Ранней весной у нас где-то, что-то обязательно затопляет паводком, не надо быть Вангой, чтобы это предвидеть. И сделать со всем этим похоже ничего нельзя: пару дет назад паводок нанес ущерб Амурской области больше чем на миллиард рублей. И вот теперь Оренбургская область и не только. В нашей стране почти сорок тысяч всевозможных гидротехнических сооружений. Это в том числе плотины и дамбы, типа той, что прорвало в Орске, но она по-прежнему числится на балансе городской администрации. Есть также запруды поменьше и ГЭС побольше со шлюзами для проводки судов.
За всем этим хозяйством внимательно следят не только собственники, но и «Ростехнадзор», и прочие ведомства. А если они не уследят, то в дело вступит МЧС, для ликвидации природной или техногенной катастрофы. Его глава Александр Куренков, кстати снова прилетел в Оренбургскую область лично проконтролировать ликвидацию последствий прорыва дамбы и помощь населению. Два дня назад указания дал и вернулся посмотреть. Может и еще прилетит, ведь пик паводка впереди, а стабилизацию ситуации ждем лишь после 20 апреля.
Заведующая кафедрой стратегического планирования и эконмической политики факультета государственного управления МГУ Елена Ведута считает, что прежде у нас на первом месте был инженер, а не торгаш. А когда командует торгаш, приходится деградировать в Средние века, не созидая, а только распродавая:
- В прошлом у нас существовало перспективное планирование экономики. Причем не такое, когда пишется некая «концепция» на бумаге и выдается за «стратегическое планирование». Существовал реальный экономический механизм, который действительно решал проблемы.
В результате в Советском Союзе мы могли создавать огромные гидроэлектростанции, атомные ледоколы, космические корабли, все что угодно, потому что у нас - было настоящее планирование экономики, с пониманием того, чего мы хотим добиться, какую задачу решить. Перед созданием конечного продукта, заранее под него создавали взаимосвязи производителей. Это и обеспечивало нам спокойную жизнь.
«СП»: Наверняка и сейчас известны наиболее опасные объекты, подверженные риску, есть схемы действий, проверок. Всем было понятно, что зима прошла снежная, значит, будет много воды. Но почему сейчас опять случился локальный потоп?
- Сегодня таких расчетов по большому счету нет, экономический механизм буксует повсюду. Все решается точечно, в ручном режиме. Какие-то проектики запускаются, но в целом невозможно в ручном режиме предусмотреть все проблемы страны. Вот и нужно сегодня нам с вами стучать во все двери, призывая о необходимости планирования экономики.