Найти тему
БИЗНЕС Online

Шесть лет на космическом флоте: «В ЦРУ, конечно, знали, что мы военные, но…»

Как казанский парень попал в самый необычный экспедиционный отряд Советского Союза

Николаю Каланову выпал один шанс на миллион — судьба привела его в Морской космический флот СССР. Наш земляк ходил на одном из его наиболее совершенных судов — «Академике Сергее Королеве», был одним из тех, кто контролировал полеты космических аппаратов, и среди прочего оказался причастен к событиям, которые описываются в фильме «Салют-7». О том погибшем вместе с Советским Союзом флоте и о работе, в которой переплелись два океана — земной и космический, Каланов рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

   Николай Каланов: «Из тысячи человек поступают 200, а остальные плачут и уезжают. И ты вроде такой крутой…»
Николай Каланов: «Из тысячи человек поступают 200, а остальные плачут и уезжают. И ты вроде такой крутой…»

«Будете на белых теплоходах по морям ходить. Весь мир посмотрите!»

— Николай Александрович, каким ветром мальчишку из сухопутной Казани забросило на моря-океаны?

— В нашей школе № 70 (кстати, она носила имя «Героев-космонавтов») начальную военную подготовку вел Юрий Николаевич Фролов (недавно умер, прожил 94 года, царство ему небесное) — бывший боевой летчик. И детьми он занимался как положено. А я был шустрым — в Казани без этого было не обойтись. Вот сейчас фильм этот сняли — «Слово пацана». Правда жизни! Все при нас начиналось… Так вот, Юрий Николаевич выделял активных и направлял в нужную сторону — чтобы они потом поступали в военные училища. И он мне говорит: «Каланов, будешь поступать в военно-морское». Почему? У меня в Ялте жило много родственников, и я каждый год ездил на море, любил книги о кораблях и, как нормальный ребенок того времени, был не прочь стать моряком. Приключения, закаты на Кубе, ракушки, кокосы, пираты… Подумывал о гражданском морском училище, но понимал, что знаний не хватает. Он мне: «Давай подтягивайся». И школу я окончил с четверками-пятерками, хотя это и не значило, что я что-то хорошо знал.

В общем, отправляет он меня в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Поступать тогда ездили за государственный счет, и я подумал: «Если провалюсь, рвану в Ялту». Приехал, и оказалось, что училище чисто подводное, да еще готовит инженеров для эксплуатации ядерных реакторов атомных подводных лодок. То есть никаких тебе Куб-бананов-кокосов — будешь видеть разве что прочный корпус подводной лодки. Я смекнул, что надо делать оттуда ноги. Но к тому времени уже сдал три экзамена, а система была такая, что, если их проходишь, дальше — автоматом, потому что остальных уже отсеяли… Написал рапорт: не хочу учиться, отпустите домой. Пришел к председателю приемной комиссии, капитану второго ранга Загарину. Он рвет мой рапорт и спрашивает: «Знаешь Фролова?» — «Знаю». — «Как ты ему в глаза посмотришь и скажешь, что сбежал? Ведь он тебя направил сюда». — «Откуда вы знаете?» — «Вот он мне письмо прислал: „Будет поступать Каланов, но даст слабину и попытается сбежать. Ты его придержи — он хороший парень“. И вот я тебя поймал». Оказалось, они вместе служили. Словом, застыдил, что вернусь в Казань с позором.

В итоге остался, а дальше стало интересно. Еще бы: из тысячи человек поступают 200, а остальные плачут и уезжают. И ты вроде такой крутой… Прекрасное, конечно, было время, и изучать атомные подводные лодки интересно.

