За долгие годы работы в отраслевых СМИ (уже более четверти века) мне довелось побывать на многих российских и зарубежных машиностроительных заводах. За это время одни отечественные предприятия сумели выстоять в бурных потоках рыночной экономики, в череде кризисов и неурядиц, другие, увы, сгинули навсегда. Причем, ушли в небытие не только отдельно взятые производства, но и фактически целые отрасли, как например, станкостроение, подшипникостроение... Безвозвратно утрачена значительная часть тракторных заводов. Мало чего осталось от национального экскаваторостроения, краностроение также понесло большие потери. Мне посчастливилось застать в работе многие из уничтоженных впоследствии предприятий, некоторых из них удалось посетить.
Сейчас еще остались те, кто помнит Орловский завод погрузчиков? Впоследствии, в ходе череды реорганизаций, он переименовывался в ОАО "Погрузчик", ЗАО "Погрузчик", ЗАО "Орел-Погрузчик"... Я побывал на этом предприятии 20 лет назад, летом 2004 года. Тогда мне удалось не только познакомиться с производственным процессом, пообщаться с руководством, но и поработать с архивом предприятия, насколько это было возможно.
Исторический экскурс. Эпоха СССР
История создания завода восходит к 1956 году, когда на окраине города Орла на базе ремонтных мастерских был основан Орловский ремонтно-механический завод. Первая продукция предприятия – раствороприготовительные установки РПУ.
В 1959 году из ворот завода выходят первые 19 ковшовых пневмоколесных погрузчиков Д-380 грузоподъемностью 1 т. Особенностью этой модели была стрела, которая могла поворачиваться в плане на 180° (по 90° в обе стороны от продольной оси).
В 1960 году осваивается выпуск схожего по конструкции погрузчика Д-451 с увеличенной до 1,2 т грузоподъемностью. Эта машина получила закрытую кабину.
Параллельно с производством погрузчиков в начале 60-х годов осваивается выпуск коммунальных машин на шасси ГАЗ-51А – контейнерного мусоровоза КММ-2 и кузовного мусоровоза 93М, а также телескопической вышки ТВ-5.
В период 60-х годов основной продукцией предприятия были мусоровозы, погрузчиков выпускалось совсем мало – порядка 200 единиц в год, при том, что объемы производства коммунальной техники исчислялись тысячами.
В середине 60-х годов начато производство мусоровозов на шасси ГАЗ-53 – контейнерного М-30 и кузовного 53М.
С начала 70-х годов завод постепенно переориентирует мощности на выпуск фронтальных погрузчиков. Погрузчик Д-561Б грузоподъемностью 1,8 т, выпускавшийся с 1972 по 1980 год, постепенно вытеснял коммунальную технику из производственной программы предприятия.
К началу 80-х годов на заводе была завершена масштабная реконструкция, благодаря которой появилась возможность значительно нарастить выпуск погрузчиков – именно такая задача была поставлена в 1981 году Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения.
В 1981 году был налажен выпуск нового фронтального погрузчика ТО-6А грузоподъемностью 2 т. До 1986 года было собрано порядка 10 тыс. экземпляров этой модели. Из этого количества часть машин экспортировалась более чем в два десятка государств, преимущественно в страны народной демократии.
В 1987 году на смену ТО-6А пришел погрузчик ТО-30 грузоподъемностью 2,2 т. В отличие от всех предшествующих орловских погрузчиков его главной особенностью была шарнирно-сочлененная рама. Эта машина стала на ближайшее десятилетие еще одним хитом Орловского завода погрузчиков.
Что было в 1990-2000-е годы
К концу 90-х выпуск погрузчиков на этом предприятии упал более чем в 10 раз – с 2000 до 100-200 машин в год. Система сбыта была полностью разбалансирована, техника продавалась ниже себестоимости, трудящиеся не получали зарплату по полгода и более.
На момент моего визита завод только начинал возрождаться после пережитого в начале 2000-х годов банкротства. На предприятие пошли инвестиции. Новому руководству предстояло навести порядок во всем – от закупок комплектующих до сбыта готовой продукции, расходов, внедрить учет, сформировать пути снижения затрат, разработать программу по перспективным машинам, осуществить передачу в муниципальную собственность социальной инфраструктуры.
В рамках единого холдинга было налажено тесное взаимодействие с орловским заводом "Дормаш". Благодаря тому что материально-техническое снабжение обоих предприятий осуществлялось совместно, удалось удешевить поставки материалов и комплектующих за счет больших объемов. При слишком большой загрузке мощностей одного завода, часть работ, например по металлообработке, брал на себя второй. Кроме этого, "Дормаш" занимался продажей продукции предприятия-партнера через свою дилерскую сеть. Рассматривался ряд других совместных проектов.
