Найти в Дзене
Газета Четверг

Трещина в асфальте – дырка в кошельке

Кто возместит омичам ущерб за повреждённые на разбитых магистралях машины?

Традиционный для некоторых омских дорог сход снега вместе с асфальтом принёс нежелательные последствия для автовладельцев. Омичи пробивали колёса, попадали в ДТП из-за ненадлежащего содержания дорог. Но и это не единственные причины порчи автомобилей. Причём в любое время года. Ведь на капот может не только прилететь сосулька, но и свалиться дерево. Однако в большинстве своём такие ситуации разрешимы. Ведь дороги, крыши и прочее находятся под чьим-то контролем. И теперь управляющие компании, профильные структуры мэрии и другие ответственные организации будут не только ликвидировать последствия, но и возмещать ущерб некоторым автовладельцам. Итак, о том, как изменилась дорожная ситуация в городе, как вести себя на дорогах, а также как призвать к ответу виновных в ДТП с препятствиями, разбирался «Четверг».

Будьте осторожны

За три месяца текущего года количество дорожно-транспортных происшествий при неудовлетворительных дорожных условиях выросло. Согласно статистике Госавтоинспекции по городу Омску, всего таких ДТП случилось 377, из них 366 в этом году произошло по причине недостатков зимнего содержания дорог, в то время как в прошлом году за аналогичный период по той же причине произошло 313 аварий.

При этом в два раза возросло количество ДТП, где одним из сопутствующих условий послужило неисправность освещения. А вообще же статистика подобной аварийности учитывает ряд факторов: дефекты дорожного покрытия, отсутствие или плохую видимость разметки, неисправность или отсутствие светофоров там, где они нужны, нехватку дорожных знаков, тротуаров и так далее.

Ориентиром здесь являются соответствующие ГОСТы, которые всё это чётко регламентируют. Например, согласно ГОСТ Р 50597 2017 года ширина ямы на дороге не должна превышать 40 сантиметров, длина – 15 сантиметров, а глубина пяти сантиметров. Вдоль каждой дороги должен идти тротуар, проезжая часть должна быть освещена в тёмное время суток – всё это и многое другое прописано в нормативных документах.

Конечно, состояние дорог в большом городе – величина не постоянная. Сейчас, после непростой зимы, оно, естественно, стало хуже. А после того, как город войдёт в ремонтную кампанию, качество полотна закономерно улучшится. В этой связи Госавтоинспекция не только ведёт работу с ответственными службами и структурами муниципалитета, но и занимается профилактикой среди водителей и пассажиров. На непредсказуемой дороге роль человеческого фактора для безопасности движения возрастает многократно.

– При управлении транспортными средствами необходимо соблюдать правила дорожного движения и меры личной безопасности, а перед поездкой обращайте внимание на погодные условия и состояние дорожного полотна, – напоминает начальник отдела Госавтоинспекции УМВД России по городу Омску подполковник полиции Сергей Лебедев. – После таяния зимних осадков образовались многочисленные повреждения дорог, выбоины и трещины, которые могут скрываться в лужах, будьте внимательны и соблюдайте скоростной режим, учитывая и дорожные условия.

Что делать и кто виноват?

Впрочем, и при большой осторожности от больших и маленьких происшествий на дороге не гарантирован ни один автомобилист. О том, что делать, если разбитое полотно стало причиной порчи машины, «Четвергу» рассказал юрист в сфере страхования Никита Пушкарь.

Так, по словам эксперта, недавно в его практике произошёл показательный случай. Вступило в силу решение суда, согласно которому Управление дорожного хозяйства и благоустройства должно возместить ущерб водителю автомобиля марки «Инфинити», который пробил два колеса, проезжая по улице 2-я Производственная. Всё это случилось из-за выбоины на дороге, размер которой составил 80 сантиметров в длину, 70 сантиметров в ширину и 15 в глубину.