— Но, как понимаю, с флота вы все-таки сбежали — сразу после училища попали в главное управление космических средств (ГУКОС)…

— Не сбежал. Я неплохо учился и точно попал бы на атомную лодку, уже и направление было на Северный флот. Но вот какая история. Лодок строилось по две в год, а офицеров-подводников выпускалось 400. Куда их девать?! На лодках люди по 10 лет в одном звании — никакого движения, полное отсутствие смысла служить. И, как раз когда я оканчивал училище, в министерстве обороны это осознали и дали команду распихать наших выпускников куда угодно. И вот приехали к нам из разных частей и стали агитировать: в замполиты, ракетчики, на Чернобыльскую АЭС — там ведь тоже военные служили. И был полковник из отдела кадров ГУКОС. Он агитировал: «Ребята, у нас такие корабли! На них сейчас всякие сухопутные крысы служат, а вы настоящие моряки. Изучите технику, будете на белых теплоходах по морям ходить. Мир посмотрите!» При этом меня не насторожило, что все космические части — в самых дремучих местах: Енисейск, Якутск, Колпашево, Улан-Удэ. Последнее название понравилось: я географию страны не очень знал и подумал, что это на Байкале, рыбку буду ловить. И согласился. Таким дураком оказался только я: если в другие места поехали по три-четыре человека, то в Улан-Удэ я один. Но волею судьбы это оказалось и хорошо.

Военная часть была настоящая космическая, серьезная: 500 офицеров и всего 1,5 тысячи солдат. Глухая тайга, несколько десятков километров до города, два раза в день — забитый до отказа автобус. В общем, тюрьма народов. Трудился я там три года без выходных и всяких белых кораблей и продолжал бы так дальше, если б случайно не встретил того самого агитатора из ГУКОС. Ну, думаю, товарищ полковник, сейчас будешь ответ держать за жизнь мою искалеченную. Он такой: «Как, ты еще здесь?! А все уже там». Соврал, конечно: как впоследствии выяснилось, из наших 26 ребят, кто пошел в ГУКОС, на флот пробились только трое. Но он пообещал меня перевести и не обманул — действительно что-то где-то пробил. К тому же я хорошо служил, нужную технику изучал — занимался радиолиниями, которые выдают команды на борт космических аппаратов, грамоты от большого начальства получал. И в 1981 году я оказался на научно-исследовательском судне «Академик Сергей Королев».

   «Уровень техники на судне впечатлял: все самое современное — для космоса ничего не жалели»
«Уровень техники на судне впечатлял: все самое современное — для космоса ничего не жалели»

«Если бы вероятный противник пошел на абордаж…»

— Какое оно произвело на вас впечатление?

— Естественно, шоковое. У меня была лаборатория, которую создавали под лунную программу, да и большие научные суда, собственно, строились в основном для нее, особенно «Юрий Гагарин» с его огромными антеннами (25 метров в диаметре!) — должны были контролировать летящие к Луне аппараты. Уровень техники впечатлял: все самое современное — для космоса ничего не жалели. В моей лаборатории была навигационная стойка, где крутились шестеренки с золотым напылением. А работа какая! Морской космический флот управлял аппаратами, которые не видно с территории СССР. В зависимости от задачи суда стояли в определенной точке океана, самая удобная была возле канадских островов Сейбл и Ньюфаундленд. В море уходили на 4–8 месяцев.

-3

Но главный шок был культурный. Я ведь приехал из воинской части, где командир — царь. Крепостная система. А теперь меня называют на вы, отдельная каюта, все такие расслабленные, нежные, культурные, лица — абсолютно счастливые, а это ведь тоже офицеры.

— Но флаг-то был гражданский…

— Подставной. На борту было 90 гражданских судовых моряков, которые управляли судном, и экспедиция — 30 военных и 150 штатских, работавших непосредственно на космической технике. Казалось бы, зачем на мирном судне военные? Но кто же лучше них умеет работать на военной и тем более секретной технике? В ЦРУ (а еще во всей Одессе!), конечно, знали, что мы военные — все же было белыми нитками шито, но принимали правила игры. У меня был и паспорт моряка, и обычный гражданский, с пропиской в Москве, на улице Горького, и в этом же доме — еще пять моих товарищей (хоть и были мы бесквартирные офицеры!). Сколько раз бывало: заходят наши суда в какой-нибудь африканский порт и начинаются обниматушки с местными офицерами-пограничниками — вместе учились в военной академии в Москве. А по легенде, мы относились к службе космических исследований отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР, командовал нами знаменитый Иван Папанин, а фактически — министерство обороны. Кстати, на 98 процентов мы действительно управляли гражданским космосом, хотя большинство космонавтов тоже были военными.

