Перевод Михаила Донского. Режиссер - Автандил Варсимашвили.
Художник-постановщик - Мирон Швелидзе.
Премьера состоялась 7 октября 2017 года.
«Ад раскрылся», но копать можно было и поглубже.
Причем здесь копать? Во-первых, в 2012 году на парковке в Лестере был найдены останки Ричарда III, и оказалось, что он не был горбуном, а имел сколиоз. Есть версия, что Тюдоры, придя к власти, намеренно создали ему ужасное реноме. Известно также, что в Англии был суд, устроенный вольным обществом историков, на котором с Ричарда сняли обвинение в убийстве двух принцев. Но сила искусства Шекспира навеки вечные сделала его ужасным горбуном. В 16-17 веках еще не копали, чтобы установить историческую правду, а закапывали, впрочем, как и сегодня.
И постановщик спектакля Автандил Варсимашвили, на мой взгляд, «недокопал» с образом Ричарда III, сделав его только маньяком-убийцей. Симптомы психопата в спектакле налицо: Ричард катается по полу как бесноватый, высовывает язык, с лица его не сходит безумная улыбка, он видит убиенных и общается с ними.
Актер Максим Севриновский блестяще справился с ролью, и следить за тем, как актер играет разные стадии безумства, как меняются его лицо, пластика, голос, крайне интересно. Одновременно больное воображение Ричарда творит свой безумный мир на сцене: мертвые женщины ходят по подиуму. Он, как заботливый хозяин, в своих снах-видениях, разливает по чашкам яд своим уже убиенным жертвам. Убийство для него становится праздником, и смерть его жертв в его сознании будет вызывать один и тот же сладкий мотив.
Но Шекспир усложнил своего героя. Это не просто маньяк. Он показал его человеком выдающихся качеств. Ричард одержим идеей утвердить свою личность среди людей, у которых тоже руки по локоть в крови. Король Эдуард IV, его брат герцог Кларенс, герцог Бекингем, лорд Стенли, граф Риверс, кардинал Борчер, королева Маргарита и ее муж Генрих VI - все они борются за власть.
Сцена за пиршественным столом мне напомнила картину Павла Филонова «Пир королей». Королеву Маргариту, например, можно назвать мужиком в юбке. Ее муж, Генрих VI, был психически болен и не понимал, что происходит вокруг, а она таскала его за собой и однажды даже бросила на произвол судьбы. В спектакле она, полусумасшедшая, пророчествует всем смерть от руки Ричарда. Этот дар она обрела, потеряв на войне сына, а потом и мужа. Таково было время междоусобицы в Британии, которое сменилось созданием абсолютистского государства под крепкой пятой Тюдоров.
Ричард превосходит всех в жестокости, но он - сложная личность. Это человек большого ума и хитрости, он прекрасно знает психологию людей. Как человек эпохи Возрождения, он хочет доказать всему миру, что он выше всех. Причем Ричарда заводит не только цель, но и сам процесс борьбы. Этот герой любит ставить себе почти невыполнимые задачи: например, влюбить в себя красавицу леди Анну, мужа которой он убил.
В спектакле сцена совращения представлена потрясающе. Ричард уверяет Анну (Полина Чернышова), что ее красота - причина его злодеяния. Он ловко использует лесть, напор и актерский талант, чтобы увлечь женщину и в конце, усмирив кобылку, расчесывает ее рыжую гриву волос.
Как политик, Ричард понимает необходимость поддержки народа. И он снова и снова отказывается от власти, ожидая согласия народа. В трагедии Шекспира народ, которого силой выгнали на улицу, безмолвствует. В спектакле - скандирует. Режиссер подчеркивает, что все политики, от Цезаря (Трибуна Ричарда напоминает триумфальную арку), Наполеона и до наших дней - прекрасные манипуляторы. Как тут не вспомнить и своего царя-батюшку Ивана Грозного, который, отказавшись от власти и удалившись в Александровскую слободу, ждал, когда его призовут посадские люди.
В спектакле режиссер сфокусировал внимание зрителя только на постепенном помутнении рассудка злодея. Но Ричард не только маньяк-убийца, или, по-другому, они все в ту эпоху, были маньяками, одержимыми собой. В этом и состоит трагизм людей эпохи Возрождения и нашей эпохи.
Чтобы утвердить себя, они в какой-то момент отодвинули Бога. На память приходит сериал, ставший бестселлером, - «Игра престолов» из-за современного звучания борьбы людей во власти. Раскаяние такому титану, как Ричард, чуждо. Его угнетает только одиночество и нелюбовь к себе. И за себя он будет стоять до конца, не теряя рассудка. Поэтому Шекспиру важно было показать его на поле сражения. Ричард поражает всех своим бесстрашием. Он верит в свою победу и вдохновляет своих сторонников.
Вот как о нем говорит один из его сторонников: «Чудеса Невиданные там король творит, Навстречу всем опасностям кидаясь. Коня под ним убили, пеший бьется».
Пеший бьется! Так неистово он борется за себя. Именно эта сложность Ричарда вдохновила А. Пушкина на создание своего «Бориса Годунова».
В спектакле сцены боя нет. Ричард, окончательно потеряв рассудок, уже не способен на сопротивление. Режиссер не стал усложнять образ. Он создал на сцене инфернальный мир. Это открывшийся ад. Все персонажи трагедии уже на пути туда. Лица актеров имеют соответствующий отталкивающий макияж. Сцена представляет собой подиум, который трансформируется то в длинный стол, то в гробы. При каждом новом убийстве открываются новые отсеки-гробы, и мы видим свет печей преисподней.
На сцене также стоит тренога с колесом, к которому прикреплена цепь. Колесо связано с Ричардом. Это атрибут его образа. Оно воплощает его страстное желание изменить свою судьбу. Колесо и Луна будут находиться на сцене весь спектакль. И колесо будет говорить: человек властен над своей судьбой, а Луна: есть сила и повыше.
Титаны Возрождения: писатели, поэты, художники, философы, к концу этой эпохи (начало 17 века, со смертью Шекспира в 1616 году) придут к пониманию того, что человек ограничен в своих возможностях. В последующие века человека какое-то время будут сдерживать тиски абсолютизма, но недолго. Либерализм революции 18 века взметнет флаг свободы, равенства и братства, и вновь полетят головы.
За исключением некоторой односторонности в трактовке Ричарда, спектакль прекрасный и поражает актерскими работами и мастерством в создании образов персонажей. Каждый из них приговорен подиумом, на который они вступили. Но каждый сохраняет такую страстность и активность, жизненную стойкость и сопротивление, что они завораживают своей борьбой и сатанинской дерзостью. Они словно снова и снова вырываются из Ада, куда их запрятал Ричард.
«Ад раскрылся» - это название очень смешного американского фильма 1941 года про кино.
#театр #шекспир #театрвахтангова #ричард #севриновский