В основе любой культуры и цивилизации лежат ценности, а коренятся они в религии. Наши выдающиеся философы, включая Николая Бердяева и Семена Франка, в своей реакции на первый том «Заката Западного мира» Освальда Шпенглера писали, что «культура религиозна по своей природе». Этот их сборник статей 1922 года стал последней каплей для советской власти. Именно тогда она решила отправить их из страны на «философских пароходах».
А сейчас эти вопросы оказались в центре мировой политики, где утверждается многополярность, которая выражает культурно-цивилизационное многообразие мира. Только, осознав свою цивилизационную идентичность, Россия может рассчитывать сыграть достойную роль в строительстве этого нового миропорядка, отвечающего чаяниям мирового большинства. Весь незападный мир, включая Россию, противостоит эгоистическому доминированию Запада, которое давно превратилось для него в способ существования.
Неоколониальная эксплуатация всего остального мира отрицает любые претензии Запада на роль поставщика «международных общественных благ» - Запад уже давно равен самому себе. Так, из года в год мир финансирует 10% американского валового внутреннего продукта (ВВП), то есть потребления США, а это ни много ни мало более 2 триллионов долларов. Они могли бы пойти на решение общих проблем человечества, на мировое развитие, которое Запад завел в тупик.
Наступил решительный, я бы сказал, момент в нашей истории, когда мы все в России должны отдавать себе отчёт в том, что для нас лежит на весах. А это - Великое русское слово, как об этом писала Анна Ахматова в годы Великой Отечественной войны. Гонения на русский язык и русскую культуру вообще на Западе только помогают нам это понять. И если уж американец Сэмюэль Хантингтон пишет о нашей цивилизации как о православной, то нам сам Бог велел это признать. Таков тезис о России как «самобытном государстве-цивилизации» в нашей новой Внешнеполитической концепции.
Еще 150 лет назад Фёдор Тютчев писал, что Россия «самим фактом своего существования отрицает будущее Запада». Его пророчество имело не только геополитический смысл, что, надо полагать, сейчас признают западные элиты. Иначе с чего столь отчаянно они ополчились на Россию. Создается впечатление, что для них это «последний и решительный бой» за свою гегемонию, право подавлять иные цивилизации, что они и делали на протяжении пяти веков.
Провидческий дар Тютчева, поэта и дипломата, коренился в его религиозности, в вере в великое предназначение нашего народа как хранителя христианской истины. Именно поэтому нам удалось несмотря ни на что одолеть общеевропейские нашествия Наполеона и Гитлера. Одолеем и нынешнее, когда западные элиты вновь сплотились против нас.
Философ Владимир Соловьев говорил, что историю творят не люди факта, а таковым был до недавнего времени пресловутый «однополярный момент», а люди веры. Евразийцы еще сто лет назад, в эмиграции, предсказывали, что место России - на стороне угнетенных Западом народов. Так оно и оказалось, начиная с роли СССР в процессе деколонизации. Сейчас это - борьба с неоколониализмом.
В своем цивилизационном упадке Запад особенно опасен. Об этом можно судить по его украинской авантюре. Но он опасен и для большинства населения самих западных стран, которое укоренено в своей истории и своих традиционных ценностях. Эти ценности и эту историю сейчас отрицают западные элиты. Именно в этом – кризис либерализма и самой либеральной идеи, доведенной до гоббсовского абсурда. Либерализм дошел до своего логического конца, превратившись в тоталитаризм - подавление не только свободы слова, но и свободы мысли в рамках «культуры отмены».
Британский философ Джон Грей в своей недавней книге «Новые Левиафаны. Мысли после либерализма» указывает на всеобщее значение пророчеств Достоевского в его «Бесах». О том, что они адресованы не только русским нигилистам, но и западному обществу. Корень болезни - в отсутствии внешней референции, в том, что он называет «самотворением», а Достоевский - «человекобожеством». Грей также признаёт, что «вера в то, что одна форма правления подходит для всех, является разновидностью тирании». А именно эта вера движет унификаторством Вашингтона повсюду в мире. Унификаторством, сопряженным с разного рода интервенциями.
Ректор Дипломатической академии МИД России,
чрезвычайный и полномочный посол РФ в Великобритании (2011-2019) Александр Яковенко.