В 1956 году Аркадий Исаакович Райкин получил одно за другим два письма. Первое — от неизвестной женщины. Она просила самого любимого актера Советского Союза ответить на письмо ее сына, подростка 14-ти лет, который хочет бросить школу в связи с тем, что очень полюбил театр, а Райкин — самый высокий авторитет для него. Вскоре дошло и письмо мальчика. В нем он задавал актеру много непростых вопросов и просил прислать фотографию на память. Аркадий Исаакович, вероятно, почувствовав ответственность за судьбу человека, сел за письменный стол и написал:
Здравствуй, Саша.
Получил твое письмо, но не мог на него сразу ответить, так как был очень занят новой программой и текущими спектаклями. На твои вопросы нельзя ответить письменно, они слишком сложны, но всё же постараюсь в общих чертах рассказать тебе о том, что тебя интересует.
Ты спрашиваешь как вы достигли такого таланта? Прежде всего должен тебе сказать, что твой вопрос поставлен неправильно — талант не достигается, а как красота или уродство, ум или глупость является качеством, присущим человеку от рождения. Талант можно развить, обратив на него вовремя внимание и наоборот, можно погубить талант ленью, невежеством, легкомыслием. В нашей стране талантливый человек имеет все условия для развития своего таланта, но самое главное условие — трудолюбие, упорство самого человека, обладающего талантом.
Я понял из твоего письма, что ты умный, развитый мальчик, поэтому я пишу тебе как взрослому человеку — если даже тебе сейчас мое письмо покажется слишком сложным и что-нибудь не сразу поймешь, то когда ты станешь старше, ты, пожалуй, со мной согласишься. Кроме того, я хочу тебе сказать, что неталантливых людей очень мало — почти все люди талантливые, надо только правильно и вовремя определить свой талант.
Один человек музыкален, другой хорошо рисует, третий обладает актерским дарованием, для четвертого одна из самых легких наук — математика, пятый может легко собрать и разобрать любой механизм от автомобиля до часов и постигает это с необыкновенной легкостью. Важно только, чтобы тот, кто обладает талантом математика не выбрал себе профессию актера, к которой у него нет таланта и наоборот, человек, который может стать хорошим актером не стал бы плохим математиком. И опять повторяю, что талант без трудолюбия — ничто, так как он не может проявиться, не может развиться без упорного, самоотверженного труда.
До свидания, Саша. Желаю тебе правильно определить свой талант, найти свое место в жизни, любить труд, не увиливая от него, пытаясь найти дорогу полегче. Такие дороги никуда не ведут, эти дороги кончаются тупиками, но я уверен, что последний совет тебе не нужен.
Посылаю тебе свою фотографию, другой, к сожалению, у меня сейчас нет. Еще раз желаю тебе всего хорошего.
А.И. Райкин
Эту историю рассказал в 1978 году на Центральном телевидении в программе «Театральные встречи» сам Аркадий Исаакович. Рядом с ним сидел тогда уже известный на всю страну Александр Александрович Калягин, ставший не менее любимым актером, чем мэтр Райкин. Мальчик Саша...
В актерском багаже Калягина тогда уже было три театра (Театр на Таганке, Театр им. М. Ермоловой и МХАТ им. А.П. Чехова) и роли в самых громких фильмах 70-х годов — «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вариант “Омега”», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Подранки» и, несомненно, «Здравствуйте, я ваша тетя!». Но, сидя рядом с Райкиным, он словно снова вернулся в свое подростковое прошлое, застенчиво улыбаясь и робко доставая из кармана то самое письмо с напутствиями и фотокарточкой своего главного Учителя и Наставника...
