Найти в Дзене
Смотрящий в бездну

О ПОЛЬЗЕ РЕВОЛЮЦИЙ И ВРЕДЕ ДВУЛИЧИЯ

Отрывок из книги «Философия и физика Континуума, или возвращение диалектического материализма в высшую физику» – М.: Белые альвы, 2017г.

В.Г. КАРЕЛЬСКИЙ

Когда-то в СССР большим успехом пользовался тележурнал «Хочу все знать!». В этом девизе-капризе отражался библейский мотив: «Познай Истину, Истина сделает тебя свободным!». Общество «Знание» того времени соответствовало своему названию. Теперь всё не так! Сегодня гносеомания способна одурманить и направить Познание «не тем маршрутом». Во все времена наука развивается «от заблуждения к заблуждению». Самые революционные заблуждения совпали по времени с социальными потрясениями начала XX века. Какие бы революции не отвергали устаревшие догматы, но для созидания осмысленной и самодостаточной парадигмы этого недостаточно. Нужна Свобода – возможность высказывать крамольные мысли и быть услышанным.

Каждый, кто становится на путь Гнозиса, считает себя первооткрывателем, но он – лишь участник бесконечной эстафеты. Только Книга, располагающая к откровенному диалогу и саморазвитию, может играть роль «эстафетной палочки». Неспроста автора беспокоит вопрос: «Кому адресовать свои книги?». Вряд ли снизойдут до них «диванные эксперты», академическая элита и тупое чинушество. Разве что, епитимию свою наложат… Во все времена Неизведанное покорялось молодым, нестандартно мыслящим людям. Им-то я и посвящаю свои труды!

В поисках Истины придётся заглянуть в запредельные миры. Самое трудное здесь – не сойти с маршрута и не отчаиваться. Не зря в хорошо обученной армии, как и в хирургии, каждая операция начинается с постановки главной задачи и выбора правильного пути её решения. Там понимают истинную цену любой, казалось бы, незначительной ошибки – меру ответственности. Ибо сказано Екклесиастом: «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Практический опыт – «сын ошибок трудных» – заставляет с большой осторожностью относиться к теоретическим умопостроениям. Не случайно теоретикам свойственно «слетать с катушек», когда они становятся генераторами всевозможных абстракций. Иногда эти абстракции превращаются в бренды, с помощью которых менеджеры от науки удовлетворяют свои растущие финансовые потребности. Автор, как и все специалисты-практики, позволяет себе некоторую иронию и даже критику в адрес теоретиков не от неприязни. Как правило, все они – милейшие и умнейшие люди, иногда кажущиеся чудаковатыми.

Приходилось прощать их неорганизованность, кого-то буквально спасать, и даже самому «побыть в их шкуре». Все передряги с «Homo theoreticus» обычно возникали от человеческого фактора, когда вполне достойные люди пренебрегали общепринятыми правилами. Приходилось мириться с безответственностью теоретического сословия, поскольку это свойство – обратная сторона их главного достоинства: умения рассуждать и описывать физические явления математическим языком. Тут-то и возникают искусственные барьеры, возводимые самими теоретиками. Вспоминается каламбур из исследовательского фольклора, удостоенный, тем не менее, видного места у алтаря науки: «Сложно сделать просто, а просто сделать сложно!». Действительно, простота и лаконичность – верные признаки Гармонии Природы, но не заумных теоретических моделей.

После становления квантовой механики, атомной физики и теории относительности впору говорить о разделении физики, как и математики, на две категории: элементарную и высшую. Несмотря на все достижения, об адекватности научного мировоззрения и, тем более, о Понимании объективной Реальности говорить не приходится. Множество признаков свидетельствуют о кризисе естествознания, направленного по пути экстенсивного развития теории, вместо эвристического осмысления окружающего мира. Наука стараниями теоретиков направлена по ложному пути «усложнения простоты» и понижения меры ответственности. Судя по научным прожектам, складывается впечатление, что главную роль в науке играет клановость и борьба за материальные ресурсы. Все последние годы наблюдается бум дорогостоящих мегапроектов: суперколлайдеры, супертокамаки, суперлазеры, нейтринные супертелескопы, гравитационные суперловушки…

Когда-то барон Резерфорд воспитывал Петра Капицу – молодого талантливого ученого, будущего Героя социалистического труда и нобелевского лауреата. Мэтр запрещал всякое двуличие: «Нельзя служить и Мамоне, и Науке! Наука, будучи ревнивой особой, измену не прощает!». Такая педагогика пошла только на пользу. Петр Леонидович добился выдающихся научных и практических результатов и никогда не изменял главному делу своей жизни. Сегодня одних только знаний недостаточно! Бизнес-фактор играет главную роль в псевдонаучных хайпах, что негативно сказывается на эффективности научных исследований.

