Возвращение на остров

121 прочитал
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В октябре затяжные дожди наполнили лесные лужи и небольшие понижения на звериных тропах. Пронизывающий ветер гнал с севера кудлатые низкие тучи, извергающие всё новые порции дождя. Скатываясь по еловой хвое, вода проникала капелью в убежища под лапами старых елей, где медведи укрывались от непогоды. Густой зимний мех медвежонка надёжно защищал его от холода и влаги. Отдельные капли и даже струи дождя скатывались по его новой шубе, не в состоянии промочить плотный подшерсток. Но голые подошвы после хождения по лужам мерзли, и в глубине ельника, где медведи устраивались в такую погоду на лёжку, медвежонок их долго вылизывал, стараясь согреть языком и своим тёплым дыханием. Засыпая под боком матери, он прятал лапы в густой мех, прижимая их как можно ближе к телу.

Осиновый лист опал, и в голых кронах, где ещё недавно кормился медвежонок, уныло завывал холодный северный ветер. Остатки рябины склевали стаи свиристелей и умчались дальше в поисках новых источников пищи.

На болоте было много клюквы, но собирать её приходилось стоя в ледяной воде, и медведи перестали туда ходить, тем более, что потребности в большом количестве пищи они уже не испытывали. Необходимый для зимовки жир был накоплен, а для ежедневного питания им хватало сочной зелени, выросшей ещё в августе на обсохших мелководьях. Большую часть суток медведица теперь проводила на лёжках, которые обустраивала, нагребая в местах отдыха подстилку и опавшие листья. Во время дождей медведи прятались под густыми лапами старых елок.

Медвежонок становился всё более вялым. Периодически им овладевала сонливость и он с удовольствием лежал, свернувшись под материнским боком, уткнув нос в её густую шерсть Его уже не привлекали игры и манипуляции с различными предметами, отступило желание бегать, лазать по деревьям и совать везде свой любопытный нос. Длина светового дня, определяя все природные ритмы, неумолимо сокращалась, диктуя природе приближение очередного периода покоя.

Ночные заморозки случались всё чаще, и когда после нескольких ясных дней в конце октября ледяной ветер принёс дождь со снегом, а весь следующий день один за другим налетали снежные заряды, медведица решила перебраться на свой остров.

Протоки между материком и низменными мелкими островами, которые им пришлось переплывать весной, обмелели. Медведи перешли их ночью, лишь немного замочив шерсть на брюхе. Кабанов не было, и медведица вновь чувствовала себя полновластной хозяйкой острова.

Весь следующий день медведица бродила по острову. Первым делом она посетила прошлогоднюю берлогу. Она заглянула в неё, но, ни подновлять, ни обустраивать её не стала. Медвежонок тоже засунул в чело берлоги свой нос. А потом, протиснувшись по короткому лазу, проник внутрь, в гнездовую камеру, где он прожил несколько месяцев после рождения. Он очень удивился тому, какой маленькой и тесной стала берлога, прошлой весной казавшаяся ему огромной. За время отсутствия хозяев потолок обрушил лось, провалившись в берлогу одной ногой. Сквозь пробитое им отверстие в гнездовую камеру проникал свет, а прошлогодняя подстилка была частично засыпана землей. К тому же она была сырой от проникшей через отверстие влаги, и пахла плесенью. Осмотрев своё полуразрушенное жилье, медвежонок вылез наружу и побежал вслед за матерью, которая уже успела удалиться от угольной ямы.

Медведица медленно брела по лесу, часто меняя направление. Она заглядывала под вывороты, осматривала упавшие деревья, иногда копала землю на возвышенных местах, но тут же бросала, и шла дальше. Особое внимание она уделяла угольным ямам, которых немало было в этой части острова. В одной из них медведи обнаружили поселение енотовидных собак. Вход в их нору располагался между толстыми корнями ели. Медведица сунула в нору нос, уловив запах чужого жилища. Здесь жила семья енотовидных собак. У норы было ещё два потайных выхода с другой стороны кратера. Но медведицу они не заинтересовали. Царапнув пару раз чело главного входа, так что на еловых корнях остались царапины от когтей, она оставила эту нору в покое.

Нора енотовидной собаки в угольной яме. Фото автора.
Нора енотовидной собаки в угольной яме. Фото автора.

В следующей угольной яме, расположенной от этой примерно в полукилометре, она нашла небольшую нору с одним отнорком. Это было временное убежище самца енотовидной собаки, которым он пользовался во время своих охотничьих походов по острову. Сейчас нора пустовала, и медведица принялась копать, расширяя входное отверстие под свой размер. Медвежонок с любопытством смотрел на неё, пытаясь понять, что она делает. Увеличив вход настолько, что внутрь могла проникнуть её голова, медведица остановилась и вылезла, отряхнувшись. К норе подошел медвежонок, засунул внутрь голову и обнаружил там небольшое расширение, достаточное для енотовидной собаки, но слишком тесное для медведя. Никаких тайных ходов из этой камеры не было, у норы был лишь один выход, который только что расширила медведица. Следуя её примеру, медвежонок тоже стал копать. Песчаный грунт легко подавался, и вскоре медвежонок увлёкся этой работой, осознав, что в результате камера постепенно расширяется. Утомившись, он вылез из норы, с ног до головы перепачканный в земле. Встряхнувшись пару раз, он легко от неё освободился. Тогда за дело вновь принялась медведица, копая таким образом, чтобы не расширить чрезмерно входное отверстие. Для этого, проникнув в нору наполовину своего корпуса, она легла на бок и стала расширять камеру сначала в одну сторону, а потом, повернувшись на другой бок, в другую. Мешающие ей корни она обкусывала и выгребала наружу вместе с землей. Периодически она вылезала задом, волоча за собой выкопанную землю передними лапами. После часа упорной работы, уставшая медведица решила передохнуть. Встряхнувшись и освободив от земли свою зимнюю шубу, она покинула начатое строительство и пошла в сторону берега. Медвежонок последовал за ней. По пути в сосняке они встретили заросли брусники. Но тёмно-красных перезрелых ягод среди зелёных кожистых листьев было так мало, что медвежонок, сорвав несколько редких кистей, понял, что кормиться здесь не получится. А медведица, направляясь в прибрежную зону, прошла мимо брусничника, даже не останавливаясь.

