Случаи в стиле "пьяный пассажир подрался с бортпроводником и проявлял агрессию к другим пассажирам" - это новости, которые мы узнаём почти каждую неделю. Из соцсетей, СМИ, от пресс-служб авиакомпаний. Узнаём далеко не всё, что случается. Так длится не то что годами, а десятилетиями.
Говорим только про Россию, разумеется. Так кто виноват и что делать?
Известно, что жлобья и неадекватных у нас в стране на сто лет вперёд припасено. Надеяться на то, что люди станут другими? Нет, мы уже не дети малые. Люди не меняются. Поэтому нужно принимать меры. А какие?
Давайте посмотрим кто и что может сделать.
- Авиакомпании. У них всё в порядке, если подумать. Правила запрещают проносить с собой на борт алкоголь в целях распития во время полёта (ох уж эти "дьютики"!), правила запрещают находиться в самолёте в состоянии алкогольного опьянения.
Пить можно только тот алкоголь, который продаётся на борту, а у бортпроводников есть инструкция следить за состоянием употребляющих и вовремя прекращать подачу горячительных напитков. Экипажи проинструктированы и натренированы на случай контакта с агрессивным "бухариком". Что они ещё могут сделать?
- Росавиация, Минтранс и прочие профильные ведомства. Тоже гладко всё на бумаге и безопасность полётов превыше всего. С законами у нас вообще хорошо, проблемы возникают на этапе исполнения.
- Аэропорты и хэндлинговые службы. Вот где слабое звено и самая уязвимая точка. Это и есть "на этапе исполнения".
Первая проблема - продажа алкоголя в магазинах duty free, предприятиях общественного питания (кафе, бары) и залах бизнес-класса. Тут как в советском фильме "Вокзал для двоих", где герой Никиты Михалкова говорил: "Сто грамм не стоп-кран, дёрнешь - не остановишься".
Кто-то снимает стресс перед страхом полёта. Кто-то летит в отпуск или уже из него и считает своим долгом начать расслабляться ещё до посадки в самолёт. И есть отдельная категория того самого жлобья, которое дружит со спиртным по принципу "не смажешь - не поедешь", "на посошок" и т.п.
Вот что со всем этим делать? Запретить торговлю в аэропортах алкоголем? Да такого нет даже в аэропорту Дубая, где как бы шариат вообще является основным законом. Это серьёзная доля доходов, от которой никто просто так не откажется.
Запретить пассажирам пронос алкоголя в стерильную зону аэропорта? Стоп. И так уже запрещено.
И вот подходим к самой уязвимой точке.
Вторая проблема - персонал хэндлинговых служб аэропорта. Это сотрудники, которые сначала работают на стойках регистрации каждого конкретного рейса, а потом переходят на стойки выхода на посадку. Обеспечивают посадку этого же рейса. Очень многие пассажиры думают, что это сотрудники авиакомпаний, но нет. Авиакомпания вам продает билет, а потом встречает вас только на борту самолёта. Или её представитель может появиться, когда нужно "разрулить" нестандартную ситуацию на регистрации - типа, например, перевозки картины, которую ну никак нельзя в багаж или в случае проблем с перевозочными документами.
И вот, типичная ситуация: набрался отпускник в баре в стерильной зоне аэропорта, потом зашёл в "дьютик", решив "догнаться" чем-нибудь покрепче прям из горла и порулил на посадку. Перегаром, понятно, стараемся не дышать во время проверки посадочного талона. И попадаем в самолёт. После чего довольный алкопассажир съезжает с катушек окончательно.
Виноваты ли в этом невнимательные сотрудники, которые проводили посадку? Наверное, что-то можно им предъявить. Это с одной стороны. Типа - нужно быть внимательнее, нужно тщательнее присматриваться и принюхиваться.
С другой стороны, имеем жёсткие ограничения по времени - посадка должна быть завершена минута в минуту по расписанию. В очереди от нескольких десятков до нескольких сотен пассажиров в очереди (в зависимости от ёмкости воздушного судна), чьи посадочные нужно проверить и просканировать. А на международных рейсах ещё и сверить с персональными документами.
Ещё в очереди часто стоят потенциальные скандалисты, которые набрали в ручную кладь вещей сверх меры и готовы яростно "качать права" возле калибратора. Часто летающие пассажиры "Победы" или Smartavia не дадут соврать.
В общем, непростая это психологически работа - обеспечивать регистрацию и посадку пассажиров в течение всей свой рабочей смены. Могут ни за что и матом обругать посторонние люди, могут начальство потребовать просто так, поорать и всякое такое. А сорваться нельзя, а можно только продолжать делать свою работу и не задерживать процессы.
Решение?
И вот, наконец-то, недавно в чьи-то светлые головы на верхах власти пришла идея - алкотестер на посадке. Тема сразу понеслась в СМИ.
Она, конечно, хорошая эта идея. Но как реализовать это с правовой точки зрения? Технически - никаких проблем.
Юридически и практически всё давно обкатано на автомобилистах. Поэтому возникают вопросы:
- Отказ от "подуть в трубочку" - равно снятие с рейса?
- Тестировать всех поголовно или сотрудник будет определять "на глазок" и "на нюх" потенциальных кандидатов?
- Какие значения промилле должны стать запретительными?
- Если я купил 0,7 коньяка в "дьютике", трезвый прошёл на борт, а потом налакался до безобразия, устроил дебош и заблевал туалет (пардон за грубые фразы), что тогда? Либо конфликт, полиция, задержка рейса или вынужденная посадка с последующим нарядом полиции. В общем, всё как бывает сейчас. Кто несёт ответственность?
Выводы: проверка на алкотестере во время посадки в самолёт позволит отсеять часть нежелательных пассажиров, но полностью проблему не снимет.
Кроме того, был у меня случай в личной пассажирско-лётной практике: неадекватный сосед со всеми признаками глубокого алкогольного опьянения. Не очень агрессивный, добродушный матершинник, который лез знакомиться ко всем пассажирам и нёс всякую ахинею. Его в итоге пересадили в заднюю часть салона, где никого не было. И товарищ в одиночестве там затих. Нюансик маленький заключается в том, что от человека вообще не пахло спиртным. Не пахло никотином и даже запрещёнными курительными травами. Чувак был просто под какими-то синтетическими наркотиками. И что вот с такими авиапассажирами делать в качестве мер профилактики - как им не дать сесть в самолёт, у меня даже идей нет.
А у вас есть? И что думаете про алкотестеры на посадке в самолёт?
И ниже картинка на финал. Это спецсредства для усмирения дебоширов, которые начали выдавать кабинным экипажам "Аэрофлота" с осени 2022 года
На картинке: пластиковые наручники, тупоконечные изогнутые ножницы для их снятия и нейлоновые ремни, которыми можно связывать также ноги.