По состоянию на 2004 год модельный ряд завода "Погрузчик" включал погрузчики двух типов – фронтальные и вилочные. Первые выпускались четырех моделей: ПК-27-03 грузоподъемностью 2,7 т, ПК-33-02 – 3,3 т, ПК-40-02 – 4 т, ПК-60-01 – 6 т. Самой новой моделью был ПК-60-01, освоенный в производстве в 2002 году. Для более легких погрузчиков использовались двигатели Д-243 и Д-245 Минского моторного завода, на тяжелый ПК-60-01 ставили ярославский ЯМЗ-236. ГМП поставлял Муроммашзавод. Прежде аналогичный агрегат поступал из Польши – от завода Stalowa Wola. Все металлоконструкции (шарнирно-сочлененная рама, стрела, сменные рабочие органы), а также кабина, гидроцилиндры, мосты и редукторы отбора мощности были собственного изготовления.
Второе направление – вилочные погрузчики впускались двух моделей: 5-тонный ПВ-5003 и 7-тонный ПВ-7002. Так же, как и на фронтальных ковшовых погрузчиках, на вилочных в качестве силовой установки применяют двигатели Д-243 и Д-245. Производство вилочных погрузчиков на тот момент не было преобладающим в программе завода "Погрузчик", их изготовление преимущественно осуществлялось в филиале предприятия – Малоархангельском машиностроительном заводе.
В советские времена, когда ежегодная программа завода составляла до 2000 фронтальных погрузчиков, сборка велась на конвейере. Когда выпуск уменьшился на порядок, завод перешел на постовую сборку.
Каждый сходивший со стапелей погрузчик проходил дополнительную очистку гидросистемы, сначала каждого элемента в отдельности, затем всей системы в сборе. Вся гидроаппаратура, перед тем как она попадала на сборку, проверялась на испытательных стендах.
Дальнейший путь каждой машины – на приемо-сдаточные испытания, где предстоит пройти экзамен на подъем груза, после этого контрольный пробег, протяжка крепежа, проверка пневмо-гидросистем и тормозов.
Затем погрузчик возвращался в цех на финальную покраску, и только потом отправлялся к потребителю.
Новым инвесторам предстояло сделать огромную работу, чтобы возродить славу орловских погрузчиков. Кроме коренной реорганизации предприятия, необходимо было вывести технику на качественно новый уровень. Собственно, эта работа тогда выполнялась. Был разработан новый дизайн-проект фронтальных погрузчиков, велась работа по улучшению кинематики и эргономики машин.
Во второй половине 2000-х завод освоил выпуск модернизированных фронтальных погрузчиков. Львиную долю в производственной программе занимали погрузчики ПК-27-03 (более 50% выпуска), вторыми по востребованности были ПК-33-02. А вот наиболее мощная модель ПК-60-01 грузоподъемностью 6 т в итоге была снята с производства.
В 2006 году завод освоил серийное производство погрузчика ПК-27-03К оснащенного двигателем Cummins, гидромеханической коробкой передач Dana и рядом других импортных агрегатов. Следом за этой моделью начался выпуск погрузчика ПК-33-01К в аналогичной комплектации.
Лебединая песня
Улучшив потребительские качества техники заводу, увы, так и не удалось нарастить объемы производства – в 2000-е годовой выпуск балансировал на уровне 100-200 погрузчиков. В первой половине 2010-х выпуск снизился до менее чем 50 погрузчиков в год.
В 2014 году у завода "Погрузчик", также, как и у партнерского завода "Дормаш", забрезжила перспектива стать частью крупного государственного концерна "Уралвагонзавод". Дебют орловской техники под маркой УВЗ состоялся в том же году в Москве, в рамках главной российской выставки строительной техники "СТТ". На выставке орловские машины демонстрировались на стенде Челябинского тракторного завода, который также входил в состав "Уралвагонзавода". Тогда была надежда, что после очередной смены собственника у орловских машиностроителей дела пойдут в гору.
К сожалению, чуда не произошло. Союз с "Уралвагонзаводом" не состоялся. В марте 2017 года по решению Арбитражного суда завод "Дормаш" (частью которого после слияния стал завод "Погрузчик") признали банкротом. В ту пору руководство Орловской области при содействии Минпромторга РФ и конкурсного управляющего "Дормаша" составили план оздоровления предприятия. Велись переговоры с потенциальными инвесторами, в СМИ назывались известные компании, которые могли взять "под крыло" это предприятие (такие, как "Амкодор" и "Эксмаш"). Планировалось, что новое производство выйдет на полную мощность уже к концу 2018 года. Впоследствии губернатор Орловской области проинформировал, что региональные власти не намерены возрождать "Дормаш". В итоге территорию завода стали распродавать по частям. В 2018 году цех по производству погрузчиков выкупило ООО "ДорАгроМаш", которое организовало в нем ремонт и восстановление сельскохозяйственной техники, а также изготовление агрегатов для обработки почвы.
Предлагаю вашему вниманию еще ряд публикаций о заводах, которые мы потеряли (ссылки ниже):
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!