— Натовцы вас пасли?

— Естественно — самолеты, корабли. Когда очень близко подходили к Канаде, нас начинали глушить, забивали УКВ-связь, пытались вклиниться в радиочастоты и помешать работе.

   «Морской поход — это довольно тяжело. Приходишь домой, пароход подлатывают, и опять в море»
«Морской поход — это довольно тяжело. Приходишь домой, пароход подлатывают, и опять в море»

— Оружие на борту было?

— Нет. Была секретная часть, секретная аппаратура, секретная документация. Если бы вероятный противник пошел на абордаж, каждый из нас знал, что делать — топить и сжигать документы, разбивать свинцовым молотком приборы. И отбивались бы, наверное, теми же молотками…

Так вот, мышление людей четко меняется в зависимости от обстановки. Если в воинской части надо быть жестким, то на судне все по-другому. По взаимоотношениям — небо и земля. Люди были порядочные. Естественно, все комсомольцы и коммунисты. Текучка — низкая: когда я пришел, многие уже отходили 5–10 рейсов.

Коллектив сразу брал тебя в оборот. Проверяли, насколько хорошо знаешь технику и умеешь работать. И, чего греха таить, стартовым испытанием был стакан спирта — проверяли «наш или не наш». А я же тренированный — из Казани и Улан-Удэ… И эта аура коллектива, фанатичное отношение к работе сразу закручивали тебя в дело. Ты осознавал свою ответственность. За всю историю космических судов на них не было ни одного случая срыва сеанса связи — настолько они хорошо работали, а в наземных частях такое бывало нередко, и мы часто исправляли эти ошибки. То есть без наших судов не могла состояться ни одна космическая программа СССР! И такой момент. За 30 лет существования нашего флота через эти суда прошли 8 тысяч человек, и ни один не сбежал за границу, хотя, казалось бы, хотя бы 0,1 процента каких-нибудь гадов или диссидентов могло бы быть — сбежать, тайны выдать, прихватить секретные документы.

Карьеристы и блатные, кто приходил ради валюты и шмоток, там не выживали: один-два рейса, и больше не выдерживали — исходный настрой не тот. Морской поход — это довольно тяжело. Приходишь домой, пароход подлатывают, и опять в море. За 6 лет на флоте я чисто в море провел четыре года. А тот, кто ходил в дальние морские экспедиции и походы, знает, как меняется психика человека в зависимости от продолжительности рейса — от восторга до всеобщей ненависти, неудовлетворенности, апатии.

Непросто было и физически. Переход из Одессы к Америке — месяц, за это время проходили 7 часовых поясов, и надо было так перестроить внутренние часы, чтобы сразу втянуться в работу. Рабочая смена — это 7–10 витков космического аппарата. Каждый — через полтора часа. И ты их контролируешь: в 9 утра, в 11, в час ночи и так далее. Это выматывало — сбивался весь ритм жизни. Я каждый рейс худел на 6 килограммов, хотя и так был стройненький… Зачем такое нормальному блатному? Для этого надо быть романтиком, любить эту работу и друзей-соплавателей. Но, конечно, мы и свои дела решали, например, ждали квартиры, которые нам обещали.

   «За всю историю космических судов на них не было ни одного случая срыва сеанса связи — настолько они хорошо работали»
«За всю историю космических судов на них не было ни одного случая срыва сеанса связи — настолько они хорошо работали»

«Мы космосом управляем. Нам хорошо!»

— Чем запомнилась первая экспедиция?

— Это было в конце октября 1981 года, когда стартовали «Венера-13» и «Венера-14». Нас подогнали к точке работы возле Сирии. В том районе, как всегда, стреляли и бомбили. Рейс был такой, халявный: из 33 дней работали только два, когда «Венеры» стартовали и сели на Луну. Гордились, конечно, что хорошо поучаствовали в таком деле. А я месяц спокойно изучал технику.

