Найти в Дзене
Кружаль

Александр Калягин. «На сцене главное — чтобы тебе поверили»

В 1956 году Аркадий Исаакович Райкин получил одно за другим два письма. Первое — от неизвестной женщины. Она просила самого любимого актера Советского Союза ответить на письмо ее сына, подростка 14-ти лет, который хочет бросить школу в связи с тем, что очень полюбил театр, а Райкин — самый высокий авторитет для него. Вскоре дошло и письмо мальчика. В нем он задавал актеру много непростых вопросов и просил прислать фотографию на память. Аркадий Исаакович, вероятно, почувствовав ответственность за судьбу человека, сел за письменный стол и написал: Здравствуй, Саша. Получил твое письмо, но не мог на него сразу ответить, так как был очень занят новой программой и текущими спектаклями. На твои вопросы нельзя ответить письменно, они слишком сложны, но всё же постараюсь в общих чертах рассказать тебе о том, что тебя интересует. Ты спрашиваешь как вы достигли такого таланта? Прежде всего должен тебе сказать, что твой вопрос поставлен неправильно — талант не достигается, а как красота или урод
Александр Калягин
Александр Калягин

В 1956 году Аркадий Исаакович Райкин получил одно за другим два письма. Первое — от неизвестной женщины. Она просила самого любимого актера Советского Союза ответить на письмо ее сына, подростка 14-ти лет, который хочет бросить школу в связи с тем, что очень полюбил театр, а Райкин — самый высокий авторитет для него. Вскоре дошло и письмо мальчика. В нем он задавал актеру много непростых вопросов и просил прислать фотографию на память. Аркадий Исаакович, вероятно, почувствовав ответственность за судьбу человека, сел за письменный стол и написал:

Здравствуй, Саша.
Получил твое письмо, но не мог на него сразу ответить, так как был очень занят новой программой и текущими спектаклями. На твои вопросы нельзя ответить письменно, они слишком сложны, но всё же постараюсь в общих чертах рассказать тебе о том, что тебя интересует.
Ты спрашиваешь как вы достигли такого таланта? Прежде всего должен тебе сказать, что твой вопрос поставлен неправильно — талант не достигается, а как красота или уродство, ум или глупость является качеством, присущим человеку от рождения. Талант можно развить, обратив на него вовремя внимание и наоборот, можно погубить талант ленью, невежеством, легкомыслием. В нашей стране талантливый человек имеет все условия для развития своего таланта, но самое главное условие — трудолюбие, упорство самого человека, обладающего талантом.
Я понял из твоего письма, что ты умный, развитый мальчик, поэтому я пишу тебе как взрослому человеку — если даже тебе сейчас мое письмо покажется слишком сложным и что-нибудь не сразу поймешь, то когда ты станешь старше, ты, пожалуй, со мной согласишься. Кроме того, я хочу тебе сказать, что неталантливых людей очень мало — почти все люди талантливые, надо только правильно и вовремя определить свой талант.
Один человек музыкален, другой хорошо рисует, третий обладает актерским дарованием, для четвертого одна из самых легких наук — математика, пятый может легко собрать и разобрать любой механизм от автомобиля до часов и постигает это с необыкновенной легкостью. Важно только, чтобы тот, кто обладает талантом математика не выбрал себе профессию актера, к которой у него нет таланта и наоборот, человек, который может стать хорошим актером не стал бы плохим математиком. И опять повторяю, что талант без трудолюбия — ничто, так как он не может проявиться, не может развиться без упорного, самоотверженного труда.
До свидания, Саша. Желаю тебе правильно определить свой талант, найти свое место в жизни, любить труд, не увиливая от него, пытаясь найти дорогу полегче. Такие дороги никуда не ведут, эти дороги кончаются тупиками, но я уверен, что последний совет тебе не нужен.
Посылаю тебе свою фотографию, другой, к сожалению, у меня сейчас нет. Еще раз желаю тебе всего хорошего.
А.И. Райкин
Кадр из телепередачи "Театральные встречи". А.Райкин и А.Калягин. ЦТ. 1978
Кадр из телепередачи "Театральные встречи". А.Райкин и А.Калягин. ЦТ. 1978

Эту историю рассказал в 1978 году на Центральном телевидении в программе «Театральные встречи» сам Аркадий Исаакович. Рядом с ним сидел тогда уже известный на всю страну Александр Александрович Калягин, ставший не менее любимым актером, чем мэтр Райкин. Мальчик Саша...

В актерском багаже Калягина тогда уже было три театра (Театр на Таганке, Театр им. М. Ермоловой и МХАТ им. А.П. Чехова) и роли в самых громких фильмах 70-х годов — «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вариант “Омега”», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Подранки» и, несомненно, «Здравствуйте, я ваша тетя!». Но, сидя рядом с Райкиным, он словно снова вернулся в свое подростковое прошлое, застенчиво улыбаясь и робко доставая из кармана то самое письмо с напутствиями и фотокарточкой своего главного Учителя и Наставника...

