Найти тему
Строки на веере

Казанский собор

Мы, иностранцы, едем в вашу неорганизованную, шумную и совершенно безумную страну, потому что знаем: нас ждет минута блаженства и вечности, волшебная искра, которая непременно вспыхнет. Но за это придется очень дорого заплатить. Я думаю, что Россия — это наркотик. Самый опасный из всех!»

Фредерик Бегбедер

До собора на этом месте располагалась каменная придворная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автор проекта архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. А буквально за день до освящения в храм торжественно внесли чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века.

-2

Сейчас об этой церкви напоминает мраморная табличка с императорской короной, и памятной надписью: «благоволением бога втроицы славимого отца и сына и святого духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана церковь сия в честь пресвятой владычицы нашей богородицы на память явления святого её образа казанского в лето от создания мира 7241е от воплощения же бога слова 1733е сентября 6 дня». Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович.

-3

Придворная церковь была любима и почитаема, но она не могла вместить в себя всех желающих присутствовать во время службы, поэтому было принято решение о том, чтобы перестроить ее, украсив в современном стиле и придав более парадный вид.

Павел I объявил конкурс нового проекта придворной церкви, в котором сразу же пожелали участвовать: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Императору понравился проект Камерона, но потом граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, принес императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным (бывшим крепостным Строгановых). Проект был одобрен, а Строганов в благодарность за помощь сделался председателем попечительского совета при строительстве собора.

Павел распорядился заложить новый храм, но до самой закладки 27 августа (8 сентября) 1801 года не дожил. Она проходила в присутствие его наследника нового императора Александра I. Интересно, что на строительство собора не были допущены ни один иностранный художник или рабочий.

Строительство затянулось на десять лет и поглотило 4,2 млн руб. за эту работу Воронихин был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора.

Строго говоря, храм располагается не на Невском, а на Казанской площади, д. 2, но в наши дни невозможно представить себе Невский проспект без Казанского собора, поэтому мы говорим о нем в этой книге.

Для колонн и облицовки стен взяли серый пудостский камень, похожий материалиспользовался для строительства собора Святого Петра в Риме. Вообще, собор должен был соревноваться с Ватиканским собором, если не превосходить его. Не удивительно — Россия — Третий Рим, следовательно, и амбиции у нее должны быть соответствующие.

Трудности в строительстве возникли сразу же, дело в том, что согласно правилам церковного строительства, алтарь должен смотреть на восток, при этом согласно другим правилам, здание, расположенное на Невском должно быть фронтально развернуто именно к Невскому. Что делать? Архитектор развернул грандиозную дугообразную колоннаду коринфского ордера в сторону Невского проспекта. При таком решение вход в храм оказался сбоку.

По проекту Воронихина с другой стороны собора должна была расположиться точно такая же колоннада, таким образом, получались две колоннады в форме полукольца или лун, повернутых друг к другу спинами — знак рыб. Но вторая колоннады оказалась слишком дорогостоящей, и заказчик решил ограничиваться всего одной луной.

Воронихин собирался поставить у храма скульптуры архангелов. Были установлены пьедесталы и какое-то время на них даже возвышались глиняные копии будущих статуй. Но и эта задумка не реализовалась.

Когда же временные статуи убрали, появилась легенда, согласно которой архангелы отказались занимать предлагаемые им пьедесталы, и будут те пустовать до той поры, пока в России не появится честный и мудрый правитель.

Когда мы смотрим на Казанский собор то обычно удивляемся его грандиозной колоннаде. Гладкие красивые колонны вырезаны из камня, что называется, вручную. Никаких машин для этой работы не было. История сохранила имя человека, который делал эти колонны, а так же колонны Исаакиевского собора, Ростральные колонны, шары украшающие набережную Васильевского острова, Александрийскую колонну, набережную Крюкова канала и много другого. Этим человеком был крестьянский сын, мастер-самоучка Самсон Ксенофонтович Суханов. Он родился в деревне Завотежица Юрьенаволоцкой волости, Вологодской губернии (ныне деревня в составе муниципального образования «Телеговское» Красноборского района Архангельской области).

-4

Никогда и ничему не учился, с девяти лет пошел в батраки, когда вырос и окреп устроился в бурлацкую артель на Северной Двине и потом на Волге.

