Очкарикам прыгать с парашютом нельзя. И это не потому, что место очкарика в библиотеке, и инструкторы-парашютисты не хотят иметь с ними дел. Просто очки могут слететь в полёте. Однако выход есть - контактные линзы. Я раньше никогда не носил контактных линз, но сегодня мой первый прыжок с парашютом. С непривычки я надевал линзы полчаса. Было неприятно, больно, текли слёзы, линзы то и дело падали в раковину. Наконец, с лёгким чувством соринки в глазах я вышел из дома и поехал за город.
Аэродром располагался на поле, ограниченном с одной стороны лесом, с другой - дорогой. Здесь летали только небольшие лёгкие самолёты. Было утро, но уже кипела жизнь: в небе кружили самолёты, из которых прыгали люди. Это были профессионалы, они прыгали сами и в тандеме с новичками. Новички, в основном девушки и подростки, визжали от восторга и страха. Я смотрел на них снисходительно: "Ну да, с инструктором любой сможет, то ли дело самостоятельный прыжок - вот где экстрим и проверка на смелость".
Я отнёс деньги в кассу и сел в очередь на медкомиссию. Люди постепенно прибывали. В здание аэродрома вошла растрёпанная девушка и радостно закричала своим знакомым: "У меня сегодня соточка!" Все начали её поздравлять, желали набрать ещё не одну соточку. Вообще, у парашютистов принято мериться количеством прыжков. На тебя начинают смотреть с уважением, когда число прыжков измеряется не десятками, а сотнями. У нашего инструктора было три тысячи прыжков, здесь его считали живой легендой.
В кабинете для медосмотра принимали две девушки, они измерили мой рост, вес и спросили какое у меня зрение. Ответ, что зрение не очень, но я в линзах их удовлетворил, и меня направили в класс предполётной подготовки.
Перед самостоятельным прыжком надо пройти обучение, которое состоит из двух частей: теоретической и практической.
В учебном классе собралось около сорока человек, это были молодые парни и девушки. Инструктор рассказал, что прыгать мы будем с десантными парашютами. "Ого! Круто! А автоматы дадут?" - оживились парни. Но инструктор пояснил, что десантный парашют применяют для учебных целей, это самый простой круглый парашют, где от новичка требуется только шагнуть из самолета и немного подруливать при снижении, если ветер начнёт сносить в лес.
Прыгать мы будем с высоты 800-900 метров, свободное падение продлится 3 секунды, потом парашют раскроется, и ещё 2-3 минуты будем лететь до земли.
В учебном классе мы сидели на обычных скамейках, лекция шла уже второй час, в какой-то момент один парень не выдержал:
- Извините, а у вас есть стулья со спинками? У меня спина болит сидеть.
- Какие стулья? Спина болит? А как ты прыгать собрался? Как ты медкомиссию прошёл? Да я тебя до прыжка не допущу! Фамилия?! - горячился инструктор.
Парень не стал спорить и замолчал. Инструктор тоже постепенно успокоился и продолжил обучение. Справедливости ради, скажу, что спина устала и у меня, да и остальные всю лекцию ёрзали на скамейке в поисках более удобной позы.
Наконец, теория закончилась. Нас разделили на две группы и отправили на практические занятия, где мы должны были отработать каждый этап прыжка.
Вначале учились правильно выпрыгивать из самолета. Самолет стоял на земле, мы подходили к двери, слегка нагибались и выпрыгивали, скрестив руки на груди. Некоторые сразу репетировали клич, с которым будут прыгать.
Затем сидели в подвесной системе парашюта, привязанной к потолку, и учились поворачивать вправо и влево, натягивая стропы управления.
Потом тренировались приземляться. Когда приземляешься с парашютом, испытываешь такую же нагрузку как при прыжке с высоты 1,5 метра. Инструктор говорил, что не надо пытаться устоять на ногах, а лучше завалиться вперёд и сделать перекат по земле. Тут я вспомнил уроки карате из детства и, спрыгнув с мостика, выполнил кувырок через плечо по всем правилам боевых искусств. Встав на ноги, посмотрел на инструктора в ожидании хвалебных слов или как минимум одобряющего жеста. Но инструктор не оценил моего трюка и даже сделал замечание, сказав, что нужно перекатываться, а не кувыркаться.
В конце оставалось научиться гасить парашют. Когда приземляешься, купол парашюта, как правило, опускается не плашмя, а на бок. Если в этот момент подует ветер, то парашют понесёт, а ты побежишь за ним и будешь бегать по всему полю, пока не наткнёшься на самолёт или лес. Мы гасили парашют натягивая нижние стропы, тем самым помогая ему сложиться быстрее.
Мы были почти готовы к прыжку, когда принесли запасной парашют. Меня он сразу насторожил:
- А бывали случаи, что основной парашют не раскрывался?
- У нас не было! Но с запаской спокойнее, - подмигнул инструктор.
Запасной парашют крепился спереди, на груди. На первый взгляд пользоваться им несложно, надо лишь дёрнуть за кольцо. Немного сложнее определить, нужно ли дёргать кольцо?
- Отделяемся от самолёта и начинаем считать: 501, 502, 503. После этого смотрим вверх: если основной парашют не раскрылся полностью, то приводим в действие запасной, - учил нас инструктор.