Следующий рейс, 1982 года, запомнился работой по станции «Салют-7», о событиях на которой недавно сняли одноименный художественный фильм. Но о них-то говорят, а о том, что со станицей была связана и другая вполне драматическая история, — нет. Тогда к «Салюту-7» направили автоматический грузовой корабль «Прогресс-13», но из-за разгильдяйства операторов одной космической части с ним потеряли связь. А если бы он не привез на станцию топливо, она бы упала. Ситуация была такая, что если мы вот в этот день и на этом витке «Прогресс» не найдем, то все, конец космической программе на несколько лет. Мы стояли возле Сейбла. Я отвечал за снятие параметров дальности и скорости. В общем, наш «Королев» этот «Прогресс-13» все-таки «зацепил», выдал нужные команды, и космический аппарат ожил. Конечно, в успехе был элемент везения, но оно было бы невозможным без мастерства наших специалистов.

А в 1985 году на «Салют-7» полетел Владимир Джанибеков, и мы помогали ему в той невероятной стыковке, которая хорошо показана в фильме. Сделать это было почти невозможно, но все верили в него — ас стыковок. Почитать, как он там крутился — божий дар и божья помощь. В той истории я был маленьким винтиком — всей командой работали: один антенны настраивал, другой отслеживал местоположение, третий на ЭВМ данные обрабатывал. А вообще, Джанибеков 5 раз летал, и четыре из них я по нему работал. Кстати, многие космонавты до и после своих полетов ходили в море на наших судах: и отдых, и им было важно понимать, что мы делаем.

— Как вам фильм?

— Классный, таких надо больше. Вот раньше многие мальчишки хотели стать космонавтами, а сейчас, когда рассказываю в местной школе детям о космосе, о наших кораблях и спрашиваю, кто хочет быть космонавтом, ни одной руки не поднимается. Потому пусть в этих фильмах много надуманного и приукрашенного, но лишь бы народ смотрел и помнил, что были у нас великие победы в космосе. Другое дело, когда актрису Юлию Пересильд зачем-то запустили за государственные деньги. Можно было несколько космонавтов отправить, которые бы делали нужную работу.

А Джанибекова я потом «спас» еще раз, когда служил в Москве. Он оказался моим соседом по дому. Эти наши космонавты ведь все были кто поэт, кто писатель, кто художник. Джанибеков решил, что он художник, и ему дали на первом этаже квартиру под студию. Дверь в дверь со мной. И как-то у него была проблема с электричеством. Стучится ко мне. Открываю: «Здравствуйте, Владимир Александрович». — «Откуда вы меня знаете?» — «Вместе служили: вы там (показываю наверх), а я на «Королеве». — «Ух ты! Неожиданная встреча! У меня неполадки, спасайте». — «Я вас спасал уже один раз, спасу и во второй…»

А самым запоминающимся был рейс 1983 года: 11 месяцев, хотя уходили только на пять. По определенным причинам нас решили не возвращать в Одессу и отправили на отдых на Кубу. Вот тогда сбылась моя детская мечта о кокосах, ракушках, закатах над океанскими тропиками. Месяц мы просидели в заповеднике, где резиденция Фиделя Кастро. Я как 1 января 1983 года нырнул в эти теплые воды за ракушками и лангустами, так только через месяц вынырнул. Накупался и нанырялся на всю жизнь. Когда сегодня встречаемся с ребятами, вспоминаем тот рейс. Незабываемо. Тяжело вдали от дома, но у нас тогда было такое настроение, что хоть два года бы шли по морям. Идем не идем домой — полное безразличие. Да что там делать?! Мы космосом управляем. Нам хорошо!

   «Корабли НАТО постоянно следили за судами Морского космического флота»
«Корабли НАТО постоянно следили за судами Морского космического флота»

«Протащил на борт пишущую машинку…»

— Работали в любую погоду?

— Когда сильно качало — нет: невозможно отслеживать космические аппараты раскачивающейся антенной. По коридору идешь прямо, а получается, что по плинтусу, то есть это уже градусов 14, серьезно. Качнулось судно — по противоположному плинтусу вышагиваешь. В такие дни приходишь в столовую, а троих твоих соседей по столу нет — лежат в каюте все зеленые, блюют. Ладно, поедим за четверых. У меня оказался такой организм, что качка не качка — без разницы.