Потом Суханов приехал в Санкт-Петербург, где его силушка пригодилась на строительстве. Для строительства Михайловского замка потребовались каменотесы, и Суханов устроился работать в артель. А дальше произошло самое настоящее чудо, молодой человек учился невероятно быстро и вскоре его уже по праву называли мастером. К тому времени, как началось строительство Казанского, Суханов уже сколотил собственную артель, которая брала подряды на камнетёсные работы. Он был принят в качестве каменотеса и главного приказчика.

Если бы в то время было телевидение, о Суханове узнал бы весь мир, потому что этот мастер-самоучка вытачивал колонны или совершенно круглый шар не пользуясь при этом никакими измерительными инструментами! Когда же его спрашивали, как ему это удается, он отвечал, что просто отсекает все лишнее.

Вместе со своей артелью, Суханов доставлял камень к месту строительства. С барышей он отстроил себе каменный трёхэтажный дом на набережной реки Пряжки. Казалось бы – жизнь сложилась. Чего еще пожелать. Пока в моде был классицизм, его работа была востребована и очень хорошо оплачивалась, но, когда мода ушла, заказы прекратились. В результате Суханов перебивался, выполняя дешевые частные заказы, где-то вытесать ступеньки, где-то поставить надгробный памятник… артель распалась, и вскоре сам чудо-мастер пропил все что у него было, выехал из шикарного дома и начал христарадничать. Говорят, что он просил милостыню у тех самых колонн Казанского собора, которые когда-то вытачивал.

Через много лет нашелся старый холст, на котором под слоем копоти и грязи слабо проглядывал портрет старика. Реставраторы взялись за работу и вскоре обнаружили в правом нижнем углу подпись художника «Василий Тропинин». Это была сенсаций – никому неизвестная работа мастера. Тропинин портретист, причем он предпочитал писать известных людей, старик же на портрете выглядел как крестьянин. Персонаж стоял у стены и смотрел вверх, возможно молился или… в руках у старика был каменотесный молоток. По этому молотку решили, что возможно это портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова – самого известного из русских каменотесов. Впрочем, доказать последнее невозможно.

В 1813 году в соборе был похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, с которым связана вот такая легенда: Известно, что Кутузов завещал похоронить свое сердце на военной дороге в Пруссии, еще точнее на кладбище Тиллендорф. То есть, по идее, в соборе должно находиться только его тело. Но в 1933 году могилу военачальника вскрыли и обнаружили банку с забальзамированным сердцем. Кто привез сердце Кутузова в Петербург осталось загадкой.

-5

В 1837 году на площади перед собором установлены памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, а так же фонтан. Здесь любят гулять петербуржцы и гости нашего города. Вот такую милую сценку подсмотрела у фонтана петербуржская поэтесса Наталья Апрельская:

У Невского, в центре, устав от скитаний,

Седая бомжиха купалась в фонтане.

Глазели туристы на нищее диво.

Косились прохожие, чаще брезгливо.

Девчонка-малышка в «винтажной» панаме

Сказала решительно папе и маме:

«Я тоже в фонтане купаться хотела!»…

Панаму сорвала и ринулась смело.

Но папа догнал, и напутствовал тихо:

«Купнёшься ещё, если станешь бомжихой.

Теперь же, чтобы попе не сделалось хуже,

Панаму достань у фонтана из лужи!»

В 1932 году собор был закрыт и в его помещении создан Музей истории религии и атеизма АН СССР.

Существует легенда, что во время Великой Отечественной войны, икону Казанской Божией матери вывозили на фронт к солдатам готовящимся прорвать блокаду.

В 1991 году в храме возобновились богослужения, а в 2000 году, после переезда музея, собор был полностью передан верующим и снова стал кафедральным собором Петербурга.

Однажды гуляя по солнечной стороне Невского, точнее, выходя из Дома книги, я увидела колоннаду Казанского собора как гармонь, на которой играет Невский. Впечатление показалось таким новым и неожиданным, что стихотворение родилось само собой.

Растянул гармонику Казанский.

Песня — колдовская круговерть.

Оплела мой город

и на старте

ангел на столпе не смог взлететь.

Слушают из года в год грифоны,

внемлют сфинксы музыке веков.

И от львов нет спаса и закона.

Львов здесь больше чем родных котов.

Пеленою, мороком не резким

Достоевский, Блок чаруют Невский.

И венчают северной короной

город что навечно заколдован.

Город что явился неоткуда.

Сон, кошмар, мираж

иль просто чудо.