Лука 1:33 «...и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца».
Если не понимать, что имел в виду ангел Гавриил, когда сказал, что Иисус Христос «будет царствовать над домом Иакова», и притом «вовеки», то можно понять скептиков, утверждающих, будто в Священные Писания вкрались неточности. Других это же непонимание приводит к отвержению Иисуса Христа как Царя, ибо Он не вписывается в их представления о Мессии. Они говорят: «Если Иисус действительно обещанный пророками Мессия, то почему Он всё ещё не царствует «над домом Иакова?». Конечно, если бы евангелисты занимались подтасовыванием фактов с целью показать буквальное и очевидное совпадение жизни и действий Иисуса из Назарета с древними пророчествами, то им следовало бы «подкорректировать» подобные утверждения ангелов об Иисусе. Ведь все Евангелия написаны уже после вознесения Христа на Небо, когда для всех их авторов стало очевидно, что ещё не настало время восстановления царства Израилю. Есть также люди, которые полагают, что слова Гавриила нужно понимать только в духовном смысле, т.е., что Иисус «будет царствовать над домом Иакова вовеки» в сердцах и умах верующих, руководя ими, заботясь о них, защищая их и т.д. В таком случае придется слова «дом Иакова» истолковывать также в «духовном» смысле, утверждая, что «дом Иакова» – это Церковь, что неизбежно ведет к т.н. «теории замещения», утверждающей, что Бог заменил Израиль Церковью. Поскольку, говорят сторонники этой теории, Израиль не справился с задачей, которая была поставлена Богом перед ним, Господь «уволил» его и на его место «принял» другого, а Израиля рассеял по всем народам. Однако, такое понимание лишает Бога Его всеведения, делая его непредусмотрительным и непроницательным, а потому непостоянным, неспособным доводить начатое дело до конца. Апостол Павел, как бы возражая сторонникам «теологии замещения», говорит: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Римлянам 11:2). Ибо Бог не только всеведущ и всемогущ, но Он есть и Бог неизменный, в Котором «нет изменения и ни тени перемены» (Иаков 1:17). Авторы этой теории жили в то время, когда Израиль был рассеян. Мы же живем тогда, когда буквально исполняются слова пророка Иеремии, обращенные ко всем народам: «Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое»» (Иеремия 31:10).
Слова, сказанные Марии ангелом Гавриилом о том, что Иисус «будет царствовать над домом Иакова вовеки», нужно понимать во всей полноте их смысла, т.е.. и в физическом, и в духовном плане. Просто в физическом смысле они ещё не исполнились. Еврейских христиан первого века волновал вопрос, когда же начнется царствование Христа «над домом Иакова»: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деяния 1:6). Но это время ещё только начало исполняться.
Обещание, данное ангелом Марии о царствовании Иисуса, нам нечто открывает о …мышлении ангелов. Их отношение ко времени иное, нежели у нас. Гавриил говорит о царствовании Христа так, как будто это начнется совсем скоро, когда Божественный Младенец придет в возраст; так, как будто для Гавриила какие-нибудь 2000 лет – ничто.
Однако, так мыслят не только ангелы, но и люди, которые стали «причастниками Божеского естества». Они словно поднялись над временем и уже мыслят категориями вечности. Говоря о том, что «пришествие Господне приближается», или «вот, Судья стоит у дверей» (Иаков 5:8,9), они не заблуждались. Апостол Павел словами, что «еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евреям 10:37), не вводил страждущих в заблуждение, утешая их ложным упованием. Просто они относятся ко времени иначе, чем большинство людей.
Наше приближение к Богу меняет и наше отношение ко времени. Приближаясь к Богу, человек всё больше сосредоточивает своё внимание на вечном. Для него все более очевидным становится тот факт, что «видимое временно, а невидимое вечно» (2Коринфянам 4:18). А это в корне меняет отношение человека к жизни: к проблемам, которые «слишком долго» не разрешаются; к трудностям, которые «чрезмерно» затянулись и которым не видно конца; к нечестию нечестивых, которым Бог почему-то позволяет безнаказанно продолжать творить зло и т.д. То же происходит и в отношении обетований Божьих, которые Господь словно медлит исполнять (2Петра 3:9). Обретая Божье отношение ко времени, человек, приближающийся к Богу, никогда не скажет: «когда же Он приблизится, наконец?». «Моё дело, – скажет он, – приближаться к Богу день за днем, даже если я и не вижу явных свидетельств того, что Он становится ближе ко мне». Есть то, что зависит от нас: наше приближение к Богу. Бог же не умедлит выполнить то, что зависит от Него: Он, будучи верен и праведен, непременно приблизится к нам в Своё время.
Итак, «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иаков 4:8).