После той телевстречи вышло много фильмов и спектаклей, было и создание собственного Театра “Et Cetera”, и общественная работа, в том числе на посту председателя Союза театральных деятелей РФ (ВТО), которым он руководил с 1996 по 2023 год. В самое тяжелое для страны и искусства время он сумел сохранить Союз после своего предшественника Михаила Александровича Ульянова, объединить тысячи творческих людей по всей стране многочисленными проектами — мастер-классами актеров, режиссеров и сценографов, лабораториями, гастролями самых разнообразных театров, как крупных столичных, так и небольших региональных. В жестокие и разрушительные 90-е сохранил все здравницы Союза, Дома ветеранов сцены, выезжал в самые далекие города, чтобы уладить возникавшие в театрах разногласия. Еще был Центр поддержи русских театров за рубежом, созданный для объединения и обмена опытом театров бывших советских республик, соотечественников в Армении и Азербайджане, Туркмении и Киргизии, Грузии и Узбекистане, Литве и Латвии, Эстонии и Молдавии, Белоруссии и Казахстане, Таджикистане и Украине...
Сколотил команду профессионалов, которые с помощью одного лишь телефона могли организовать мероприятия такого масштаба, которые не снились нынешним эффективным менеджерам и начинающим, да и продвинутым «лидерам» России.
Много лет назад мне довелось побывать на открытии очередной Международной летней театральной школы, проекте СТД РФ для молодых актеров. Начиная с 2007 года, он ежегодно проходит на базе пансионата в Звенигороде. В просторном зале собрались молодые ребята со всех концов страны. Александр Калягин, проводивший мастер-класс, дал молодым реквизит — стул и задание существовать с ним на сцене — не просто так, а придумать историю. Без слов. То есть, на сцене человек и стул. Нашлось несколько желающих. Они старались, пытались, таскали стул из угла в угол, садились на него, прыгали с него, пытаясь втянуть зрителя в воображаемый рассказ. Мастер улыбался, хлопал, а потом вышел и показал свою версию. И это была история народного артиста. В понятии не заслуженного звания, а естественности существования на сцене. Прошло уже больше 15 лет, а эта сцена у меня перед глазами.
В пять минут сценического времени Александр Александрович сумел уместить большую историю уставшего человека — недовольного, измученного, издерганного и надломленного...
И все эти чувства получались так естественно лишь потому, что Калягин знал ЧТО он играет. «Никогда знание не мешало актеру. Это глупость, когда говорят, что актер должен меньше знать, а больше чувствовать. Он должен всё знать, — утверждал мастер в одном из интервью. — Актер должен расти с людьми выше себя по интеллекту, по уму, по опыту, по всему, особенно по душевным качествам».
Названный именем победителя — Александром, Калягин достойно переживал все испытания на своем жизненном, да и творческом пути. Ранняя потеря первой жены, однокурсницы по Щукинскому театральному училищу Татьяны, ему тяжело далась. Он остался один с маленькой дочкой на руках. Закольцевалась история его рождения. Когда Саше было всего два месяца, его отец умер от инсульта и всю тяжесть воспитания и обеспечения маленькой семьи из двух человек легла на плечи мамы, Юлии Мироновны...
Можно лишь догадываться, как тяжело было молодому мужчине растить ребенка и зарабатывать деньги — и морально, и физически. Роль Ванюкина в полнометражном режиссерском дебюте Никиты Михалкова практически вытащила его из тяжелого эмоционального состояния, да к тому же обратила на артиста внимание режиссеров.
В каждом из своих образов Калягин был всегда убедителен. И неважно, большая ли это роль, или крошечная.
По одному из центральных федеральных каналов часто показывают серию советских детективных фильмов про полковника Зорина с Всеволодом Санаевым в главной роли. Если идет «Черный принц» (режиссер Анатолий Бобровский, 1973), то всегда смотрю с огромным удовольствием эпизоды с Александром Калягиным. Там их всего несколько. Играет он осторожного, далеко не глупого, острого на язык перекупщика Даниила Аркадьевича Бийчука, Даника, как ласково зовет его мама. Артисту, выросшему в тяжелых бытовых условиях, в безденежье, столкнувшегося с глубоким несчастьем людей в пору учебы в медицинском училище, удалось тонко, филигранно, сверкая яркими оттенками, словно уникальный бриллиант, о котором идет речь в картине, сыграть аристократа-богача, советского Корейко. И в финальном эпизоде очной ставки всех причастных к краже редкого камня, ловишь себя на мысли, что персонаж-то он привлекательный, как бы ни пытались нас убедить советские законы относительно спекулянтов и барыг.
