Людомания - это вовсе не патологическая привязанность к людям, как можно подумать) Это зависимость от азартных игр.
Учёные в целом плохо влияют на крыс - то к алкоголю их приучат, то к наркотикам. То, как на этот раз - к картёжничеству.
Подсадить крыс на игры сложнее, чем на запрещённые вещества. Но британские и канадские учёные справились с этой задачей. Авторы эксперимента Катарина Уинстенли, ее коллеги из Университета Британской Колумбии в Вакнувере (Канада) и Кембриджского университета в Великобритании предложили игровую задачу лабораторным крысам и показали, что на ней можно изучать нейрохимию игры.
Цель состояла в том, чтобы обучить крыс игровой задаче, которую обычно используют в экспериментах с людьми (поскольку разработали ее психологи Университета Айовы, она носит название Iowa gambling task (IGT). В этой игре испытуемому демонстрируют четыре карты на мониторе. Причем выбор каждой карты может вести как к выигрышу, так и к проигрышу. Цель игрока – получить как можно больше денег, поэтому ему надо просчитывать величину и вероятность выигрыша и проигрыша и в соответствии в этим выбирать оптимальную стратегию.
Учёные работали с крысунами генетической линии Лонг-Эванс. Для обучения их игре сконструировали специальную камеру с пятью дырками, которые в открытом состоянии выдавали подкрепление – таблетки сахара. Над дырками располагались лампочки, так что на первом этапе обучения у крыс вырабатывали простой рефлекс: если лампочка загорается, нужно сунуть нос в соответствующую дырку и получить сладкую таблетку.
Схема крысиной игровой задачи была такая: в каждой пробе четыре активных дырки выдавали разное количество сахарных таблеток: первая дырка – одну таблетку, вторая – четыре таблетки, третья – две таблетки и четвертая – три таблетки. После того как над дырками загорались лампочки-сигналы, крысе предстояло за 10 секунд сделать выбор – и она получала награду. Но не всегда! Награда выдавалась в каждой дырке с определенной вероятностью: от 0,9 (то есть, в 9 случаях из 10) до 0,4 (в 4 случаях из 10). В других случаях крысе выпадал проигрыш, что выражалось в задержке от 5 до 30 секунд, в течение которых мигала лампочка и ничего не происходило. А затем, через 5-секундный стандартный интервал, давали следующую пробу.
Оптимальная стратегия заключалась в том, чтобы выбирать третью дырку, дающую две таблетки. С учетом вероятности проигрыша (задержки) и ее длительности все другие дырки давали меньшее количество лакомства за то же время.
Для чистоты эксперимента ученые обучали две другие группы крыс двум контрольным задачам. Количество выдаваемых таблеток не менялось. Но в первой контрольной задаче задержка в случае проигрыша была одинаковой во всех отверстиях, а во второй задаче – одинакова была вероятность проигрыша.
Крысы проявили себя как талантливые игроки, поскольку уже через семь дней тренировки стали выбирать оптимальную стратегию (две таблетки) с вероятностью 60%. В первой контрольной задаче, с постоянным временем задержки, они также предпочитали две таблетки, а во второй контрольной задаче, с постоянной вероятностью проигрыша, предпочитали получать максимальный разовый выигрыш - четыре таблетки.
Дальше чистая фарма, ведь эксперимент проводился для поиска оптимальной комбинации препаратов, которыми можно контролировать игровое поведение крыс. На уже обученных грызунах испытали действие нескольких веществ, влияющих на дофаминовую и серотониновую системы мозга. Те, что отвечают за удовольствие, настроение и эмоции.
Выводы:
Крысы оказались способны обучиться выбору оптимальной игровой стратегии. Биологи считают, что для этого они комбинируют информацию о размере выигрыша, о размере проигрыша и его вероятности. Что для грызунов задача довольно серьезная.
Конечно, игровая задача крыс в некоторых деталях отличается от ситуации реальной человеческой игры на деньги. Самое главное отличие заключается в том, что игроки как выигрывают, так и проигрывают деньги, то есть в результате могут оказаться в минусе по отношению к своему начальному состоянию. Крысы получают награду или не получают, но в минусе не оказываются. Так что крысиный проигрыш не совсем эквивалентен проигрышу в казино.
Но всё-таки)