Мой баланс сдвинут чуть левее центра.
Иногда я подвержен жуткой депрессии.
Сам себе кажусь не на что негодным человеком.
Вступление
Автор предлагает читателю модель, на его взгляд, идеального мира. Журналист Уилл Фарнаби, оказавшись на Пале, с удивлением для себя открывает возможность нового устройства общества, а вместе с ним и мы: иной институт брака, альтернативную медицину и образование, своеобразное, более глубокое отношение к любви и смерти.
Помимо основного сюжетного повествования, автор часто уходит в «буддиско-индуиские» дебри, для таких читателей как я, это не составило труда в понимании. Но для неискушенной публики советую для начала прочесть книгу «Введение в буддизм» Евгения Торчинова. После прочтения такой методички по буддизму и другим религиозно-философским течениям Индии, можно более глубоко понимать уход Хаксли в так называемые дебри. Роман начнет играть новыми красками и сюжет раскроется полностью.
Биография О. Хаксли
Олдос Хаксли – британский писатель, родившийся на рубеже эпох. Почему же это рубеж эпох? Во-первых, начало усиленной индустриализации. Во-вторых, развитие новой политической формации и реализации ее в жизнь. В-третьих, среди обычных людей уходит на второй план религиозная мораль и чувствуется потребность в новой. Здесь вступает в силу две противоречащих друг другу идеологии: социализм и капитализм. Именно в такую эпоху сформировался писатель Олдос Хаксли.
Первое произведение Олдос написал в 17 лет на первых курсах Оксфорда. Оно не было опубликовано. Решение заняться литературой профессионально пришло уже в 20 лет.
Самый частый жанр у Хаксли – антиутопия. Это не единственный его жанр, но с его помощью он получил широкую популярность в мире литературы. У него так же встречаются: любовная драма – «Гений и богиня», научное эссе о исследовании психоделиков – «Двери восприятия. Рай и Ад». Большинство последних работ Хаксли сгорели в его доме незадолго до его кончины. Из последних уцелевших и опубликованных рукописей, считается роман-антиутопия «Остров». О нем и пойдет разговор сегодня.
Значение «О дивный новый мир»
В романе «О дивный новый мир» повествуется о Лондоне будущего. Все страны объединены в одну. Но здесь не царствует идеология равенства и братства. Это не фантастическая мечта социалистов. Это кошмар реальности капитализма. В этом мире царствует культ потребления. Генри Форд, первый производитель дешевых общедоступных автомобилей превратился в бога нового времени.
Люди в этом мире разделены на классы. Природное размножение запрещено. Детей выращивают в пробирках, а уже на этом этапе их угнетают, если материал был добыт от человека низкого класса.
С ранних лет их учат следовать приказам, угнетают, что бы они заняли свое место шестеренки в этом механизме. Их обрабатывают гипнозам с целью добиться контроля над их мыслью, мысли должны быть заняты только благами общества и культом потребления.
Логическим продолжением этой книги становиться последний роман О. Хаксли «Остров». Он продолжает говорить о культе потребления, только уже с иной стороны. Другая сторона – это иное общественное устройство, с точностью наоборот, с полной свободой личности от культа потребления, принадлежности к классам и другим видам угнетения.
Здесь царит рай для хиппи. Нет насилия, каждый твой брат и сестра, дети и взрослые занимаются устройством хозяйства по собственному желанию. Обогащаются духовно и развиваются в сторону трансцендентального опыта с помощью препарата «МОКША». Но даже такой безусловный рай, построенный на ограниченным острове могут разрушить иноземцы своим любимым культом потребления.
Мысли других авторов на тему Острова
М. Ставитская
По сути, книга не роман, а такой философский нон-фикшн на тему «как нам обустроить мир?». Тут примерно, как в индийском фильме, где персонажи то и дело принимаются танцевать – всякий герой лектор, освещающий какую-то из сторон местной жизни: «Вот так мы учимся осознанному пребыванию в здесь и сейчас, так утишаем боль, так сублимируем агрессию в полезную деятельность, так учим, так лечим, так воспитываем детей, так устроена наша система призрения пожилых и сирот, так улучшаем генофонд, так развлекаемся».