— Даник, он что, из этих? И большой человек?
— Ты еще спрашиваешь! Он сидит так высоко, что из окон его кабинета виден Магадан!
Реплика сценариста в устах артиста Калягина, с его неповторимой интонацией, пластикой приобретает невероятную глубину и сочную краску.
...В черно-белых фильмах есть своя атмосфера, но именно в этой картине мне не хватает голубых глаз Александра Александровича. По-детски наивных и бесхитростных, но когда необходимо, сверкающих ярким огнем негодования от несправедливости и бессилия.
О личной жизни Александр Калягин не любит распространяться, чем долгие годы держит интригу и «желтые» интернет-издания уже лет двадцать разводят его с блистательной актрисой Малого театра Евгенией Глушенко, «необходимого и любимого человека». Он познакомился с ней на съемках «Неоконченной пьесы...» режиссера Никиты Михалкова и нашел своего человека, с кем было несравнимым удовольствием «работать на одной струне». Эти съемки, как и материал для фильма, привнесли в жизнь Александра Александровича не только личностные мотивы, но и творческие. Широко известен факт, как Михалков со сценаристом Александром Адабашьяном заставляли Калягина похудеть до определенных размеров — обвели на фотографии границы щек — только при таком условии он получил бы заветную роль в фильме. Сценарий, созданный на основе вариантов пьесы Антона Павловича Чехова «Платонов», настолько потряс артиста, что он решил: если не утвердят на главную роль, добиться разрешения читать его как мастер художественного слова на концертах и встречах со зрителями.
«Титов, Михалков, Швейцер, Стуруа, Эфрос... Как можно среди таких режиссеров быть средним актером?» — рассуждает Калягин. И он не кокетничает. Не лукавит. Он понимает всю меру ответственности, возложенную на него при выборе профессии, да еще «с подачи» такого актера как Райкин. Да и, если разобраться, стыдно быть плохим актером в таком по-настоящему блистательном окружении мастеров. Как в «Черном принце» грани одной роли сверкали яркими красками, так и все роли вместе взятые переливаются полноцветной палитрой творческих красок. «После того, как я увидел, как вы играете, я стал вашим рабом», — с такой подписью передал через Никиту Михалкова свою фотографию легендарный Джек Николсон, потрясенный ролью Платонова в исполнении Калягина. Не высшая ли награда – признание твоих профессиональных заслуг коллегами подобного уровня?.. И американский актер еще не видел калягинских Эзопа, Петра Полуорлова в мхатовском спектакле, а затем и в фильме «Старый Новый год», Протасова в «Живом трупе», Оргона в «Тартюфе», папашу Убю в «Короле Убю» Театра “Et Cetera” и, наконец, Владимира Ильича Ленина в «Так победим!» в постановке Олега Ефремова...
Абсолютная оторва и максималист Саша Калягин, мальчик со скрипкой, с абсолютным музыкальным слухом, проводивший сотни часов в кинотеатре «Хроника» на Сретенке в Москве, восхищенный там раз и навсегда Чарли Чаплиным и интуитивно уловивший глубокую связь его с советским актером Аркадием Райкиным, когда-то правильно определил свой талант. Он нашел свое место в жизни, полюбил труд, никогда не увиливал от него, пытаясь найти дорогу полегче. И добился основного, самого сложного и, вероятно, ключевого в профессии актера — чтобы поверили.
Если вам понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на мою страницу, — только так вы не пропустите новые публикации про любимых артистов!
Спасибо!
А еще вы можете почитать:
Елена Яковлева и Александр Феклистов в спектакле "Медведь" Центра драматургии и режиссуры
"С чем кушают счастье". О спектакле "Матросская тишина" в Театре Олега Табакова
Откуда нет возврата. О спектакле "Сын" в постановке Юрия Бутусова в РАМТе
Олег Янковский. Так легла карта
Николай Рыбников. Совсем непростой паренек...
Василий Меркурьев. Родиться Великим
Вячеслав Тихонов. Актер хорошего поведения
Владимир Ивашов. «Были пути мои трудные, трудные...»