Прокоп Великий, Прокоп Большой, Прокоп Голый (Prokop Veliký, Prokop Holý) (около 1380 — 30.5.1434), деятель гуситского революционного движения.
Прокоп Голый — не потому, что буквально голый, а потому, что имел привычку брить (голить) бороду начисто, оставляя только усы.
"Hussiten-Kirschfest" – гуситский праздник вишни, старинный народный праздник, восходит к периоду так называемых Гуситских войн (XV век) в Чехии, которые затронули частично и соседние страны, в частности Германию. Во время осады Наумбурга гуситы – последователи учения Яна Гуса – очень дружелюбно относились к местным жителям, угощали детей вишнями.
Среди немецкого народа надолго сохранилась память о походе 1430 года. В этой связи следует упомянуть так называемую наумбургскую легенду. Когда войска таборитов приближались к городу Наумбургу, гласит это сказание, напуганные городские власти отправили к Прокопу, о кровожадности которого католические попы распространяли злобные басни, депутацию из женщин, девушек и детей. Депутация женщин в белых одеждах и детей с цветами в руках, во главе которой стояла девушка по имени Анита, свободно прошла через ряды осаждавших до самой палатки сурового полководца. Прокоп обласкал детей и обещал, что его войска не тронут город. Вскоре армия гуситов двинулась в поход, оставив Наумбург, жители которого отделались одним испугом.
Ещё в начале XIX века наумбургцы ежегодно отмечали дату этого события, направляя девушек и детей из города к тому месту, где, по преданию, их предки были встречены славным вождём Табора, покровителем женщин и детей.
Комментарии к легенде:
Описанное событие имело место в 1432 году. Упоминается в хронике Лаврентия из Бржезовой, в "Старых летописях чешских". По вполне понятным причинам серьёзные люди относятся к этому скептически. По нескольким причинам. Прокоп, хотя и демонстрировал очень редко великодушие, никогда не щадил тех городов, которые нарушили своё обещание о союзе либо нейтралитете. Таковые он брал, сжигал, а жителей вырезал.
— Зачем ваш епископ голосовал за казнь Яна Гуса?! — спросили гуситы.
Городской учитель вывел за крепостные стены детей в белых одеждах и попросил прощения.
В данном же случае всё было ещё серьёзнее, ибо епископ Наумбурга проголосовал в 1415 году за казнь магистра Яна Гуса. А такого ни Прокоп, ни его окружение простить не могли. И ни один военачальник, отказавшийся от подобной мести, не удержался бы во главе армии — даже такой влиятельный. Потому моя версия событий такая — горожане таки вытурили епископа вместо детишек, Прокоп его на скорую руку замучил, а потом всё войско двинулось дальше.
Но легенда намного красивее правды:
В 1832 году Карл Фридрих Зайферт написал песню о гуситах и Наубурге.
Гуситы дружно шли на Наумбург,
Через Йену, через Камбург;
Взметнулись копья над полями,
Луга усеяны клинками —
Несметным их числом.
Они в осаду Наумбург взяли,
Мещане дружно причитали —
Мол, есть им нечего и пить,
Шестнадцать пфеннигов платить
За кофе лот (старинная мера веса) единый!
Так их волненья нарастали,
Надежды с брюхами тощали;
Тут герр учитель предложил
План супротив гуситских сил,
Подумавши о детях.
Детишки, мол, зело потешны,
Чисты, невинны и безгрешны —
К Прокопу вывести гурьбой!
Коль их убьют, грех небольшой,
В рай души вознесутся.
Прокоп усищи подкрутил
Да вишен маленьким купил.
Он меч свой выхватил, вознёс.
"Идёмте дальше" — разнеслось
Над Наумбургом затихшим.
С тех самых пор, в честь избавленья,
Из года в год увеселенья —
Гуситских вишен славный праздник.
Там веселится всяк проказник,
Транжирит медяки — ура, победа!
Всё это событие естественно отложило отпечаток в истории и было запечатлено в городских нотгельдах Наумбурга в 1921 году.
Праздник проходит каждый год в городе Наумбург — на последних июньских выходных (во время созревания вишни). Праздник отмечают уже с XVI-го века. Люди переодеваются в различные костюмы и устраивают "Умзуг" — т.е. бредут по городу. Кроме этого повсюду играет музыка, на центральной площади устанавливают палатки, где проходят всякие конкурсы и развлекательные мероприятия.