Найти в Дзене
VK Билеты

Кто собрал главные музейные коллекции России? Часть 1. Павел Третьяков

Посещая Третьяковскую галерею, Пушкинский музей или другие столичные и региональные культурные пространства, вы задумывались о том, как именно эти картины и скульптуры оказались в этих стенах, кто их отдал музею (а может, музей сам выкупил их у кого-нибудь)? Поддержкой науки, образования и искусства в своё время занимались цари: Пётр I основал Кунсткамеру, привозя экспонаты из своих зарубежных поездок; Екатерина II положила начало созданию Эрмитажа, приобретя большую коллекцию фламандских и голландских художников (Рембрандта, Йорданса, Рубенса и других). Многие меценаты XIX века были выходцами из старообрядческой среды и происходили из купеческих семей. Естественно, те, кто покупал работы великих мастеров, не просто любили искусство — у них на это было достаточно средств. Поэтому, если говорить о пути меценатов, то это будут истории об усердной работе, успешном предпринимательстве или наследстве зажиточных купеческих династий. Наша серия публикаций начнётся с Павла Третьякова — одного
Илья Репин. Портрет П. М.Третьякова. 1901. © ГТГ.
Илья Репин. Портрет П. М.Третьякова. 1901. © ГТГ.

Посещая Третьяковскую галерею, Пушкинский музей или другие столичные и региональные культурные пространства, вы задумывались о том, как именно эти картины и скульптуры оказались в этих стенах, кто их отдал музею (а может, музей сам выкупил их у кого-нибудь)?

Поддержкой науки, образования и искусства в своё время занимались цари: Пётр I основал Кунсткамеру, привозя экспонаты из своих зарубежных поездок; Екатерина II положила начало созданию Эрмитажа, приобретя большую коллекцию фламандских и голландских художников (Рембрандта, Йорданса, Рубенса и других). Многие меценаты XIX века были выходцами из старообрядческой среды и происходили из купеческих семей. Естественно, те, кто покупал работы великих мастеров, не просто любили искусство — у них на это было достаточно средств. Поэтому, если говорить о пути меценатов, то это будут истории об усердной работе, успешном предпринимательстве или наследстве зажиточных купеческих династий.

Наша серия публикаций начнётся с Павла Третьякова — одного из самых известных отечественных меценатов и благотворителей XIX века. Вместе с вами мы разберёмся, как формировалась одна из главных коллекций изобразительного искусства России.

Часть 1. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898)

Основание Третьяковской галереи в 1856 году тесно связано с приобретением Павлом Третьяковым картины русского художника Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853), на тот момент меценату было всего 24 года. Уже тогда он связал свой профессиональный путь с торговлей и вместе с братом Сергеем развивал семейное дело, переданное почившим отцом, — они построили бумагопрядильные фабрики и организовали «Товарищество новой костромской льняной мануфактуры». С детства Павел много читал, получил домашнее образование вместе с братом, а в свободное время посещал Сухаревский рынок и рассматривал там гравюры.

Как только Павел Михайлович начал собирать русское искусство, он решил, что потом передаст его в собственность города. На самом деле свою коллекцию он начал формировать ещё в 1854–1855 годах, купив 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров XVII века; позже он принял решение покупать работы современных художников прямо из мастерских. По убеждению писателя Арсения Замостьянова, «стараниями великого собирателя в конце XIX века у нас процветала уникальная, не имеющая аналогов в мировом искусстве живопись. Третьяков одним из первых прочувствовал скрытую до поры мощь народной темы».

Изначально все свои приобретения Павел Михайлович хранил в жилых комнатах особняка в Лаврушинском переулке. Среди работ были «Сельский крестный ход на Пасху» (1861) и «Охотники на привале» (1871) Василия Перова, «Княжна Тараканова» (1864) Константина Флавицкого, «Грачи прилетели» (1871) Алексея Саврасова, «Царевна Софья Алексеевна» (1879) Ильи Репина, «Боярыня Морозова» (1887) Василия Сурикова и многие другие. В начале 1870-х коллекционированием занялся и младший брат Сергей, но его интерес пал на картины немецкой, голландской, австрийской и испанской школ.

В течение 40 лет коллекционер активно следил за развитием художественного рынка: состоял в переписке с художниками, которые на тот момент жили в Италии и Франции; узнавал, что продают другие коллекционеры, которых к 80–90-м годам XIX века становилось всё больше; был главным посетителем передвижных и академических выставок и покупателем работ на них. Он собирал в хронологической последовательности историю русского искусства, искал недостающие картины, которых не хватало для полноценного представления ключевых художников того времени. Академисты придерживались традиционных норм и стандартов, в то время как передвижники стремились к свободе творчества, новаторству и социальной значимости своего искусства.

В 1892 году Сергей Третьяков умирает, Павел Михайлович объединяет свою коллекцию с коллекцией брата и передаёт всё это в собственность города Москвы. Всего собрание братьев Третьяковых на момент смерти Павла составило более 3300 единиц (1622 произведения русской живописи, 1600 графических, 12 скульптурных и 84 произведения западноевропейского искусства).

А что можно сказать про его благотворительную деятельность? Павел возглавлял попечительное общество Арнольдовского училища для глухонемых, помог ему построить новый корпус с домовой церковью, богадельней и мастерскими. Помимо этого, по завещанию оставил капитал в размере 200 тысяч рублей и просил при жизни записывать все пожертвования как «от имени неизвестного». Также он являлся членом «Ко­митета для оказания помощи семействам убитых, умерших от ран и изу­веченных на поле брани воинов в 1876–1886 годов» то есть во время Русско-турецкой войны оказывал помощь учебным заведениям. По завещанию Павла Михайловича, часть средств уходила на стипендии студентов и учащихся Московского университета, Московского коммерческого университета, Московской консерватории и т. п. И это только часть благотворительной миссии Павла Третьякова, однако все эти дела он считал гражданским долгом и говорил: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо».

В настоящее время под эгидой Третьяковской галереи работает Музей Павла и Сергея Третьяковых — это тот самый дом, в котором родились коллекционеры. Постоянная экспозиция галереи в Лаврушинском переулке — наследие Павла Михайловича.

В ноябре 2024 года в новом корпусе Третьяковки на Кадашёвской набережной в Москве откроется первая за 50 лет масштабная выставка художников-передвижников. А уже сейчас, с 13 апреля по 4 августа 2024 года, в филиале галереи во Владивостоке можно будет посмотреть выставку «Не только Третьяковы», её как раз посвятили коллекционерам, которые принесли в дар обществу произведения из личных собраний. Например, на Дальнем Востоке опыт братьев Третьяковых переняли Михаил Габышев, коллекция которого вошла в состав Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), и Александр Городний, чьё собрание стало основой Центра современного искусства «Артэтаж» во Владивостоке. На гастроли отправятся полотна Репина, Саврасова, Шишкина, Брюллова и других художников из знаменитой коллекции.

Автор — Качалина Александра, культурный редактор VK Гид