РЕСПУБЛИКА ГАНА.
2 седи. Френсиса Нвиа Кофи Кваме Нкрума. (1909-1972). Философ, социолог, президент.
На купюре в два седи портрет Френсиса Нвиа Кофи Кваме Нкрума.
В Африканских странах часто бывает так, что некая выдающаяся личность, приобщившись к Западной цивилизации, становится выразителем чаяний своего народа – необразованного, неразвитого и именно из-за этого данному человеку приходится поочередно становится то писателем, то философом, а то и политическим и военным деятелем. Вот господин Кваме Нкрума как раз такой и есть.
Он родился в деревне – не так уж и много городов было в начале ХХ века в Африке – в субботу. По традиции принятому в его родном племени имя ему дали по дню недели, в который он появился на свет-Кваме. В переводе это как раз и означает «суббота». Семья в которой он родился, была, разумеется, не простой - он мог претендовать на троны вождей сразу двух племен: нсаэум и дадьессо.
Но в этом возрасте это его совершенно не интересовало. Он поступает в католическую миссионерскую школу, а по её окончании - в педагогический колледж. Это дало ему возможность начать педагогическую деятельность среди своего народа. Он преподает в сельских школах и семинарии и видимо так хорошо делает это, что ему предлагают получить высшее образование. Он едет в США, где поступает в Пенсильванский университет. И там ему сопутствует успех! Не знаю, что вы подумали, но он вовсе не становится звездой вечеринок. Он не играет в баскетбол, не читает рэп, не продает наркотики… Он учится! Прилежно и въедливо!
Как результат - по окончании обучения получает степени бакалавра экономики, социологии и богословия. Продолжив обучение, наш герой защищает диссертацию и заслуженно получает степень магистра педагогики и философии. В те же времена он пробует себя и как общественный деятель, принимая самое активное участие в организации Ассоциации студентов-африканцев США и Канады.
Далее, войдя во вкус, он меняет Американскую зачетку на зачетку Британскую – едет в Лондон чтоб учится там и в Лондонском университете и в Лондонской школе экономики.
Комплекс полученных им знаний сплавляется в нем, и он понимает, что применить их он наилучшим образом может став политиком!
Поэтому вернувшись на родину, он активно включается в политическую деятельность. В 1949 году он основал Народную партию конвента и провозгласил курс на социалистическое строительство!
Политическая борьба это такая интересная штука! С одной стороны она может вывести вас к вершинам власти, а с другой – в процессе борьбы с противниками вы же можно поиметь немало неприятностей. Вот и нашего героя вскоре сажают в тюрьму, но через пару лет, когда его партия приходит к власти, его оттуда, разумеется, выпускают и он становится руководителем департамента.
Его политические воззрения можно было бы назвать научным социализмом, но с определенными оттенками. С изрядной долей самобытности в его мировоззрении сплавились марксизм, христианство и панафриканизм.
Он реализовывал свои взгляды, будучи во многих ипостасях - премьер-министра, министра иностранных дел, президента
Вот в этой ипостаси, в середине 60-х, чтоб никто не мешал ему строить социализм, он вводит в Гане однопартийную систему и провозглашает себя пожизненным президентом. А и правда - зачем тратить на выборы народные денежки, если партия одна, а значит и так выберут именно того, кого нужно?
Но вот незадача – не всем это понравилось. Года через два (можно поразиться долготерпению его политических противников) во время визита нашего героя в Пекин в Гане происходит военный переворот под лозунгом «Против авторитарного правления – за демократическое правление».
Ничего это вам не напоминает? А ведь не исключено, что это была одна из первых на планете цветных революций и таковой её не назвали только потому, что все её участники были негры.
После этого путь на родину теперь ему был закрыт.
Он попросил политического убежища в соседней Гвинее, где оставался до конца своих дней.