— Чем занимались в свободное время?

— В волейбол играли в зимнем бассейне. Он не работал — был неисправен да и не нужен: четыре месяца в холоде, тумане и штормах — какой бассейн?! В спортзале в футбол гоняли. Кто книжки читал, кто в самодеятельности участвовал, кто по девкам женихался (были поварихи, дневальные и буфетчицы), ведь коллектив молодой и много неженатых. Жизнь бурлила!

— Вы на чем специализировались?

— Книжки писал — чувствовал себя будущим известным писателем. Протащил на борт пишущую машинку, картотеку на 10 тысяч библиотечных карточек, над ними и корпел.

— То есть тогда уже начали собирать материал для своих справочников. А в прозе себя не пробовали?

— Не мое. Да и забудется это все. А афоризмы, пословицы, жаргон, суеверия — это вечная тема, всегда будет интересна. В 2011 году я издал «Словарь морского жаргона» и чего только ни наслушался от завистников: «Да кто он такой! Он что, филолог?» А я 30 лет собирал этот материал. Было мне обидно, что нашему военному флоту более 300 лет, в стране куча филологов, диссертации одна за другой, а о морском жаргоне ничего нет. Известный в те годы писатель-маринист Лев Скрягин, мой друг и учитель, напутствовал: «Коля, бросай все, пиши книги — это твоя миссия». И я бросил бизнес. Как только издал первую книгу, на ее основе стали диссертации делать, в том числе в Казанском университете… Я счастлив и горд своими книгами. 9 апреля вышла новая — «Энциклопедия морских суеверий». 20 лет ее писал.

— Да, океан — таинственная стихия. Необъяснимые явления приходилось наблюдать?

— Только одно. Перед переходом в Канаду мы всегда останавливались в Мексике. От нее до наших точек — 7 дней, и наша троица друзей рассчитывала, что на эту неделю надо минимум 12 бутылок водки. А что еще в это время делать? Работы-то нет. Закупали спирт, разводили и отдыхали. А посередине этого пути — пресловутый Бермудский треугольник. Раз 20 его пересекали, и всегда, как только его пройдем, спирт заканчивается — сколько ни бери. Необъяснимо!

   «В те годы кто из советских бывал за границей? А ты — по разным странам: Сирия, Марокко, Испания, Мексика, Куба, Канада, Германия, Голландия»
«В те годы кто из советских бывал за границей? А ты — по разным странам: Сирия, Марокко, Испания, Мексика, Куба, Канада, Германия, Голландия»

— В иностранные порты часто заходили?

— Да раз в месяц, а то и в два, когда кончалась еда и воды оставалось мало (опресненная — плохая). Никогда не забуду заход в Сент-Джонс — это огромный порт на Ньюфаундленде, тот самый, откуда в войну конвои в СССР уходили. Идем, а кругом лед. Судно у нас ледокольного типа было, и очень интересно наблюдать, как оно давит лед. И айсберги вокруг размером с огромный дом. Берега не видно, пурга страшенная, и тут — вход в бухту, щель метров 70 шириной, а наш «Королев» — 24 метра, и мы должны в такую погоду туда пролезть. Как вошли — тишь, впереди — огромная бухта, порт и красивейшие неоновые огни города. Сказка!

— Что делали на берегу?

— Иногда на экскурсии ездили — если посольство организовывало. Все было интересно. В те годы кто из советских бывал за границей? А ты — по разным странам: Сирия, Марокко, Испания, Мексика, Куба, Канада, Германия, Голландия. Любую открыточку привозишь — ее все рассматривают, а ты можешь врать что хочешь.

Вещи покупали, естественно. Мы же все-таки деньги зарабатывали. Была офицерская зарплата, но без всяких коэффициентов типа год за два на пароходе. Плюс валюта, которую и тратили. У меня была ставка 41 доллар в месяц. Начальник экспедиции и капитан получали 75. Уборщица — 18. А доллар — это 10 рублей наших денег — грубо, но правильно. Покупали джинсы, аудиотехнику, пластинки. Некоторые годами копили на машину — старье долларов за 600, наш советский «Жигуль», но в Союзе и такого нельзя было купить. В целом у меня получалось рублей 600–700, так в то время мало кто получал. А из Улан-Удэ-то я приехал с двумя чемоданами: ни квартиры, ни одежды — ничего. А у меня жена, сын. Так что первым делом — одеть-обуть родных, обустроиться.