Зато на обсохших мелководьях было вдоволь разросшейся зелени, и медведи больше часа кормились ею, а потом отправились вглубь острова на отдых.

К раскопанной норе они вернулись на следующий день. Также как и накануне, медведица с медвежонком копали берлогу попеременно. Постепенно груда вырытой земли перед входом становилась все больше, а медвежонок к концу дня мог уже полностью скрыться в этом убежище. На третий день строительство было полностью завершено. Новая берлога по всем параметрам соответствовала прошлогодней, в которой год назад родился медвежонок. Закончив работу, медведи ещё несколько дней жили неподалёку, не торопясь заселяться в своё новое жилище. В эти дни они ничем не питались, лишь иногда срывая со стволов сосен куски лишайника или заглатывая клочки мха.

Ночные холода усиливались, и спать под еловыми лапами медведице с медвежонком не очень нравилось. Однажды к утру ударил такой сильный мороз, что замерзли не только все лужи на звериных тропах, но появились забереги по урезу воды, а в прибрежной зоне на волнах закачались круглые лепёшки ледяного «сала».

Ледовые забереги и ледяное "сало". Фото автора.
Ледовые забереги и ледяное "сало". Фото автора.

Медведи перебрались поближе к своему новому жилищу, но в течение дня ещё не заходили в него, устроившись на краю кратера угольной ямы. Низкое ноябрьское солнце хотя и светило довольно ярко, но почти не грело. Во второй половине дня медведица начала сгребать в кучу лесную подстилку у входа в берлогу. Собрав довольно большой ком, она двинулась задом к челу берлоги, подтягивая этот ком за собой передними лапами, примерно также, как она волокла из берлоги выкопанную землю. На обнажившейся и лишенной лесной подстилки земле перед входом оставались следы её когтистых лап, похожие на следы граблей, словно кто-то сгребал этим инструментом сухие листья вперемежку с мелкими веточками. Затащив этот ком внутрь, и распределив его по полу берлоги, медведица вышла наружу. Повторив это действие ещё пару раз, каждый раз заползая в берлогу задом, она, наконец, успокоилась и улеглась на ворохе из сухого листа, хвои и мелких еловых веток.

В сборе подстилки медвежонок не участвовал, но с интересом наблюдал, как это делает мать. Когда она окончательно скрылась в берлоге, медвежонок тоже залез туда. Эта берлога была почти столь же просторной, как старая, но не такой высокой, в ней можно было только лежать. Но лежать на ворохе мягкой подстилки в этом новом жилище медвежонку было очень приятно. В берлоге пахло влажной землей и смолой от обкусанных медведицей корней, торчащих из стен и потолка. Медвежонок свернулся клубком, прижав передние лапы голыми ладошками к груди, а задние ноги к животу, спрятав подошвы в густой шерсти. Он испытывал какое-то необыкновенное облегчение и тихую радость от состояния покоя, охватившего всё его существо. После долгих бесприютных блужданий по лесам и холодных ночёвок под кронами елей, тесное пространство берлоги, заполненное дыханием матери, рождало у медвежонка чувство умиротворения и ощущение безопасности. Под успокаивающее дыхание медведицы, и её негромкий храп, медвежонок успокоился и вскоре тоже уснул.

На следующий день повалил тяжёлый мокрый снег. К вечеру похолодало, снег прекратился. Распахнувшийся над островом чёрный купол неба усыпали мириады звёзд. Через пару дней северный ветер принёс сухой колючий снег, заваливший вход в берлогу. Уткнувшись носом в материнский бок, медвежонок тихо посапывал, не подозревая, что с момента своего повторного залегания в берлогу из медвежонка-сеголетка он превратился в лончака.

Этот рассказ завершает историю первого года жизни Медвежонка с заповедного острова. Медведь один из самых интересных, умных, но и опасных обитателей природы нашей страны. Медвежонок с матерью вернулись на остров, и сделав новую берлогу, заснули в ней до весны.

В основе рассказов - реальные знания о медведях, полученные сотрудниками Дарвинского заповедника, а также многими отечественными специалистами-зоологами и охотоведами. Рассказы о жизни медведицы с медвежонком художественные по форме, но научно-достоверные по содержанию. Предыдущие рассказы можете найти здесь:

Как медведица с медвежонком встретились с кабанами

Медведи кормятся морошкой и наблюдают танцы журавлей

Медвежонок встречает отца

Где бродит медвежья семья

Медвежье лакомство из муравейников

Охота медведицы

Как медвежонок корягу победил. Ночные игры летяг

Как муравьи весной свой дом греют, а медведи их грабят

Медвежонок продолжает обучение

Как медведица с медвежонком человека встретили

Первая охота медвежонка

Уроки медвежьей школы

Медвежонок с заповедного острова

Читайте старые статьи на канале, ведь информация о природе не стареет!

Если вам понравился рассказ, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, распространяйте через соцсети, задавайте вопросы. Я с удовольствием на них отвечу!