Найти тему

"Ной" не был первым: 5 историй о потопе

Кадр из фильма "Ной" Рассел Кроу
Кадр из фильма "Ной" Рассел Кроу

Потоп - одна из самых древних и часто пересказываемых историй на планете, которая была рассказана задолго до появления Библии.

"Ной" сделал своё дело. Он оживил древнюю библейскую историю о катастрофическом наводнении для современных зрителей. Была ли она библейской?

Долго до того, как была написана Библия, история о Потопе стала известной в древнем месопотамском и средиземноморском мире. Этот сюжет появился в Шумере более четырех тысяч лет назад. Новые версии хранились в величайших имперских библиотеках Месопотамской империи (Вавилонии и Ассирии). Библейские авторы создали свои собственные версии этой истории, а пост- библейские авторы продолжали размышлять над её смысловым потенциалом. Потоп нашёл свое место в христианстве, иудаизме и исламе, а истории о потопе встречаются в индуистских, американских индейских и африканских сказаниях.

Atrahasis
Atrahasis

Первая известная история о потопе происходит из Шумера в сказании об Атрахасисе (XIX век до н. э.). В этой истории заложены основные элементы древнего жанра: боги пытаются уничтожить человечество, а герой потопа строит лодку, чтобы спасти животных. Трагикомедия о многобожии с участием мелких богов, которые жалуются, как усталые родители, раздражённые шумными детьми. Их планам уничтожить шумное человечество не раз, а трижды мешает личный бог героя потопа и выдающийся плут Энки. При каждой попытке тотального геноцида Энки дает герою потопа тайное знание о том, какого бога следует умиротворить жертвоприношением. Это сработало против первых двух раундов болезней и засухи. Однако для третьей и последней попытки Энки пришлось проявить изобретательность. Для потопа Энки поручает герою построить лодку для семьи и животных.

The Epic of Gilgamesh
The Epic of Gilgamesh

Если в "Атрахасисе" трагическим, экзистенциальным вопросам героя потопа уделено лишь незначительное внимание, то "Эпос о Гильгамеше" проливает свет на мучительные переживания героя потопа. Датируемый 1200-900 гг. до н. э., месопотамский эпос мало что говорит о божественной драме. Мы только и слышим, что "сердца богов были тронуты, чтобы устроить потоп". Остальное повествование сосредоточено на герое потопа, который строит ковчег, мужественно отказываясь от своего богатства: "снеси дом и построй лодку; откажись от богатства и ищи живых существ; отвергни имущество и сохрани жизнь живым существам". Он не только спасает свою семью и животных от потопа, но и своих работников, мастеров, которые помогали ему строить лодку. Нравственная гибкость героя потопа достигает своего апогея с его первой реакцией на послепотопный мир. Выйдя на солнечный свет и выглянув в окно своего ковчега, он видит, что всё человечество вернулось в глину, и со слезами, текущими по его лицу, рыдая опускается на землю.

Библейский рассказ заимствует множество деталей из версии Гильгамеша, однако не в этических аспектах и не в основной тематике. В библейском рассказе Ной никогда ничего не чувствует. У Ноя даже нет ни одной реплики, пока он не проклинает своего внука в последней главе истории. Если Ной и испытывал страдания, то мы об этом ничего не знаем. Ной не отказался от статуса богача и не обратил внимания на геноцид за пределами своей лодки. Напротив, каждый поступок Ноя выполняет повеление, данное ему главным героем - Богом. Когда речь заходит о Ное, Коран изображает его как образец послушания. Он - эмиссар, пророк, который проникает в реальность с совершенным пониманием Священного. Его образцовая способность следовать божественным повелениям отмечает его как "истинного посланника Аллаха".

flood-mountains
flood-mountains

В то время как исламская традиция фокусируется на характере Ноя, потоп в книге Бытия полностью о Боге, о новом монотеистическом понимании как божественного суда, так и обратного хода этого суда в пользу человека. Без всякой комедии, Бог видит поведение людей, сожалеет о том, что создал их, обрушивает на них потоп, меняет своё мнение о том, как управлять человеческим поведением и, как напоминание о потопе, создаёт радугу.

Наряду с характером Бога и этим новоиспеченным монотеизмом библейские авторы рассматривают проблему, которую пытается решить Потоп. Человеческое насилие в допотопном мире, наиболее ярко представленное убийством Каином Авеля, проистекает из злых происков человека. После потопа Бог издает первый религиозный закон. Он касается крови и, в конечном счёте, ответственности за пролитую кровь (кровь животных и людей). В фильме "Ной" изображение земли, пропитанной кровью, касается основной темы Бытийного потопа. В "Городе Каина" кровь животных и людей безнаказанно течёт по земле, а красные ноги Рассела Кроу показывают нам мир, который потерял свою первозданную чистоту.

Енох: Человек, Который Ходил С Богом
Енох: Человек, Который Ходил С Богом

Библейский Потоп подчёркивает роль, которую сыграли люди в повреждении земли. В отличие от этого, постбиблейская традиция енохического иудаизма возлагает вину на человеческую цивилизацию, которая была испорчена сверхъестественными силами. Общество пронизано войнами и тщеславием - всему этому учили падшие ангелы. Названные Наблюдателями, эти божественные диссиденты не только давали зарождающимся людям неправильные советы по построению мира, но и соблазняли человеческих женщин, чтобы породить разрушительных гигантов, которые пожирают друг друга и сеют на земле лишь хаос. Енохическому потопу предстоит большая работа. Это мир культурного упадка, который переворачивают мощные разрушительные силы, имеющие реальные последствия и фантастическое происхождение. О самом Потопе почти ничего не сообщается, но читатели Еноха могут быть уверены в его обоснованности.

Если история о наблюдателях Еноха очищает общество, то индуистский миф о потопе очищает разум. Древние индуистские писания подчеркивают новую особенность потопа: просветление. В "Махабхарате" (а затем и в "Пуранах") герой потопа, подобно Ною, спасается в лодке с животными. Но Ману, индуистский герой потопа, не берет с собой семью; к нему присоединяются семь мудрецов. Рыба, которая тянет лодку, в конце раскрывается как божество Брахма, который учит их аскезам, чтобы они обрели власть над иллюзиями. Индуистский герой потопа обретает новое понимание и мудрость.