Продолжаем наш анализ Повести временных лет. И вновь я предлагаю начать наши размышления с определенного отрывка. Предупреждаю, он будет длинным.
По прошествии времени, после смерти братьев этих [Кия, Щека и Хорива], стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“. Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: „Вот, новую дань нашли мы“. Те же спросили у них: „Откуда?“. Они же ответили: „В лесу на горах над рекою Днепром“. Опять спросили те: „А что дали?“. Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: „Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель“. И сбылось все это…
Согласно этому отрывку, летописец признает факт того, что часть славянских племен платили дань хазарам. В этом я увидел его единственную историческую ценность. Вся остальная информация больше похожа на сказку. Но начнем по порядку.
Сразу возникает вопрос откуда у полян франкские мечи, причем в таком количестве, что они были способны платить мечами дань. Если бы они имели их в большем количестве, то я сомневаюсь, что они платили бы дать кому бы то нибыло.
Сталь франкских мечей хорошо сохраняется в земле, но археологи не сообщают нам о подобных находках на Киевщине.
Теперь другой момент. Почему хазары обращаются к своему повелителю используя титул «князь»? Он мог быть каганом, мелким ханом или пехом, но никак не князем. Просто летописец был не знаком с иностранными титулами, поэтому и применил привычный ему термин «князь». Все в принципе логично.
И тут мою голову посещает каверзная мысль. А что, если и киевские князья именовались как-то по иному? Ведь согласно ибн Фадлану или «Слову о полке Игореве», по крайней мере до XII века, правители на руси носили титул кагана. Кроме всего этого, у ряда арабских авторов при обозначении славянских правителей используется термин «свет».
Ну и последнее. Я вновь возвращаюсь к вопросу о названии «полян». Летописец вновь указывает, что поляне жили в лесах, следовательно не могло название племени произойти от того, что те жили в полях.