Найти в Дзене
Строительный мир

Проект длиной в 15 лет: в России достроят автодорогу к тихоокеанским портам

Эта автодорога является одним из наиболее ожидаемых транспортных проектов Дальнего Востока. Ее строительство началось еще в конце позапрошлого десятилетия. Одиннадцать лет назад сообщалось, что на всем протяжении (146 км) трассу откроют к 2022 году. Однако первый этап (18 км) завершили только в 2016-м, а второй (плюс 25 км) продолжается до сих пор, хотя ввести участок в эксплуатацию должны были в 2020-м.

© Администрация Приморского края / primorsky.ru (Первоначальный проект дороги Владивосток – Находка – порт Восточный)
© Администрация Приморского края / primorsky.ru (Первоначальный проект дороги Владивосток – Находка – порт Восточный)

Речь идет о дороге Владивосток – Находка – порт Восточный, которая станет частью международного транспортного коридора «Приморье-1». Последний тянется от китайского Харбина до российских тихоокеанских портов. Но после Артема в юго-восточном направлении МТК идет по старой дороге, которая в последнее время испытывает на себе все большую нагрузку и не соответствует современным требованиям.

© Администрация Приморского края / primorsky.ru (В рамках второго этапа на 25-километровом участке от Артема до Царевки построили три транспортные развязки (в районе совхоза Силинский, поселков Шкотово и Царевка), а также 16 мостов суммарной протяженностью 1,7 км, 12 путепроводов и 2-хкилометровую эстакаду)
© Администрация Приморского края / primorsky.ru (В рамках второго этапа на 25-километровом участке от Артема до Царевки построили три транспортные развязки (в районе совхоза Силинский, поселков Шкотово и Царевка), а также 16 мостов суммарной протяженностью 1,7 км, 12 путепроводов и 2-хкилометровую эстакаду)

Напомним, реализация этого масштабного проекта началась в 2009-м со строительства подхода к аэропорту Владивосток — 3,5 км трассы сдали в 2012 году. Затем ввели участок в обход Артема, после чего (в 2017 г.) приступили к работам в рамках второго этапа (с 18-го по 43-й км). Оставшиеся почти 104 км от деревни Царевка до порта Восточный являются самыми сложными — здесь необходимо возвести целый ряд эстакад, развязок, два тоннеля в районе Находки и свыше 100 мостов через различные водные преграды. Именно поэтому в среднем стоимость строительства оценивается почти в 3 млрд руб. за 1 км.

Два года назад, учитывая столь высокие затраты, в Счетной палате РФ предложили отказаться от дальнейшей реализации проекта, по крайней мере в прежнем его виде. Власти Приморья тогда согласовали с Минтрансом РФ альтернативный вариант, согласно которому часть маршрута пройдет по действующей дороге. В таком случае затраты составили бы около 230 млрд руб.

В сентябре 2023 года президент России Владимир Путин в ходе совещания по развитию дальневосточных городов дал поручение завершить строительство дороги. Его помощник Игорь Левитин в том же месяце на Восточном экономическом форуме заявил, что на фоне развития портовой инфраструктуры и увеличения грузооборота (с учетом его дальнейшего роста) будущая дорога, несмотря на высокую стоимость строительства, довольно быстро окупится. При этом, он отметил, что в роли инвесторов могут выступить китайские партнеры, заинтересованные в расширении пропускной способности транспортных артерий на данном направлении.

ООО «Трансстроймеханизация» (с сайта Администрации Приморского края) / primorsky.ru (Строящаяся автодорога Владивосток – Находка – порт Восточный на участке с 18-го по 43-й км, 2021 г.)
ООО «Трансстроймеханизация» (с сайта Администрации Приморского края) / primorsky.ru (Строящаяся автодорога Владивосток – Находка – порт Восточный на участке с 18-го по 43-й км, 2021 г.)

В апреле 2024-го полпред президента в ДФО Юрий Трутнев провел совещание по вопросу строительства автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный и поручил профильным ведомствам выработать критерии конкурентного отбора частных инвесторов для участия в этом проекте на условиях концессионного соглашения.

© Правительство РФ / government.ru (Совещание по вопросу строительства в Приморском крае автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный, апрель 2024 г.)
© Правительство РФ / government.ru (Совещание по вопросу строительства в Приморском крае автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный, апрель 2024 г.)

Он напомнил о поручении главы государства и подчеркнул важность данной трассы, как части МТК, имеющего важное значение не только для Дальнего Востока, но и страны в целом. Строительство с 43-го по 146-й км планируют вести поэтапно. На двух из шести участков предполагается реконструкция действующей дороги, а на других четырех трассу построят с нуля — обход Большого Камня и Фокино, а также подъезды к Находке и порту Восточный.

В статье использованы изображения с сайтов primorsky.ru и government.ru