Саша Калягин
Саша Калягин

После той телевстречи вышло много фильмов и спектаклей, было и создание собственного Театра “Et Cetera”, и общественная работа, в том числе на посту председателя Союза театральных деятелей РФ (ВТО), которым он руководил с 1996 по 2023 год. В самое тяжелое для страны и искусства время он сумел сохранить Союз после своего предшественника Михаила Александровича Ульянова, объединить тысячи творческих людей по всей стране многочисленными проектами — мастер-классами актеров, режиссеров и сценографов, лабораториями, гастролями самых разнообразных театров, как крупных столичных, так и небольших региональных. В жестокие и разрушительные 90-е сохранил все здравницы Союза, Дома ветеранов сцены, выезжал в самые далекие города, чтобы уладить возникавшие в театрах разногласия. Еще был Центр поддержи русских театров за рубежом, созданный для объединения и обмена опытом театров бывших советских республик, соотечественников в Армении и Азербайджане, Туркмении и Киргизии, Грузии и Узбекистане, Литве и Латвии, Эстонии и Молдавии, Белоруссии и Казахстане, Таджикистане и Украине...

Сколотил команду профессионалов, которые с помощью одного лишь телефона могли организовать мероприятия такого масштаба, которые не снились нынешним эффективным менеджерам и начинающим, да и продвинутым «лидерам» России.

Александр Калягин
Александр Калягин

Много лет назад мне довелось побывать на открытии очередной Международной летней театральной школы, проекте СТД РФ для молодых актеров. Начиная с 2007 года, он ежегодно проходит на базе пансионата в Звенигороде. В просторном зале собрались молодые ребята со всех концов страны. Александр Калягин, проводивший мастер-класс, дал молодым реквизит — стул и задание существовать с ним на сцене — не просто так, а придумать историю. Без слов. То есть, на сцене человек и стул. Нашлось несколько желающих. Они старались, пытались, таскали стул из угла в угол, садились на него, прыгали с него, пытаясь втянуть зрителя в воображаемый рассказ. Мастер улыбался, хлопал, а потом вышел и показал свою версию. И это была история народного артиста. В понятии не заслуженного звания, а естественности существования на сцене. Прошло уже больше 15 лет, а эта сцена у меня перед глазами.

В пять минут сценического времени Александр Александрович сумел уместить большую историю уставшего человека — недовольного, измученного, издерганного и надломленного...

И все эти чувства получались так естественно лишь потому, что Калягин знал ЧТО он играет. «Никогда знание не мешало актеру. Это глупость, когда говорят, что актер должен меньше знать, а больше чувствовать. Он должен всё знать, — утверждал мастер в одном из интервью. — Актер должен расти с людьми выше себя по интеллекту, по уму, по опыту, по всему, особенно по душевным качествам».

Кадр из х/ф "Каждый день доктора Калинниковой". "Мосфильм". 1973
Кадр из х/ф "Каждый день доктора Калинниковой". "Мосфильм". 1973

Названный именем победителя — Александром, Калягин достойно переживал все испытания на своем жизненном, да и творческом пути. Ранняя потеря первой жены, однокурсницы по Щукинскому театральному училищу Татьяны, ему тяжело далась. Он остался один с маленькой дочкой на руках. Закольцевалась история его рождения. Когда Саше было всего два месяца, его отец умер от инсульта и всю тяжесть воспитания и обеспечения маленькой семьи из двух человек легла на плечи мамы, Юлии Мироновны...

Можно лишь догадываться, как тяжело было молодому мужчине растить ребенка и зарабатывать деньги — и морально, и физически. Роль Ванюкина в полнометражном режиссерском дебюте Никиты Михалкова практически вытащила его из тяжелого эмоционального состояния, да к тому же обратила на артиста внимание режиссеров.

А.Калягин с женой Татьяной и дочкой Ксенией
А.Калягин с женой Татьяной и дочкой Ксенией

В каждом из своих образов Калягин был всегда убедителен. И неважно, большая ли это роль, или крошечная.

По одному из центральных федеральных каналов часто показывают серию советских детективных фильмов про полковника Зорина с Всеволодом Санаевым в главной роли. Если идет «Черный принц» (режиссер Анатолий Бобровский, 1973), то всегда смотрю с огромным удовольствием эпизоды с Александром Калягиным. Там их всего несколько. Играет он осторожного, далеко не глупого, острого на язык перекупщика Даниила Аркадьевича Бийчука, Даника, как ласково зовет его мама. Артисту, выросшему в тяжелых бытовых условиях, в безденежье, столкнувшегося с глубоким несчастьем людей в пору учебы в медицинском училище, удалось тонко, филигранно, сверкая яркими оттенками, словно уникальный бриллиант, о котором идет речь в картине, сыграть аристократа-богача, советского Корейко. И в финальном эпизоде очной ставки всех причастных к краже редкого камня, ловишь себя на мысли, что персонаж-то он привлекательный, как бы ни пытались нас убедить советские законы относительно спекулянтов и барыг.