Хаксли был адептом ЛСД, много экспериментировал с этим веществом, инъекция 100 мкг которого помогла покинуть мир без мучений – писатель умирал от рака горла, а случилось это, к слову, в день убийства Кеннеди.
Так вот островитяне употребляют лекарство Мокша на основе растительных экстрактов. По воздействию схожее с производными лизергиновой кислоты. Название не случайно, мокша в индуизме – выход из колеса Сансары, освобождение от круговорота рождений и смертей. Не нужно на этом основании делать вывод, что там все только обдолбанные. Мокшу употребляют крайне редко, в ритуальных целях и после серьезной психической подготовки длительными медитациями. «Медитация – ежедневная пища, мокша - банкет» - говорит героиня книги.
И.В. Головачева. Свобода, стимул, реакция (Бихевиоризм в Утопиях О. Хаксли и Б.Ф. Скиннера).
«Подыскивая наилучшую систему воспитания и обучения на острове Пала в своем последнем романе «Остров», он не обошёл внимание и скиннеровские методы. Надо заметить, что в критике этот источник философии романа полностью игнорируется…».
«Между тем достижение рефлексологии и бихевиоризма непосредственно постулируется в тексте «Острова» в описании кормления младенца в окружении диких зверей: «Поглаживайте ребенка, когда вы его кормите: это доставит ему двойное удовольствие. Потом, пока он сосет, а его ласкают, познакомьте его с животным или человеком, к которому вам бы хотелось расположить его…»».
Причем тут Хиппи?
Рассматривая такое произведение Хаксли как «Остров» можно предположить, что автор описывает реализацию идей Хиппи (до их зарождения) в отдельно взятой коммуне, в данном случае на острове Пала.
«Человек не имеет права навязывать свои печали другим.
Но в то же время не имеет права делать вид,
Что он не опечален.
Нужно просто принять свое горе и отбросив абсурдные попытки,
Проявлять стоицизм. Принять…принять…».
«На этом острове ощущается нехватка по-настоящему амбициозных людей».
Почему же мы можем сделать вывод, что речь идет именно о зарождении идей хиппи? Об этом свидетельствует много фактов. В первую очередь это склонность к восточным религиям (индуизму, буддизму) и желание достичь трансцендентального опыта с помощью духовным практик (йога, медитация), употребление психоактивных веществ (мокша).
«Лекарство мокша, средство познания реальности,
Таблетки правды и красоты. И нам известно на практическом опыте,
Что все эти добрые намерения вполне оправданы…»
«Вы можете распевать «Баю-Баюшки-Баю»,
И это сработает не хуже, чем какая-нибудь мантра,
Или «Господи помилуй», или тупое «Ла-ла-ла».
Это действует, потому что пока вы повторяете любые из этих слов
Или молитесь Богу, у вас не остается времени на то,
Что бы целиком сосредоточиться на себе любимых…»
Второй факт, который говорит об этом – устройство острова, здесь царствует демократия, она смешанная, часть взята из теории капитализма, часть из социализма.
«Мы не приверженцы ни капитализма, ни социализма»
Третий факт, подтверждающий мое заявление – отсутствие регулярной армии, практически полное отсутствие институтов насилия и враждебной направленности против других государств.
Заключение
На протяжении всей книги мы видим, как наш журналист познает культуру, традиции, новый для себя вид общественного устройства.
Только здесь он может найти КВП. Где каждый имеет долг перед каждым членом общества. Долг заключается в взаимопомощи, психической поддержке. Только здесь ребенок не привязан к одной семье, он может отдыхать от основной, в другой. Другая семья примет его за своего. Ему будет так же хорошо, как и где он до этого жил.
Но ребенок может и навсегда остаться в этой «новой» семье. Ему это никто не запретит. Но так еще никто не делал.
Кроме КВП мы наблюдаем их религию. Она переплетается с буддизмом, индуизмом и еще не возникшими идеями хиппи. Так же как хиппи они употребляют психоделики. Жители этим занимаются только на некоторых медитациях. Их цель – достичь более глубокий трансцендентальный опыт.
По части политики они отрекались от великого монополиста и империалиста США. Строили свою экономику, совмещающую в себе плановую и рыночную. Но мы не в сказке, а в антиутопии. Последний председатель правительства Палы не смог устоять перед дарами империалиста и сдал свое свободное общество ему. Так и закончилась история свободной Палы.