Найти в Дзене
NEWS.ru

Отказ от Пушкина в ЕГЭ, больше уроков истории: что будет дальше со школьным образованием в России

Оглавление
Сергей Булкин/NEWS.ru
Сергей Булкин/NEWS.ru

Зампредседателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Виталий Милонов анонсировал обсуждение важнейшей реформы школьного образования. Какие изменения уже внесли в программу, довольны ли ими россияне?

Будет ли у школьников пятидневка

Милонов считает, что российские школы должны перейти на пятидневную учебную неделю. Он отметил, что в Госдуме могут рассмотреть идею соответствующей реформы. По его мнению, из-за шести учебных дней, которые действуют в ряде школ, дети практически лишены свободного времени для общения с семьей и теряют мотивацию к получению знаний.

«Шестидневка в школе — это как шестидневная рабочая неделя, отмененная в начале XX века. У детей уничтожают мотивацию учиться, они не отдыхают, почти не общаются с семьей. Верните детей в семью! Учителя и администрация в прямой зависимости от количества уроков, их зарплата напрямую зависит от количества этих часов. Думаю, что на уровне Госдумы нужно проработать законопроект, который закрепит право детей на пятидневную учебную неделю», — заявил Милонов.

Подавляющее большинство читателей NEWS.ru согласны с идеей депутата Государственной думы Виталия Милонова об отмене шестидневной учебной недели в российских школах. Однако нашлись и те, кто напомнил о временах СССР, когда ученики «все успевали» в таких условиях.

Пользователи Сети отметили, что сейчас у детей большая нагрузка и у них не остается времени на семейные мероприятия и хобби. Другие возразили, что сейчас растет поколение TikTok, поэтому нужно не только оставить шестидневную учебную неделю, но и вернуть программы, которые существовали во времена СССР.

Путин отменил «домашки»?

Весной президент РФ Владимир Путин поручил сократить объем домашних заданий, а также убрать лишние контрольные работы, чтобы усовершенствовать школьные программы. Тем не менее, глава государства не отменил «домашки», на которые, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, сейчас школьники во 2-3-м классах не должны тратить более 1,5 часа в день, в 4-5-м — более двух, в 6-8-м классах — более 2,5 часа, в 9-11-м — максимум 3,5. В первом классе домашние задания и вовсе не предусмотрены.

В педагогическом сообществе позитивно восприняли идею главы государства, предложив не останавливаться на этом. Правда, директор АНО «Центр содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию „Семья и Родина“, член комиссии по направлению „Культура“ Госсовета РФ Наталья Локтева полагает, что если учителя не будут заинтересованы в освобождении детей от домашних заданий или контрольных (а для этого им придется тщательнее работать над разнообразием учебных программ), то „все останется фикцией“.

Член комитета Совета Федерации по науке и образованию Айрат Гибатдинов полагает, что нагрузка на детей должна быть оптимизирована и соответствовать скорости их психологического и физического развития.

Зачем убрали Пушкина из ЕГЭ по литературе

В 2024 году классики русской литературы Денис Фонвизин, Василий Жуковский, Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь и другие исчезли из рекомендаций для подготовки к ЕГЭ-2024. Правда, Минпросвещения России подчеркивало, что произведения отечественных литераторов первой половины XIX века не исключили из программы.

«Ни одно из произведений, являющихся вершинными произведениями древнерусской литературы, литературы XVIII и первой половины XIX веков, не исключено из программы», — говорилось в сообщении министерства.

Отмечалось, что для выполнения заданий единого госэкзамена по литературе традиционно дается возможность привлекать не только изученные в 10 и 11 классах произведения, но и произведения из программы основной школы, в том числе труды Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других. По сложившейся отечественной традиции преподавания литературы их произведения изучаются как раз в основной школе, поэтому их знание проверяют на основном госэкзамене, то есть ОГЭ.

«Знание произведений литературы, написанной до первой половины XIX века, проверяется в ОГЭ (основной государственный экзамен; сдается после девятого класса. — NEWS.ru) по литературе. Кодификатор ЕГЭ также четко отражает перечень произведений, изучающихся в 10 и 11 классах, но это не значит, что знание Пушкина уже не понадобится на ЕГЭ», — объяснили в Рособрнадзоре.

В демоверсиях и кодификаторах ЕГЭ-2024 нет произведений авторов первой половины XIX века. Таким образом, ряд СМИ предположил, что в задания единого государственного экзамена по литературе могут не включить произведения отечественных классиков.

