Закликовской включены в состав нынешней экспозиции.

А.И. Порет «Калевала». Иллюстрация к руне 22-23, 1932 © ГРМ
А.И. Порет «Калевала». Иллюстрация к руне 22-23, 1932 © ГРМ

В коллекции Русского музея хранятся все одиннадцать эскизов костюмов и композиция задника, созданные Андреем Сашиным к постановке «Ревизора» (1927). Эти работы Сашина все вместе прежде не показывались и не публиковались. Дополняют экспозицию эскизы костюмов художников Артура Ляндсберга и Николая Евграфова из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. Оформление карело-финского эпоса «Калевала» (1932), в котором приняли участие тринадцать мастеров, стало первым иллюстрированном изданием этого текста на русском языке.

П.Н. Филонов «Ударники (мастера аналитического искусства)», 1934-1935 © ГРМ
П.Н. Филонов «Ударники (мастера аналитического искусства)», 1934-1935 © ГРМ

На выставке представлены первые работы Павла Кондратьева и Прасковьи Важновой, созданные у Филонова. Впервые в составе школы Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Прасковьи Важновой, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретенные музеем в последние десятилетия.

Т.Н. Глебова «Две художницы», 1939 © ГРМ
Т.Н. Глебова «Две художницы», 1939 © ГРМ

Государственный музей истории Санкт-Петербурга предоставил эскизы Татьяны Глебовой для оформления оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1931–1932), которые редко появляются на выставках. Ранние «филоновские» живописные работы Бориса Гурвича и Евгения Кибрика из частной московской коллекции также почти неизвестны зрителям.

О выставках предстоящей недели читайте здесь

Большой весенний дайджест – здесь