   «Когда Союз развалился, всех военных послали подальше, армия стала уже не та, и в 1993 году я, честно отслужив 20 календарных лет, ушел на гражданку»
«Когда Союз развалился, всех военных послали подальше, армия стала уже не та, и в 1993 году я, честно отслужив 20 календарных лет, ушел на гражданку»

«Ветераны умирают, а живые предпочитают молчать»

— Что заставило уйти с флота?

— Родился второй ребенок, дочка, и она серьезно заболела. Врачи сказали, что до 12 лет нужен серьезный уход. А какой уход, если я по морям мотаюсь? На эмоциях написал рапорт, и меня сразу списали — претендентов на место много… Был выбор: либо возвращаться в Улан-Удэ, либо устраиваться в подмосковные части. Но тут Бог опять помог. Тогда создавали отдел анализа бортовых систем, а это 130 офицеров, которые должны были участвовать в испытаниях «Бурана» — изучить аппаратуру, отследить полет, проанализировать работу бортовых систем. А где столько сразу найдешь? И опять я оказался нужен Родине. Анализировал работу элеронов, рулей высоты и шасси. Как мы были счастливы, когда «Буран» полетел — гордость нашего космоса! Но скоро проект закрыли, и всех разогнали.

— Ваше мнение об этой программе?

— Если рассуждать глобально — прорыв и великое достижение. Но мое мнение народное. Можно строить авианосцы, атомные лодки, запускать космические аппараты, но что народу от этого? Как были нищими, так и остались. Народ от «Бурана» не поимел ничего — ни до, ни после. А скоро и вовсе страна развалилась, и мы потеряли вообще все. И получается, что кто-то думает о величии, а другие — о том, чтобы еду купить и жить не в развалюхе…

Когда Союз развалился, всех военных послали подальше, армия стала уже не та, и в 1993 году я, честно отслужив 20 календарных лет, ушел на гражданку. Занимался разным бизнесом и проработал еще 22 года. Дела шли успешно, можно было и круче развернуться, но мне это никогда не ложилось на душу. Как только вышел на определенную стабильность, понял: надо завязывать, поберечь здоровье и нервы, писать любимые книжки, чем и занимаюсь.

— То, что почти весь космический флот пустили на лом, оправданно?

— Да, из 14 судов осталось одно — «Космонавт Виктор Пацаев». Теперь это единственный в своем роде музей — стоит в Калининграде. В 90-е при повсеместном развале России было не до космоса и тем более не до наших кораблей. Но то, что их распилили, а новых не построили, — большая недальновидность и, возможно, преступление перед нашим космосом. Ориентация космических программ пошла на американцев, на их ретрансляторы, и при таком подходе суда действительно стали не нужны. Но вот сегодня мир разругался, все наши былые друзья и партнеры оказались вовсе не друзьями и в любой момент могут выключить ретрансляторы — свои и даже наши. В таком окружении нам надо думать, как обезопасить свой космос, и опять получается, что космические суда нужны. Между прочим, у Китая сегодня по всем морям ходят 7 современных судов, которые выполняют те же функции, что и наши.

Жаль, что историей нашего уникального Морского космического флота мало кто интересуется. Ветераны умирают, а живые предпочитают молчать. Вот весь бред нашей жизни… Еще в 90-х флот попилили, все о нем уже известно, во всех «Википедиях» и книгах, расписано, какие суда были какими воинскими частями, кто был командиром, в каком звании (а за рубежом и в те времена об этом знали), но до сих пор в людях сидит… нет, не страх, а ложное понимание памяти, что нельзя об этом говорить. А как же тогда воспитывать молодежь — недосказанностью и полуправдой? Надо показывать и дурь, и наши великие победы, и что был у нас такой — Морской космический флот, который сегодня, увы, все забыли.

Тимур Латыпов

Фото предоставлены Николаем Калановым