Найти тему
diletant.media

Поставщики Императорского двора

Предпринимателям, снабжавшим августейшую семью бытовыми товарами и предметами роскоши, присваивали особое почётное звание — «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Почётное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» появилось в 1856 г., хотя сам термин ввели в оборот за тридцать лет до этого. При этом практика поставки товаров к монаршему двору существовала, конечно, веками. Чтобы стать официальным поставщиком двора, необходимо было соответствовать нескольким критериям. Во-первых, поставлять товары надлежащего качества и в срок не менее 8—10 лет. Во-вторых, представлять свою продукцию на промышленных выставках. В третьих, не получать жалоб от других покупателей. Наконец, товары ко двору нужно было поставлять «по сравнительно малым ценам». Почётного звания удостаивались не компании-поставщики, а персонально их владельцы. Звание не наследовалось и не передавалось новому владельцу компании-поставщика. При смене руководства почётное звание пришлось бы получать по новой. Если поставки прекращались, звание аннулировали.

Реклама часов Павла Буре — поставщика Императорского двора. (Wikimedia Commons)

Условий немало, но звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества» было лучшей рекламой. Поставщик мог размещать на вывеске своего магазина специальный знак и государственный герб. Приток покупателей был обеспечен — а чаще всего и слава в веках. Некоторые предприниматели (например, производитель коньяка Шустов) шли к получению этого звания десятилетиями.

Булочки с сюрпризом

Выпечкой двор снабжал купец Иван Филиппов. Он владел несколькими хлебными лавками в Москве и Санкт-Петербурге. С Филипповым связан знаменитый исторический анекдот о булочке с изюмом, описанный Гиляровским в «Москве и москвичах». Будто бы на стол генерал-губернатора Москвы прямиком из пекарни Филиппова попала булочка с тараканом. Купца вызвали на ковёр. Он, оправдываясь, сказал, что никакой это не таракан, а ноу-хау его производства — булочка с изюмом. Для достоверности пришлось действительно вводить такую позицию в ассортимент — с изюмом, не с тараканами.

-2

Сотрудники булочной Филиппова, 1899 г. (Wikimedia Commons)

А Чехов в рассказе «Коллекция» писал: «Видишь этот ноготь? Три года тому назад он был найден в бисквите, купленном в булочной Филиппова. Бисквит, как видишь, был без рук, без ног, но с ногтями. Игра природы!». Не у всех поставщиков Императорского двора была безупречная репутация.

Фаберже и другие

Придворных ювелиров было много. Финский мастер Юхан Блум поставлял ко двору серебряные сервизы с позолотой. Швед Карл Эдуард Болин изготовил для супруги Николая I легендарную диадему «Русская красавица» — стилизованный кокошник из жемчуга, бриллиантов и платины. Павел Овчинников создавал из драгоценных металлов даже сухарницы, а Игнатий Сазиков — декоративные лапти.

-3

Витрина с изделиями Фаберже, 1902 г. (Wikimedia Commons)

Особняком стояла фирма Карла Фаберже. Визитной карточкой Фаберже стали драгоценные пасхальные яйца. В 1885 г. Александр III впервые заказал такой изящный подарок для своей жены Марии Фёдоровны. Это изделие, если сравнивать с последующими яйцами Фаберже, казалось довольно простым. Снаружи оно было покрыто белой эмалью и выглядело как обычное куриное яйцо. Внутри прятался «желток» из чистого золота. В «желтке», в свою очередь, скрывалась золотая курочка, а в ней — крохотная рубиновая корона. Сувенир так понравился Марии Фёдоровне, что впоследствии без ювелирных яйц от фирмы Фаберже в августейшей фамилии не обходилась ни одна Пасха.

Царские ткани

Поставщиками парчи для монарших нарядов были Александр и Владимир Сапожниковы. Из их парчи шили коронационные платья последних российских императриц — Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Причём для жены Николая II создали особую парчу: она была облегчённой, но внешне не отличалась от обычной, тяжёлой. Это помогло хоть немного уменьшить вес одеяния, включавшего корону, украшения, мантию и т. д. Платье для Александры Фёдоровны сшила придворная мастерица Ольга Бульбенкова, над вышивкой трудились монахини московского Ивановского монастыря.

-4

Серов В. А. Коронация Николая II и Александры Фёдоровны. (Wikimedia Commons)

Двор заказывал, само собой, не только уникальные праздничные вещи, но и повседневные. Бельё поставляли из английского магазина Пауля Карлсона, шляпки покупали у Фридриха Фишера. Заказы из текстильного раздела не ограничивались одеждой. Например, Генрих Иоганн Кебке был поставщиком флагов, штандартов, брейд-вымпелов.

Карету мне, карету!

Карета — это и роскошь, и средство передвижения. Кареты, как и всё остальное, заказывали у лучших мастеров. Такими были Пётр Ильин и Пётр Яковлев. Их экипажи — настоящие произведения искусства. Придворные мастера использовали в оформлении карет бархат, слоновую кость, позолоту, шёлк и лучшие породы дерева. В начале 20 в., когда кареты стали не так актуальны, фирмы Ильина и Яковлева переключились на ремонт и сборку автомобилей. В автопарке монаршей семьи насчитывалось несколько машин отечественной марки «Руссо-Балт». Также официальным поставщиком двора была немецкая компания Daimler-Motoren-Gesellschaft (она же Mercedes-Benz). Шины закупали у французского производителя Michelin.

-5

Реклама фортепианной фабрики Мюльбаха. (Wikimedia Commons)

У Двора Его Императорского Величества имелись поставщики на все случаи жизни. Типография Александра Левенсона печатала меню для высочайших приёмов, товарищество Оловянишниковых изготавливало колокола, лекарства привозили из аптеки Александра Пеля. Юлиус Циммерман и Фёдор Мюльбах производили для двора музыкальные инструменты. За ароматы отвечал французский парфюмер Альфонс Ралле. Был даже специальный поставщик финских ножей-пуукко — Иисакки Ярвенпяя. После Октябрьской революции предприятия придворных поставщиков национализировали или ликвидировали. Само звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» упразднили только в 1922 г.