«Ликвидировать как вредный»: что не так с обществознанием

14 марта помощник президента России Владимир Мединский предложил объединить в основном и едином государственных экзаменах (ОГЭ и ЕГЭ) обществознание и историю. Он отметил, что многие сотрудники профильных министерств и ведомств предлагают ликвидировать обществознание как «вредный» предмет.

«В конечном итоге, в идеале, на мой взгляд, хорошо бы нам сделать единый ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию. Просто добавить вопросы, связанные с обществознанием. Я не скрою, что многие сотрудники министерств и ведомств предлагают этот предмет (обществознание. — NEWS.ru) ликвидировать как вредный... Посмотрим, попробуем сохранить [обществознание]», — заявил Мединский.

Первый зампред комитета по просвещению Яна Лантратова заявила, что в рамках обществознания, которое проходят с шестого по восьмой класс, детей учат западным концепциям, говорящим о том, что общество с почитанием к религии и многодетными семьями является отсталым.

Депутат также отметила, что теперь детей будут готовить к вузовскому курсу «Основы российской государственности», который был подготовлен после начала СВО.

«Если посмотреть концепции, которые изучаются в этот период времени (с шестого по восьмой класс. — NEWS.ru), в основном это западные концепции, которые говорят о том, что общество с уважением к религии, с многодетными семьями и почитанием традиционных ценностей — общество отсталое; что безальтернативная идеальная модель — это модель американская», — объяснила Лантратова.

До этого депутат Госдумы Анатолий Вассерман заявил, что обществознание будет серьезно изменено как школьный предмет, но полностью его не исключат из программы. По его словам, этот вопрос находится в стадии обсуждения.

Тем не менее, 12 апреля Минпросвещения РФ утвердило увеличение числа часов на изучение истории в 5-8-х классах. С 1 сентября 2025 количество часов в школах вырастет с 340 до 476, то есть с двух до трех в неделю, а обществознание исключат из программы 6-8-х классов.

Что будет с ЕГЭ в России

В 2024 году выпускники 11-х классов получили возможность пересдать один из предметов в рамках ЕГЭ уже этим летом. Предложение дать школьникам такую возможность было озвучено президентом РФ Владимиром Путиным в ходе обращения к Федеральному собранию 29 февраля. Новое расписание сдачи единого государственного экзамена с учетом пересдач планируют утвердить до конца апреля.

Ежегодно в РФ обсуждается идея отмены ЕГЭ и замены его сдачей обычного экзамена, однако академик РАН Геннадий Онищенко напомнил, что вузы в России сегодня не проводят вступительные экзамены.

Кроме того, по мнению ученого, в школах практически не осталось учителей, которые могли бы принимать выпускные экзамены, а в вузах уже почти забыли, как организовывать вступительные испытания. По словам Онищенко, если в корне инициативы лежит политический пиар, то от этого пострадают миллионы молодых россиян. Академик предупредил, что любые «резкие телодвижения» чреваты последствиями, и призвал быть последовательными.

«Сегодня никто из тех, кто критикует ЕГЭ, не может назвать вразумительную альтернативу ему. А все озвучиваемые предложения обычно представляют из себя нечто похожее на ЕГЭ, но по-другому названное», — отметил член общественного совета Рособрнадзора кандидат педагогических наук Роман Дощинский.

При этом политический обозреватель Андрей Перла считает, что в основе идеи ЕГЭ для российских школьников и абитуриентов лежат две абсолютно западные концепции, которые вредны для страны, поэтому отказ от единого госэкзамена неизбежен.

Нужны ли школам реформы

Многие работники сферы образования считают, что российским школам необходимо «дать передохнуть» от постоянных разнообразных нововведений. Преподаватель русского языка, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий и вовсе призвал власти отложить на несколько лет новые реформы в системе среднего образования.

«Сейчас, когда школы и так дышат на ладан, проводить любые изменения просто смерти подобно. Сейчас самое главное — оставить родителей, детей и учителей в покое, дать им несколько лет без новых реформ, без новых экзаменов, новых изменений, новых учебников, требований и так далее», — выразил мнение преподаватель в беседе с «Радио 1».

Он также отмечал, что в системе среднего образования остро стоят другие проблемы, такие как нехватка учителей и снижение престижа этой профессии.