– За состояние большинства дорог в Омске отвечает именно УДХБ, – рассказывает Никита Пушкарь. – Как известно, существует ГОСТ «Дороги и автомобильные улицы. Требования к эксплуатационному состоянию», в котором указаны размеры допустимых ям, выбоин, просадок на дороге. И если они превышают норматив, то это нарушение.

Юрист рассказал, что от имени потерпевшего составили претензию в адрес УДХБ, указав в том числе и сумму причинённого ущерба. Но возмещать его в управлении отказались. Тогда пришлось обращаться в суд, который удовлетворил требования о возмещении вреда имуществу из-за ненадлежащего содержания дороги.

– В весенний период много таких обращений. И в основном дела выигрышные, – говорит юрист. – Главное – соблюсти определённый алгоритм. Если вы пробили колёса или как-то иначе повредили автомобиль на дороге, это считается ДТП. Важно зафиксировать обстоятельства происшествия. То есть вызвать сотрудников Госавтоинспекции, которые приедут, произведут замеры ямы и составят соответствующие документы. А пока ждёте ГИБДД, если есть возможность, сделайте снимки. Лучше, чтобы была какая-то привязка к месту, по которому можно определить адрес. Например, какое-то здание на заднем фоне.

Специалист также рекомендует самостоятельно сделать замеры, если в бардачке есть рулетка или сантиметр, и сфотографировать их. Но главное, говорит Никита Пушкарь, не уезжайте сразу с места происшествия, где повредили автомобиль, иначе потом что-либо доказать уже будет невозможно.

Крепкий ветер

Причиной повреждения транспортных средств могут стать не только ямы на дорогах, а порой и вовсе непредвиденные для автовладельца обстоятельства. Так, в практике юриста были дела, когда во время ветра на машину съехал шифер с крыши. В данном случае ответственность понесла управляющая компания. А однажды автомобиль повредила створка балконного остекления, которая сорвалась с одного из этажей. В результате ущерб возмещал хозяин квартиры.

Ещё одна показательная ситуация. Недавно завершился судебный процесс, когда машина была повреждена из-за того, что на неё упало дерево. Это случилось в городке Нефтяников в прошлом году. Автовладелец, обнаружив повреждённый автомобиль, вызвал полицию. Её сотрудники составили документы, в которых описали подробно событие и указали, что отказывают в возбуждении уголовного дела. Так положено. Но здесь главное, что им был зафиксирован сам факт происшествия.

– У нас есть 45-е решение горсовета, в котором определено, что ответственность за состояние деревьев на городских территориях несёт мэрия. Конечно, тех, которые находятся в ведении муниципалитета, – поясняет Никита Игоревич. – Есть публичная кадастровая карта, по которой можно определить, кому принадлежат те или иные земельные участки. Из неё стало ясно, что ответственность за упавшее дерево несёт администрация города.

Далее юрист обратился в управление Гидрометеоцентра, специалисты которого выдали заключение, что скорость ветра в день падения дерева была 18 метров в секунду. Чтобы определить его воздействие на наземные предметы, существует шкала Бофорта. Согласно ей данная скорость соответствует определению «крепкий ветер», то есть он способен сломать и сбить какие-то ветки, но не может сломать дерево в целом. Таким образом, стало очевидно, что это растение вовремя либо не снесли, либо не кронировали, то есть не предприняли мер безопасности.

– Если происходят такого рода ситуации, то здесь нужно звонить в ближайший отдел полиции, чтобы они зарегистрировали происшествие, – поясняет юрист. – Далее алгоритм тот же, что и с ДТП. Нужно всё сфотографировать. А затем уже обращаться к ответственному за ту или иную территорию за возмещением ущерба. Если результат отрицательный, то идти в суд.

По словам юриста, таких дел могло бы быть в разы больше, если бы люди знали, что имеют право обратиться за возмещением ущерба. И главное, что если всё правильно зафиксировать, то судебная практика здесь чаще складывается в пользу пострадавших.

Ольга БОРОВАЯ.

Фото Андрея БАХТЕЕВА.