На этом наше обучение закончилось. Впереди - прыжок. Самолёт был один и брал на борт по девять человек. Начали составлять список, кто за кем прыгает. Прыгать первым очень боязно, а последним - можно задержаться на аэродроме допоздна. Я записался на второй рейс.
Самолёт делал три круга над полем. И каждый раз, пролетая над зоной прыжка, из него прыгали по три человека друг за другом: сначала самый тяжелый и далее по уменьшению веса. Делалось это потому, что человек с большим весом будет снижаться быстрее, чем более лёгкий. И если лёгкий прыгнет первым, то тяжёлый сможет его догнать, а в небе от такой встречи мало приятного. В своей тройке я оказался самым тяжёлым, чему немного удивился с моим-то весом 65 килограмм.
Наше снаряжение состояло из основного парашюта, запасного и шлема танкиста времен СССР. Я захотел непременно сфотографироваться в таком обмундировании. Достал телефон и тут же услышал:
- Дай сюда! Никаких телефонов! В небе надо о прыжке думать, а не фотосессию устраивать!
Инструктор отобрал у меня телефон и передал женщинам - работницам аэродрома. Вот ведь невезение! А я уже представлял, какие снимки можно сделать в самолёте и во время полёта под куполом. Что делать?
- Извините, а вы не могли бы меня сфотографировать? - обратился я к работницам аэродрома, в плену у которых был мой телефон.
Женщины попались добродушные и с радостью сделали несколько фотографий, но телефон мне в руки не давали.
Самолёт вернулся после первого рейса - теперь наша очередь. Моя тройка будет прыгать на втором круге. Нас рассадили в салоне на скамьях в нужной очередности и самолёт начал свой разбег. Чем меньше оставалось времени до прыжка, тем сильнее нарастало напряжение. Самолёт набрал нужную высоту и приближался к зоне прыжка. У открытой двери стоял парень из инструкторского состава, зажглась красная лампа, и он скомандовал первой тройке: "Приготовиться!" Взял за плечо первого и потянул его в открытую дверь: "Пошёл!" Проследив, что парашют удачно раскрылся, дал команду прыгать второму. Третий прыгнул щучкой, что-то прокричав при этом, но из-за шума самолёта было не разобрать, что именно.
Самолёт повернул и пошёл на второй круг. Мой круг. Я сидел напротив двери и со страхом поглядывал то на парня, выпускающего парашютистов из самолёта, то на красную лампу. А что будет, если отказаться прямо сейчас? Сказать, что расхотел? Что подумают другие? Я чувствую, что не готов! Как получилось прыгнуть у первой тройки? Лампа зажглась! "Приготовиться!" Не помню как, я встал... "Пошёл!" ... и сделал шаг вниз.
Три секунды свободного падения. "Пятьсот один..." Ничего не видно: ветер такой, что невозможно открыть глаза. "Пятьсот два..." Я правильно выпрыгнул? Всё ли в порядке? Где кольцо запасного парашюта? "Пятьсот три!" Толчок! Это стропы парашюта натянулись. Ветер ослаб, можно открыть глаза. Я посмотрел вверх: купол был круглой формы, стропы не перекручены. Кажется, всё хорошо, запаска не пригодилась!
Теперь можно расслабиться и следующие две-три минуты провести спокойно наблюдая пейзаж под собой с высоты птичьего полёта. Я ощутил эйфорию. Жалко, не было телефона, получились бы неплохие кадры. Подо мной был лес, аэродром с постройками и дорога, по которой двигались маленькие машины. Интересно, куда я приземлюсь?
- Первый, первый! Повернуть на 3 часа! - услышал я с земли.
Это инструкторы по громкоговорителю корректировали наш курс. "Первый? Это же мне кричат! Куда-то не туда лечу?" Я взялся за правый строп управления, потянул его и развернулся на 90 градусов. Других команд не последовало, значит теперь курс правильный.
Земля приближалась. Я не боялся приземления: прыжок с высоты 1,5 метра - плёвое дело. Однако, приземление с парашютом не похоже на привычный прыжок - скорость отличается. Я смотрел вниз и не мог понять, в какой момент ноги соприкоснутся с землёй. Вот-вот уже сейчас! Нет? Удар! Перед глазами всё затряслось. Посадка оказалась не мягкой. Я не стал перекатываться по траве, чтобы не запутаться в стропах, и остался стоять на ногах.
Погасив парашют, я растерянно поглядел на него: на земле лежало огромное полотно купола с множеством строп. Их предстояло собрать так, чтобы ничего не перекрутить и не запутать, иначе возникнут сложности при укладке парашюта для следующего прыжка. Я вздохнул и принялся освобождаться от подвесной системы, как вдруг услышал:
- Давай быстрее! Чего мешкаешь?
Ко мне подбежал работник аэродрома и начал стягивать с меня парашют. Оказалось, что парашютов на всех не хватает и нужно быстро уложить те, с которыми уже приземлились. Этот немного неделикатный парень спас меня от необходимости собирать парашют, взяв эту работу на себя.
Вот и всё, дело сделано! Я прыгнул с парашютом! Я был рад и... очень голоден. За весь день не съел ничего, а физических сил и эмоций потратил массу. По дороге домой заеду в ближайший магазин и куплю плитку вкусного шоколада. Заслужил.