Семья есть система, которая стремиться не столько к развитию, сколько к выживанию. Каждый член семьи играет определенную роль, выполняет определенную функцию, которая необходима, чтобы семья как система сохранилась. В семье есть иерархия - это пространство родителей и пространство детей. Наличие иерархии — основной признак функциональной семью, где есть несовершеннолетние дети. Разрушение иерархии вносит хаос в детско-родительские отношения, разрушает возможности детей взрослеть. В подростковом возрасте это вскрывается через тяжелые переживания и опасные поступки подростков.
Дети рождаются в семье, и им уже уготовлены определенные места, миссии, роли. Иногда родители это делают сознательно, но чаще совершенно бессознательно. Замечательно, если дети рождаются в функциональной семье. В ней нет дефицита внимания, нет пустых мест и необходимости чем-то или кем-то заполнять нехватку любви, доверия и смыслов. В такую семью ребенок приходит как гость, у которого есть возможность прожить свою жизнь. Родители напитывают его любовью и отпускают во взрослую жизнь. Но чаще ребенку уготовлена миссия дополнить, усилить, а иногда и спасти семью. Родители не прожив что-то, не сумев и не справившись с чем-то очень важным в их жизни, уповают на детей: через них или с помощью их они стремятся поправить что-то в своей жизни. Вот тогда и рушится иерархия, извращаются детско-родительские отношения. Такие родительские отношения показаны в сериале «Цикады».
Марк.
Родители Марка — вечная влюбленная пара. Их жизнь в паре красива и изящна. Их эмоциональность на уровне юношеских лет. Их взгляды друг на друга полны любви и нежности. Бокал вина каждый вечер, эротика и нескончаемый медовый месяц… Это красивая сторона семьи. А что достается Марку, их сыну? Марк вынужден дополнять семью рациональностью, интеллектуальностью и здравым смыслом. Он вынужден выйти из детской позиции и встать вровень со своими родителями. Он обязан повзрослеть и самостоятельно справляться со своими проблемам, чтобы не мешать счастью родителей. Марк рационален, логичен, лишен спонтанности. Мир эмоционального для него под запретом, но бессознательно привлекательный. Не зря он в алкогольном опьянении становится через чур эмоциональным и спонтанным. Все свое детство он вытеснял свои эмоциональные порывы. Не имел он право на детские капризы, гневные высказывания, необдуманные поступки. Он удобный и будет удобным во взрослой жизни. Его ответственность будут эксплуатировать, а чувством долга манипулировать.
Соня.
Мама Сони конкурирует с ней за право быть в семье подростком. Маме хочется наслаждаться жизнью. Она то появляется, то исчезает из жизни дочери на очередной вечеринке . Соня постоянно в тревоге относительно своей матери. Мать — мерцающая, а значит, ненадежная фигура в жизни дочери. Она настойчиво вытесняет дочь с позиции ребенка, она бессознательно желает, чтобы она стала для нее матерью. В этой семье много эмоций, но мало чувств, глубоких и надежных.
Соня и Марк ищут для себя родителя — надежного и ответственного и находят его друг в друге. Она переполнена эмоциями, он — сплошная рациональность. Соня в глубине души любит Марка, но боится признаться в этом даже себе. Ее опыт отношений с матерью заставляет ее усомниться в надежности любви. Дружба с Марком для Сони кажется более надежной и основательной.
Во взрослой жизни Соня будет бояться близости, будет проверять надежность своего партнера, провоцировать на то, чтобы он исчез из ее жизни, хотя бы на время. Или будет исчезать сама, как только начнет чувствовать привязанность. Кто это сможет выдержать? Возможно только Марк.
Катя
Катя изначально была назначена семьей реализовать то, что не удалось ее родителям. Отец воспитывал в Кате волю и характер, сам совершенно не обладая этим. Постепенно она становилась сильнее, а отец деградировал. Это очень логично, ведь он на нее проецировал все свои несбывшиеся мечты и стремления. Мать, которая призвана обеспечить безопасность ребенку, отдала ее в руки своего мужа, лишив ее внутренней эмоциональной поддержки. В результате Катя превратилась в опору для семьи, лишенной внутренней опоры. Она вынуждена продираться через различные преграды, падать и снова вставать не ожидая помощи. Несправедливость на соревновании, грязные приставания тренера, пьянство отца — все тяжелым грузом наваливается на ее плечи. Она стойко держится, только усиленно дышит в подъезде, курит, нервно занимается сексом. Внутри ее психики нет надежной внутренней матери, которая признает ее слабость и ограниченность. Она изначально рождена как опора семьи, и нет у нее возможности что-то изменить, вырваться из цепких лап семейных отношений. Можно, конечно, сказать, что отец и мать заботились о ее будущем, заставляя ее с малых лет заниматься спортом до потери сознания. Но если посмотреть объективно, они просто реализовывали свои садистические наклонности. И теперь в ее психике, вместо любящего родителя, живет внутренний садист.
