жанр: рок-н-ролл, поп-рок, диско, стилизация под ду-воп и поп-музыку 50-х
главные композиции: Grease, Summer Nights, Hopelessly Devoted To You, You're The One That I Want, Sandy, Greased Lightnin', Those Magic Changes
Музыкальная дорожка к самому кассовому фильму-мюзиклу в США и Канаде, в своё время не слезавшая с первого места в хит-параде Биллборда, а его 4 песни входили в биллбордовский ТОП-10. Невероятный успех саундтрэка, равно как и самого фильма получился в связи с неожиданным всплеском популярности рок-н-рольных/рокабилли-жанров в конце 70-х годов, равно как и весь антураж 50-х годов. Удачное совмещение этих стилистик вперемежку с диско- и поп-мотивами своего времени дало на выходе самый кассовый саундтрэк к фильму в истории на тот момент, который держал этот статус очень много лет.
Взрывной эффект саундтрэка сложился в связи со несколькими факторами:
1. На тот момент был существенный застой в мюзикловом направлении в Голливуде, золотой век музыкальных фильмов закончился примерно с наступлением 70-х годов, а попытки интегрировать в кино рок-музыку, начавшую как раз тогда же, на рубеже десятилетий коммерчески победоносное шествие, не увенчались крупными успехами (я имею в виду несколько запоздалые экранизации "Иисуса Христа Суперзвезды" в1972 году и рок-оперы The Who "Tommy" в 1975 году). Первыми попытками создать удачные музыкальные фильмы своего времени стали "Звезда родилась" с участием Криса Кристофферсона и Барбры Стрейзандт в 76 году и, конечно же, главная "танцевальная" бомба "Лихорадка субботнего вечера" 1977 года, чьими козырями стали Джон Траволта и песни группы The Bee Gees. Кинопроизводители увидели секрет успеха в равномерном смешении и переплетении музыкальной тематики и самого повествования на протяжении всей картины, а не отдельно, как это было раньше. Результатом стало кино, куда взяли, в первую очередь, звезду той самой "Лихорадки субботнего вечера" Джона Траволту, открыв в нём талант не только актёра и танцора, но ещё певца. Приглашённая к нему в пару Оливия Ньютон-Джон завершила этот "секрет успеха".
2. В конце 70-х годов в музыкальном шоу-бизнесе творилась большая неразбериха: параллельно в разных "вселеных" бушевали диско и панк-рок, и в добавок ко всему начался ещё и бум на ретро-жанры (так называемая "цикличность" в истории музыки) - а именно случился массовый всплеск интереса к рок-н-роллу и рокабилли 70-х годов (появились новые герои этих жанров - к примеру, The Stray Cats). На волне успеха всего этого вместе взятого создатели фильма и решили сорвать реванш как в плане тематики кино, так в плане и саундтрэка. Фильм, в котором действие происходит как раз в середине 50-х где-то, вышел лёгкой и непринуждённой стилизацией под рок-н-рольные мюзиклы 50-х и "пляжные" мюзиклы 60-х с коммерчески выгодной молодёжной школьной тематикой. Ну а сам саундтрэк в общей массе, написанный почти полностью Джимом Джейкобом и Уорреном Кейси, получился стилизацией под жанры 50-х годов (рок-н-ролл, поп-музыка того времени и традиционный вокальный ду-воп), но в сугубо обработке своего времени - 70-х годов. В смысле что с точки зрения мелодики и аранжировочно это была вполне себе свежая современная музыка.
В некоторых моментах были и хитрости. К примеру, явно, чтобы современный зритель сразу не "убежал" из-за стилизации под 50-е, на титры была пущена отличная заглавная диско-песня "Grease" авторства Барри Джибба из Bee Gees в исполнении уже заслуженного к тому времени поп-певца Фрэнки Валли (песня была номинирована на "Золотой глобус"). Также для поддержания антуража 50-х годов на сцену выпускного вечера в репертуар группы, игравшей на сцене, были внедрены ретро-песни тех же годов в современной обработке: получилось, что группа Sha-Na-Na, которая собственно играла этот ансамбль, исполняла как оригинальные песни наподобие Those Magic Changes (вполне себе отличная стилизация под поп 50-х), так и известные хиты того времени как Blue Moon или Tears On My Pillow.
Ну а основной "контингент" хитовых песен, конечно же, состоял из тем в исполнении Траволты и Ньютон-Джон. На веки вечные статус золотой классики киномюзиклов получили такие темы, как Summer Nights, You're The One That I Want (ещё один номинант на "Золотой глобус"), единственная чётко рок-н-рольная Greased Lightnin', лирические баллады Hopelessly Devoted To You (авторства Джона Фарры, единственный номинант на "Оскар"), Sandy.
Да надо сказать, мюзикл этот и сейчас звучит свежо: в этом играет роль именно тот самый продуманный ход "гибридности" ретро-жанров и жанров своего времени. Таких ходов, в общем-то, до конца 70-х никогда ещё не делали. Эта вот знаменитая музыкальная "цикличность" где-то в то время и началась, когда стали массово и удачно использовать золотой фонд музыки предыдущих десятилетий. Собственно успешная поп/рок-музыка с тех пор и до наших дней так и строится.
Другие статьи про саундтрэки:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.