Найти в Дзене

Выход из со зависимых отношений

Выход из созависимости

«Я не могу без него жить»

Контроль как способ существования. Созависимость.

«Я больше так не хочу, но ничего не могу с собой поделать»,- в её взгляде мерцала мольба о помощи, а тело и голос пребывали в непринужденности, но будто застывали в какой-то момент.

Казалось, что ты находишься в театре, на сцене которого находится несколько действующих лиц:

· Тот, кто страдает (маленький и беспомощный)

· Тот, кто ничего не чувствует, с растерянным взглядом

· Тот, кто вполне адекватен и хочет нормальной жизни

Это отражается в теле клиентки: позе, взгляде, в словах. Эти персонажи хоть и вместе, но не очень-то видят и понимают друг друга.

Задача для терапии: «Помочь повзрослеть». Так озвучивает это и сама клиентка. Но задача эта, не простая, скажу я вам.

По её словам, она была любимым ребенком у родителей. Может не очень близка с отцом, но в целом, все у них было хорошо. Но…, она почти ничего не помнит из своего детства. А это уже интересный вопрос для психотравматолога.

Итак, созависимость. Невозможно жить без него, но и уже невозможно жить и терпеть унижения, побои. С ним она живет давно, есть ребенок.

Он. Проявляет грубость, физическое насилие, в доме не бывает еды, но может пропить деньги с друзьями.

Она. Одержима слежкой.

- Для чего? Что ты хочешь узнать?- спрашиваю я.

«Хочу и одновременно боюсь найти подтверждение, что он изменяет. Что во всех наших бедах виновата она. И дело не во мне, я хочу быть хорошей, а из-за неё он плохо ко мне относится», - она будто виновато посматривает на меня, когда произносит эти слова.

Но чем больше она говорит об этом, тем больше у меня создается фантазийная картинка, что передо мной ребенок 2-х, 3-х лет, который чутко и ревностно следит за мамой. Кто-то вот-вот украдет маму, заберет её внимание. А она маленькая, беспомощная девочка. И ей безумно страшно.

В этот момент я присутствую с ней, тотально: вижу её, чувствую, держу контакт глазами, мое тело отражает (зеркалит) её тело. Одновременно, другая часть меня проводит весь этот анализ и предполагает подходящие интервенции, еще часть меня отслеживает мои собственные чувства и ощущения (это еще и для того, чтобы по возможности внести в процесс работы). Есть еще мой мета коммуникатор, который как бы смотри со стороны на весь процесс.

(это для того, чтобы вы имели представление, как может работать психический процесс психолога +-).

Но, как говорит мой Учитель: «Психика клиента очень мудра, она сама подкинет материал, с которым нужно работать в данный момент». А это значит – следовать процессу!

Да, разумеется, можно по-разному идти в эту работу: исследовать прошлое, дать время выговориться клиенту… Это может быть очень долгий процесс.

Психика – чудесная вещь!

Моя клиентка говорит, что страшно поддаться темным мыслям и утонуть в них. Что-то огромное, как океан, опасный и непредсказуемый пугает её.

«Так, значит нам туда, - думаю я. Это тема про контроль и способность сдаться, то есть, про доверие и безопасность. Это основа для «взросления».»

Очень осторожно и медленно заходим в образ океана…

- я не могу быть океаном! – говорит она. (для меня означает, что пока нет возможности освоить эту силу, значит следуем за процессом клиента дальше…)

- Тогда кто ты там? Кем ты себя видишь?

- Я песчинка, всего лишь, которую швыряет океан, - отвечает она

- Отлично. Позволь ему, океану, поднять тебя (песчинку), а потом выбросить на берег. Потом снова подхватить и унести в пучину. Туда… потом обратно…

Так проходит какое-то время, я даю ей возможность глубже погрузиться в образ. Замечаю, что тело начинает расслабляться. Прошу её заметить, что происходит в её теле. (для неё это пока очень сложно, не понимает как это сделать, не чувствует, не ощущает. И это значит, что часто находится в диссоциации – защите от боли. Поэтому ощущения анестезированы). Поэтому прошу заметить как расслабились её плечи и руки. (она откидывается в кресле, спина расслабляется).

Какое-то время мы еще «живем» в этом месте «океан и песчинка». Прошу замечать, меняется ли что-то вокруг (в её воображении). Она, вдруг, удивленно говорит, что океан уже не такой темный, спокойный и качает её на волнах. Он заботится. «А я чувствую такое спокойствие, расслабление. Мне хочется довериться, я чувствую позволение просто побыть так», - она тихонько говорит мне оттуда.

- Ты можешь просто быть там, просто качаться на волнах и замечай, как что-то меняется в тебе, в теле. Просто будь…, - отвечаю очень спокойно и уверенно.

Итак, клиентка получает недостающий опыт: переход от контроля к способности сдаться, к доверию к тому, что будет происходить, к чувству безопасности.

Теперь главная задача – закрепить это состояние в нейронных сетях. И это будет её домашнее задание. Медитация на 5-10 минут и записи в дневнике.

Второй момент: Потребность в контроле и слежке за Ним.

Она сама устала от этого, но что-то захватывает её и за этим занятием она может провести 5-6 часов. Что делать?

Попытка самой себе запретить и подавить этот импульс не приведет к хорошему результату. Поэтому вносим больше осознанности в процесс.

«Продолжай делать то же самое, только медленно. Прямо замечай, как возникает желание, рука тянется к телефону. Замечай свои мысли и ощущения. Постарайся делать это медленно. Попробуй замечать себя будто со стороны», - еще одно задание.

На этом расстаемся, работаем дальше.