Будет ли в ее жизни любовь? Проблематично. Она встречается с Алексом, они занимаются сексом, но там нет влюбленности. Ей не до этого, чтобы выжить в своей семье, она напрочь вытеснила всю свою чувственность. Она не чувствует, что ее не любят, если она позволит чувствовать, она умрет от горя и обиды. Ей бы выжить! Секс для нее не проявление страсти, нежности, влюбленности, а возможность сбросить напряжение. Все для того, чтобы просто выжить…
Алекс
Алекс живет с бабушкой, мать покончила жизнь самоубийством на его глазах и его бабушки. Такое ощущение, что мертвая мать до сих пор в их квартире. Травма потери Алексеем не прожита и не переработана. Мертвая мать поселилась в его душе. Не случайно он встречается с Катей, которая боится чувствовать. Влюблен он в Алину, весь облик которой излучает обреченность и грусть, но наличие в глубине души тонкой чувственности. Алекс желает в своей жизни воскресить образ живой матери (Алина), но имеет реальную возможность иметь отношение с чувственно мертвой матерью (Катя). Он хочет чувствовать себя живым. Для этого ему нужно что-то внешнее (наркотики, риск, накал эмоций...), потому что в душе не хватает жизненных сил. Адреналин ему помогает не впасть в депрессию. Он постоянно стремится к ситуациям, которые заставляют его переживать эмоциональный накал, иначе он чувствует свою безжизненность и бессмысленность. Бабушка – это его родитель. Она достаточно сильная и авторитарная, но физически больная. Алексу трудно как подростку отделяться от родительской фигуры. Над ним довлеет страх потерять последнего близкого человека.
Во взрослой жизни его метания не прекратятся. Ему необходимо будет оживлять свою внутреннюю "мертвую" мать через риск, отношения, наркотики...
Антон
Мать Антона отказалась жить с его отцом, а он в отместку отобрал сына. Антон живет с отцом. При этом его родители периодически тайно встречаются, занимаются сексом, но возможности встречаться с сыном у матери нет. Запутанная история, где слабая женщина с психопатом жить вместе не может, но и расстаться окончательно не в состоянии. Она проецирует на мужа свою вытесненную агрессивность, а он свои страхи и ущербность. Зачем им сын? Сын — причина не расставаться. Объективно это, конечно, не причина, они связаны невидимыми нитями созависимых отношений, склеены психически, но сын есть оправдание их связи. Антон как связующее звено этой патологии. Антон психологически разорван. Он то ведет себя как отец и становится психопатом, то как мать превращается в жертву. Внутри его психики огромная дыра, он постоянно чувствует себя в опасности, так как мать не смогла защитить и бросила его на проживание с психопатом. При это она не исчезает из его жизни, а разыгрывает с ним жертву. Антон умом понимает про ограничения его матери, но эмоционально не может справиться со своими детскими переживаниями, злостью покинутого ребенка. Всю эту запутанность родительских отношений подростку невозможно не понять, ни прочувствовать, ни пережить. Можно сойти с ума, но он смог не сойти. Он превратил свою жизнь в фарс. Он улыбается и смеется, но за этим нет радости и настоящего удовольствия.
Антона привлекает Алина, потому что у нее агрессия напрочь вытеснена, поэтому с ней ему безопасно. Она внешне неэмоциональна, что для Антона очень хорошо, так как он боится эмоций. Опыт жизни с отцом сформировал у него отношение к эмоциям как к чему-то неопределенному, агрессивному, хаотичному и, потому, опасному.
В подростковом возрасте нам дано реализовывать то, что уготовлено нашей семьей. Это время дает нам уникальную возможность начать проживать сценарий, который нам подарили родители: набить шишки или почувствовать себя победителем, пережить жуткое разочарование или радость, впасть в отчаяние или ощутить удовольствие от жизни... Начав проживать семейный сценарий, можно оставить все как есть. А можно что-то изменить. Выбор - это то, что дарит нам подростковый возраст, только надо искать ресурсы, помощь и другие сценарии. И не важно сколько нам лет, пережить этот возраст можно снова и изменить жизнь есть возможность всегда... А как думаете Вы?