Найти тему
Дедовы рассказы

На кого бог пошлёт

Александр Кучуро

Одной из наших забав далёкого детства была такая игра  и называлась она у нас «На кого бог пошлёт».
 Смысл этой игры состоял в том, что всёй гурьбой ребята становились вокруг так сказать капитана.
       Который держал и демонстрировал в своей руке увесистый  камень, в основном это был засохший кусок грязи поднятый в обочине дороги или что - то подобное, случались и исключения.
         Правила были довольно просты и понятны, это не смотреть  вверх, чтобы не видеть, куда полетел камень, иначе терялся весь смысл азартной игры,  а бежать участник игры мог в любую сторону по своему усмотрению.
          Капитан громко выкрикивал фразу «На кого бог пошлёт!» и со всей силы бросал камень вверх, чем выше,  тем больше адреналина в крови участников, тем эффективней игра.
             При этих словах толпа, угнувшись и втянув голову в плечи, моментально рассыпалась в разные стороны, и каждый ждал, а не на него  ли упадёт  камень, камень падал на землю и игра возобновлялась.

       Особенно  частенько устраивали такую игру, когда нужно было согреться и слегка размяться.
        Для поднятия общего тонуса также очень даже помогало.
       На моей памяти не было случая чтобы кто то серьёзно пострадал, иногда на кого - то падал комок засохшей грязи, разлетаясь на мелкие  фракции,  придавая тем самым ещё больший азарт игре.               

             Было это в один  самый обычный летний день.
         И лето красное, скорее всего, уже перевалило за свою середину.
        Собрались, как это часто бывало, на лавочке возле  двора Резановичей  всей нашей дружной краиной, старшие ребята вели беседы о том, о сём, делились новостями, а мы, мелкотня, развесив уши слушали, о чём они говорят.
       Одна из хуторских новостей заинтересовала всех нас разом.
  И была она такого содержания:
      «Дядя Гриша местный пчеловод  и ярый рыбак, не понятно, за какие заслуги и провинности, ремнём избил своего сына, Петра.
 А потом выгнал из дома.
    Петька несколько дней ночевал по соседству в конюшне на ворохе зерна». 
      Посидели, покумекали всей компанией и решили сходить навестить Петьку.
      Всем гуртом двинули в сторону клуба, вначале  шли по грейдеру от нашего порядка, потом за колодцем свернули на бульвар, шли по бульвару, как по нейтральной полосе, считалось, что здесь водили ребята свою компанию.
 Иногда случались мелочные стычки.
 Напротив двора бабки Ещенко, а это уже начиналась территория клуба, свернули  за угол и вдоль её загаты, в то время там ещё была дорога, дошли до постройки конюшни.
       Слева от угла конюшни стояла загата с поросшим перед ней бурьяном в рост человека( загата это что то вроде широкого забора из веток, хвороста, обрезанных чубуков винограда и других отходов огорода)  это уже начинался огород дяди Гриши. Справа и чуть позади  нас ближе к улице стоял ещё старый клуб.   
Постройка конюшни начиналась мельницей, где два мощных жернова перемалывали зерно на корм скоту и птице.