— Даник, он что, из этих? И большой человек?
— Ты еще спрашиваешь! Он сидит так высоко, что из окон его кабинета виден Магадан!

Реплика сценариста в устах артиста Калягина, с его неповторимой интонацией, пластикой приобретает невероятную глубину и сочную краску.

...В черно-белых фильмах есть своя атмосфера, но именно в этой картине мне не хватает голубых глаз Александра Александровича. По-детски наивных и бесхитростных, но когда необходимо, сверкающих ярким огнем негодования от несправедливости и бессилия.

О личной жизни Александр Калягин не любит распространяться, чем долгие годы держит интригу и «желтые» интернет-издания уже лет двадцать разводят его с блистательной актрисой Малого театра Евгенией Глушенко, «необходимого и любимого человека». Он познакомился с ней на съемках «Неоконченной пьесы...» режиссера Никиты Михалкова и нашел своего человека, с кем было несравнимым удовольствием «работать на одной струне». Эти съемки, как и материал для фильма, привнесли в жизнь Александра Александровича не только личностные мотивы, но и творческие. Широко известен факт, как Михалков со сценаристом Александром Адабашьяном заставляли Калягина похудеть до определенных размеров — обвели на фотографии границы щек — только при таком условии он получил бы заветную роль в фильме. Сценарий, созданный на основе вариантов пьесы Антона Павловича Чехова «Платонов», настолько потряс артиста, что он решил: если не утвердят на главную роль, добиться разрешения читать его как мастер художественного слова на концертах и встречах со зрителями.

Кадр из х/ф "Неоконченная пьеса для механического пианино". Киностудия «Мосфильм», Первое творческое объединение, Интер Альянце Фильм. 1977
Кадр из х/ф "Неоконченная пьеса для механического пианино". Киностудия «Мосфильм», Первое творческое объединение, Интер Альянце Фильм. 1977

«Титов, Михалков, Швейцер, Стуруа, Эфрос... Как можно среди таких режиссеров быть средним актером?» — рассуждает Калягин. И он не кокетничает. Не лукавит. Он понимает всю меру ответственности, возложенную на него при выборе профессии, да еще «с подачи» такого актера как Райкин. Да и, если разобраться, стыдно быть плохим актером в таком по-настоящему блистательном окружении мастеров. Как в «Черном принце» грани одной роли сверкали яркими красками, так и все роли вместе взятые переливаются полноцветной палитрой творческих красок. «После того, как я увидел, как вы играете, я стал вашим рабом», — с такой подписью передал через Никиту Михалкова свою фотографию легендарный Джек Николсон, потрясенный ролью Платонова в исполнении Калягина. Не высшая ли награда – признание твоих профессиональных заслуг коллегами подобного уровня?.. И американский актер еще не видел калягинских Эзопа, Петра Полуорлова в мхатовском спектакле, а затем и в фильме «Старый Новый год», Протасова в «Живом трупе», Оргона в «Тартюфе», папашу Убю в «Короле Убю» Театра “Et Cetera” и, наконец, Владимира Ильича Ленина в «Так победим!» в постановке Олега Ефремова...

Открытка Джека Николсона с подписью А.Калягину
Открытка Джека Николсона с подписью А.Калягину

Абсолютная оторва и максималист Саша Калягин, мальчик со скрипкой, с абсолютным музыкальным слухом, проводивший сотни часов в кинотеатре «Хроника» на Сретенке в Москве, восхищенный там раз и навсегда Чарли Чаплиным и интуитивно уловивший глубокую связь его с советским актером Аркадием Райкиным, когда-то правильно определил свой талант. Он нашел свое место в жизни, полюбил труд, никогда не увиливал от него, пытаясь найти дорогу полегче. И добился основного, самого сложного и, вероятно, ключевого в профессии актера — чтобы поверили.

Если вам понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на мою страницу, — только так вы не пропустите новые публикации про любимых артистов!

Спасибо!

А еще вы можете почитать:

"Семейный альбом". Михаил Филиппов, Евгения Симонова, Галина Беляева в спектакле Театра им.Вл.Маяковского

Елена Яковлева и Александр Феклистов в спектакле "Медведь" Центра драматургии и режиссуры

"С чем кушают счастье". О спектакле "Матросская тишина" в Театре Олега Табакова

Откуда нет возврата. О спектакле "Сын" в постановке Юрия Бутусова в РАМТе

Олег Янковский. Так легла карта

Николай Рыбников. Совсем непростой паренек...

Василий Меркурьев. Родиться Великим

Вячеслав Тихонов. Актер хорошего поведения

Владимир Ивашов. «Были пути мои трудные, трудные...»

Леонид Броневой. Артист поневоле

Сергей Пускепалис. Тот, кто был необходим