В предыдущей статье речь шла о влиянии на судьбу среды и индивидуальных генетических особенностей. Мы не можем выбирать окружение, в котором начинаем свой жизненный путь и наследственность. Как говорил незабвенный Доктор Хаус:
«Люди не получают то, что заслуживают. Они просто получают то, что получают».
Кажется, что природа не оставляет нам выбора. Но так ли это? Продолжаем разговор.
На самом деле природа весьма щедра к человеку, по крайней мере пока он маленький. И вот в чем эта щедрость.
Ткань мозга состоит из нейронов, особых клеток, обеспечивающих функционирование нервной системы. Чтобы воспринималась информация, формировалась реакция или рождалась мысль нейроны общаются между собой посредством химических и электрических (в меньшей степени) сигналов. А передают эти сигналы специальные отростки-антеннки нейронов – синапсы. Так вот, ученые установили, что в первые два года жизни для мозга человека характерно избыточное количество контактов между нейронами, собственно, как и самих нейронов. По мере развития центральной нервной системы эта избыточность постепенно исчезает.
Примерно к 7-10 годам лишние нейроны и синапсы отмирают и их количество устанавливается на уровне, характерном для взрослого человека. Избыточная плотность нейронов и синапсов в раннем возрасте обеспечивает высокую потенциальную способность к усвоению опыта. Проще говоря, в раннем детстве мы обладаем более обширным набором способностей и задатков, чем во взрослом возрасте. Но сохраняются и развиваются только те способности и склонности, которые включаются в обработку внешних воздействий. То, что не используется – отмирает, чтобы установился баланс по количеству связанных друг с другом клеток. Таким образом формируется дальнейший план развития нервной системы. Чем разнообразнее получаемый ребенком опыт, тем больше задатков в нем раскрывается.
Приведу личный пример. В дошкольном возрасте я хорошо рисовала. Так это или нет, но воспроизвести свои детские рисунки сейчас я уже не могу, не хватает фантазии и чего-то еще, как будто в голове какие-то рамки, ограничивающие творческий порыв. Ни родители, ни тем более я не догадались записать меня в художественную школу. В итоге способности атрофировались, а желание рисовать осталось. Обучение рисованию уже во взрослом возрасте оказалось бесполезно: долго, дорого, далеко до результатов. Так и живу с незакрытым гештальтом и большущей коробкой цветных карандашиков в ящике комода.
Сейчас методики раннего развития способны обеспечить тот самый выбор, определяющий судьбу. Но это все-равно выбор не самого маленького человечка, а его родителей. Т.е. природа, с одной стороны, предоставляет широкие возможности, но, с другой стороны, они за рамками нашего сознания. Эдакий выбор без выбора.
Спрашивается почему так? У меня есть версия на этот счет.
В прошлой статье я упоминала про влияние среды на генетическую предрасположенность как катализатора. В интеллектуально обогащенной среде у человека больше шансов развить интеллектуальные задатки, а в криминогенной среде – асоциальные наклонности. Если представить, что человек может сам выбирать какие задатки развивать, то сомневаюсь, что кто-то захотел бы стать гопником. С другой стороны, как одуванчику-интеллектуалу, рисующему талантливые каракули выжить в среде гопников? Мудрая природа встроила в нас адаптивный механизм, позволяющий наиболее эффективно приспосабливаться к той среде, в которой нам «посчастливилось» появиться на свет. И так как мозг – не резиновый, сохраняются и развиваются именно те свойства личности и навыки, которые нужны здесь и сейчас.
А дальше что? Так и жить недоумком, но с навыками рукопашного боя и плевков на 2 метра вдаль?
Не обязательно. У природы и на этот счет кое-что припасено.
Выдающийся отечественный психолог А.Р. Лурия писал:
«Мы имеем все основания думать, что природа каждой психической функции (иначе говоря, ее отношение к генотипу) так же меняется в процессе психического развития человека, как и ее структура, и что поэтому ошибочными являются попытки раз и навсегда решить вопрос «о степени наследственной обусловленности» той или иной психической «функции», не принимая в расчет тех изменений, которые она претерпевает в своем развитии».
Переведу с академического на простой русский: с возрастом наша психика меняется.
Наблюдения в течении 30-40 лет показали, что, в частности, в раннем детстве наследственность влияет на интеллект в меньшей степени, чем семейная среда. Начиная с шести лет и вплоть до взросления, наоборот, влияние среды существенно снижается, а влияние генов возрастает до 50-70%. В этой связи ученые предположили: в период полового созревания включаются новые гены. Для справки: у эмбриона человека в возрасте 22 недель в нейронах активны около 8% генов, а в нейронах взрослых — 25% и более.
Это хорошая новость. С годами можно «взяться за ум» и начать строить свою жизнь осознанно, хотя вариант с прогрессирующей интеллектуальной деградацией никто не отменял. Я до 15 лет, по собственным оценкам, была не очень умной, значит не врут ученые.
Если обобщить выводы ученых, то вырисовывается следующая картина: интеллект сильнее зависит от генов по мере взросления, когнитивные способности (вербальные, пространственные, мнемические) подвержены влиянию как генов, так и среды, креативность от генов не зависит (развивай сколько хочешь), а черты личности не зависят от среды («это не я такой, а жизнь такая» не канает).
«Что же со всем этим делать?» — спросите вы, дорогие читатели.
В соцсетях часто попадаются пафосные посты из серии «10/20/30 советов молодым от бывалых»: чаще говорите «нет», больше путешествуйте, просыпайтесь в 6 утра, берегите зубы и бла-бла-бла.
Я для себя вывела такую формулу:
«Постарайтесь физически не «рассыпаться» до наступления психологической зрелости и тогда еще ничего не поздно».
А зубы можно и вставить.
#психология #саморазвитие #судьба #генетика #выбор