              Конюшня к тому времени поменяла свой статус.
       На смену лошадкам пришли мощные трактора и машины, и стала  теперь конюшня местным складом хранения зерна и всякой хозяйственной утвари. 
      Шли мы весёлою толпой  между загатой и стеной конюшни с небольшими окнами почти под самой черепичной крышей.
       У калитки двора дяди Гришиного двора, что была с восточной стороны,  встретили Петьку, окружили его, завалили вопросами, что и как, за что и какую провинность пострадал.
  Послушали не без интереса про Петькины приключения, затем наша дружная  толпа стала расползаться по окрестности.
      Первым делом пошли смотреть через окно конюшни, где ночевал Петро.
       Окошко  в которое заглядывали старшие по возрасту пацаны, для меня было высоковато от земли и представляло собой   сантиметров сорок в высоту и  около семидесяти в ширину, решетка из гладких металлических прутьев, стоявших вертикально.
         Такие окошки были по всей длине западной стороны конюшни.
Чем мне нравились те времена, так это взаимовыручкой, так как я не мог даже дотянуться до прутьев, то меня подняли наши пацаны, я вцепился в прутья.
      На половину просунув меж прутьев голову внутрь, я с интересом осмотрел внутри помещение.
      Если мне память не изменяет, то чердака там не увидел.
   Внутри помещения стояли деревянные столбы  в два ряда, если мы это наблюдали с западной стороны конюшни, то с восточной были ворота.
          Постройка конюшни  по длине тянулась с севера на юг, посередине  строения был насыпан огромный бурт зерна.
     Бурт начинался чуть правее от окошка, в которое мы заглядывали, и уходил в южную сторону.
       Мне пацаны указали на бурт  в том месте, где имелось не большое углубление, это место было  на середине северной стороны бурта, на его скате, что  было хорошо заметно с нашего окошка, в которое мы заглядывали.
      Здесь как мне сказали пацаны, Петька  и ночевал, когда отец его выгонял из дома. 

            А вот где и как Петька попадал внутрь, запамятствовал,  везде на воротах висели замки, и всем этим хозяйством тогда заведовал местный кладовщик, его двор и дом были рядом через дорогу второй улицы.
      Осмотрев и ознакомившись с местными достопримечательностями, наша братва растворилась в бурьянах, растущих вдоль загаты огорода Петьки.
          Самые старшие из наших пацанов, как сказали бы сейчас, перетёрли меж собой новости, распрощались с Петькой.
      Вечерело, и пора было идти до дому, поужинать, а потом когда стемнеет, снова собраться вместе и придумать чем конкретно займёмся  в данный вечер у себя на улице.
 Свистнули общий сбор, и надо же было Грини в кустах найти три куриных яйца.
      А это ещё были те времена, когда жилось не совсем сытно, себе забрать яйца Гриня ни как не мог, хотя в нашей ватаге были ещё два его брата, по простой причине, девиз нашей краины был таков:
          «Если делить то на всех поровну».
             А на всех поделить - не разделишь. Чтобы ни кого не обидеть и не обделить, решили так, а не доставайтесь яйца куриные ни кому.

  Решили поднять себе настроение и немного размяться сыграть в свою игру «На кого бог пошлёт» уж кому достанется тому и перепадёт.
  Гриня решил так: «Я нашёл яйца, я и буду бросать», немного поспорили, что надо бы выбрать ещё двоих, кто будет метать яйца.
  Было его старший брат Пашка решил силой отобрать яйца, но Гриня его и всех остальных убедил тем, что сейчас возьмёт и побьёт яйца о дорогу.
 С его доводом согласились, и игра началась.
         Окружили Гриню плотным кольцом,  изогнувшись назад  и опустив руку с яйцом практически до земли, Гриня, изо всех сил метнул яйцо вверх свечкой, произнеся заветные слова.
             Толпа улепётывая рассыпалась по сторонам, одна в сторону своей улицы другая обратно ко двору Петьки Д.
         А больше бежать не куда было, с одной стороны конюшня, с другой загата.

        Разбегались пацаны полусогнувшись, прикрывая голову руками, в напряжении ждали падения яйца.
        Яйцо шмякнулось  и разбилось на крыше конюшни, восторженные возгласы прокатились по переулку.
       Снова собрались в круг и снова разбежались, более сообразительные прижались к стене конюшни.
      Вторе яйцо упало на дорогу, по которой двигались в сторону своей улицы, между конюшней и загатой.
       И снова всем повезло, никто не попал под падающее яйцо.
     А третье упало на загату, прошелестев по листьям дерева, было подумали, что оно уцелело и кинулись его искать, но всё оказалось напрасным, яйцов итоге  разбилось.
       Настроение поднято, все довольны, пострадавших нет.
                Пора домой на ужин.
           А там снова на улицу и шумная игра до поздней ночи.