Найти в Дзене

МОРСКОЙ БОЙ НА ФОТОГРАФИИ. U-210 ПРОТИВ ЭСМИНЦА "АССИНИБОЙН"

6 августа 1942 года. В районе к юго-востоку от Гренландии немецкие субмарины из волчьей стаи "Штайнбринк" атакуют обнаруженный днем ранее конвой SC-94, следовавший из канадского порта Сиднея в Ливерпуль. Канадский эсминец "Ассинибойн" вступает в ближний бой с находящейся на поверхности U-210. Этот эпизод интересен тем, что канадские моряки помимо выполнения своих прямых обязанностей активно фотографировали происходящее. Но обо всем по-порядку. Конвой SC-94 вышел в моря 31 июля. 35 транспортов шли под охраной канадской эскортной группы С-1, в состав которой входило семь кораблей: бывший английский, а теперь канадский эсминец "Ассинибойн", три канадских и три английских корвета. 5 августа конвой был обнаружен немецкой субмариной U-593 - одной из восьми лодок стаи "Штайнбринк". Капитан-лейтенант Герд Кельблинг какое-то время ждал пока подтянуться остальные члены стаи, а затем в 16:50 по Гринвичу атаковал и потопил голландской торговое судно "Спар". "Ассинибойн" в это время находился в 6 м

6 августа 1942 года. В районе к юго-востоку от Гренландии немецкие субмарины из волчьей стаи "Штайнбринк" атакуют обнаруженный днем ранее конвой SC-94, следовавший из канадского порта Сиднея в Ливерпуль. Канадский эсминец "Ассинибойн" вступает в ближний бой с находящейся на поверхности U-210. Этот эпизод интересен тем, что канадские моряки помимо выполнения своих прямых обязанностей активно фотографировали происходящее. Но обо всем по-порядку.

Конвой SC-94 вышел в моря 31 июля. 35 транспортов шли под охраной канадской эскортной группы С-1, в состав которой входило семь кораблей: бывший английский, а теперь канадский эсминец "Ассинибойн", три канадских и три английских корвета. 5 августа конвой был обнаружен немецкой субмариной U-593 - одной из восьми лодок стаи "Штайнбринк". Капитан-лейтенант Герд Кельблинг какое-то время ждал пока подтянуться остальные члены стаи, а затем в 16:50 по Гринвичу атаковал и потопил голландской торговое судно "Спар". "Ассинибойн" в это время находился в 6 милях позади конвоя, сопровождал отставшие суда. Лодку отогнали корветы.

-2

На следующее утро 11:25 сигнальщики "Ассинибойна" обнаружили рубку подводной лодки в 6 милях слева по носу. Это была U-210 капитан-лейтенанта Рудольфа Лемпке. Командир эсминца лейтенант-коммандер Джон Стаббс немедленно изменил курс и атаковал противника. Орудия эсминца успели дать три залпа, прежде чем U-210 успела погрузиться. Но скрытно уйти немцам не удалось. Используя гидролокатор, "Ассинибойн" вместе с корветом "Диантус" ("Гвоздика") несколько раз атаковал лодку глубинными бомбами, сбрасывая их сериями по 10 штук. После последней серии, спустя 2 часа после начала боя, контакт был потерян, но так как признаков гибели лодки не было, поиски продолжались.

-3

В 17:12 сигнальщики эсминца обнаружили рубку подводной лодки на расстоянии 6 миль. К этому времени погода на море сильно испортилась, а из-за набегавших полос тумана видимость временами падала до 200 метров. Дав полный ход, U-210 скрылась в тумане, а затем снова погрузилась. В это время конвой находился примерно в 12 милях к северо-востоку, и Стаббс, резонно предположив, что противник будет прорываться в сторону транспортов, продолжил поиск в этом направлении. В 18:50 U-210 была обнаружена на расстоянии чуть больше километра по правому борту. Дав полный ход, "Ассинибойн" открыл огонь из всех орудий и начал сокращать дистанцию. Понимая, что погружаться уже поздно, командир лодки приказал открыть огонь из имевшихся в его распоряжении 88-мм орудия и 20-мм зенитки.

-4

Несмотря на подавляющий перевес канадцев в огневой мощи, бой длился 35 минут. Искусно маневрируя, Лемпке подвел U-210 как можно ближе к эсминцу, лишив его возможности вести огонь главным калибром. В свою очередь пулеметный огонь канадцев не дал подводникам добраться до 88-мм орудия. Но и стаявшая на рубке 20-мм зенитка смогла наделать дел! От огня немцев на палубе "Ассинибойна" начался пожар, угрожавший перекинуться на капитанский мостик. Наконец, в момент когда противники расходились на встречных курсах кормовое орудие эсминца смогло засадить снаряд прямо в рубку, уничтожив расчет зенитки и убив командира Лемпке. Вступивший в командование лодкой первый вахтенный офицер дал команду на срочное погружение. Но уйти под воду немцы не успели. Как только офицеры U-210 перестали визуально следить за "Ассинибойном", канадский эсминец наконец-то смог протаранить пытавшуюся нырнуть субмарину, ударив прямо позади рубки.

-5

Но одного удара оказалось недостаточно. U-210 смогла всплыть и сохранить ход в 10-узлов. Поле недолгого маневрирования эсминец повторил таран, ударив в корму лодки. Завершила дело серия глубинных бомб установленных на малую глубину и несколько артиллерийских снарядов. Спустя пару минут искореженный корпус U-210 скрылся под водой. Из 43 членов экипажа спастись удалось 37 морякам: 10 человек были спасены "Ассинибойном", ещё 27 - подошедшим под самый конец боя "Диантусом". На эсминце погиб один моряк, ещё 13 были ранены. Из-за полученных повреждений корабль был вынужден оставить конвой и уйти в Канаду на ремонт.

-6

Оставленный им конвой SC-94 ждала незавидная участь. Для его уничтожения немцы собрали в одну стаю аж 19 субмарин! Их усилиями из 35 вышедших из Канады транспортов на дно ушло 11 кораблей. В ответ силами эскорта удалось потопить 2 субмарины: уже упомянутую U-210 и U-379, потопленную корветом "Диантус" после атаки глубинными бомбами и ЧЕТЫРЕХ таранных ударов. Умели немцы строить крепкие лодки, ничего не скажешь!

-7

Понравилась статья? Ставь лайк, пиши комментарий и подписывайся на канал и на группу в ВК, чтобы не пропустить выход новых статей! Впереди ещё много интересного.