Чтобы подтвердить кварковую модель ядра и супермодную теорию электрослабого взаимодействия, известную как «теория Глэшоу-Вайнберга-Салама», в СERN в 1981г. был построен очередной суперколлайдер. Предполагалось использовать косвенный способ подтверждения теории через обнаружение признаков распада гипотетических квантов ядерного поля – тяжелых бозонов. В результате экспериментов было обнаружено 6 событий на миллиард, которые можно было интерпретировать как распад бозонов.

Остается только поражаться упорству исследователей, проделавших титаническую и кропотливую работу, таланту инженеров, создавших сложнейший экспериментальный комплекс, и гениальным предсказаниям теоретиков. Несмотря ни на что, терзает каверзный вопрос: Те отброшенные 999 999 994 события, которые не укладывались в «прокрустово ложе» теории, они-то получили исчерпывающее объяснение? Ведь протон как был, так и остался загадочным «кирпичиком» материи, а кварк-глюонная модель до сих пор не получила убедительных подтверждений. Надо понимать, что 6 событий на миллиард – это скорее случайность, чем закономерность, подтверждающая смелую гипотезу. То ли это «шум», то ли «фон», но, в любом случае, – нечто исчезающе малое в пределах погрешности самых изощренных измерений. Нет ли здесь подвоха, когда закономерный воспроизводимый результат сводится к бесполезному шуму, а случайные, но востребованные шумы выдаются за эпохальное открытие? Ведь методика селекции полезного сигнала в этих опытах далеко не безупречная. Слишком много в ней априорных допущений и расчетных поправок. Даже, если эти сомнения справедливы отчасти, о какой эффективности такой сложной и дорогостоящей работы можно говорить?

Тем не менее, затребованный результат был признан научной элитой, усилия исследователей вознаграждены нобелевской премией, а CERN продолжил «охоту на бозонов» созданием БАК с привлечением международных финансовых средств. Но и в БАК наблюдается аналогичная картина. Закономерные, но необъяснимые результаты отбрасываются, как бесполезный «шлам», а случайные шумы выдаются за подтверждение трендовой теории Хиггса и открытие квазичастиц. Коллаборация, чтобы не сеять сомнений в своих «результатах», сначала их засекречивает, а огласке предает хорошенько обмозгованную информацию, которую неискушенная публика воспринимает исключительно в позитивном ключе. Можно не сомневаться, эти «результаты» обречены на успех, а CERN получит очередной транш.

Колоссальные усилия прикладывает элита, чтобы поддержать еще один тренд, известный, как «теория Большого взрыва». Под этой вывеской собрано множество псевдонаучных выдумок. Настоящий «мозговой центр» и плодовитые популяризаторы трудятся над этим трендом, используя оригинальную «ширму» – неизлечимо больного человека с задатками гения (ныне покойного). Физика усилиями этой кампании «ушла с маршрута» так далеко, что научные знания подменяются больными фантазиями. Огромные средства тратятся на их популяризацию, а опубликовать научные работы, которые ставят их под сомнение, практически невозможно. Вечно гонимая официальной наукой г-жа Блаватская достойна уважения уже за то, что посвятила жизнь убеждению: «Истина не может быть убита!» Такую принципиальность в наши дни не встретишь, но стремление к Истине в интеллектуальной прослойке сохраняется, несмотря ни на что.

Частные мнения, опровергающие общепризнанные взгляды, воспринимаются как «шавка из-под лавки». Тем не менее, современные суперпрожекты, скорее, уводят науку от решения проблем, ради преодоления которых они осуществляются. Даже в фундаментальных основах физики, не известно ни одного физического закона в окончательной формулировке. Сам Эйнштейн утверждал: «…наши представления о физической реальности никогда не могут быть окончательными». Такой скептицизм подкрепляется множеством примеров:

Законы сохранения массы и энергии. Ученые до сих пор не понимают ни механизма образования массы, ни сущности внутренней, то есть – скрытой энергии вещества. Можно ли уверенно говорить о сохранении того, что никто не понимает? Это не повод для пересмотра законов сохранения, но что-то очень загадочное в этом законе еще предстоит осознать.

Закон всемирного тяготения. Само название этого закона говорит о его незыблемости в масштабах Вселенной. Но этот закон был выведен из эмпирических наблюдений, но не из глубокого понимания природы. Можно ли считать закон доказанным, если нет никаких представлений о природе действующих сил?

Общая теория относительности, претендует на роль Истины, но, при внимательном рассмотрении, оказывается всего лишь постулативной математической моделью с ограниченными физическими возможностями. Величайший физик XX века, Л. Бриллюэн писал по этому поводу: «Специальная теория относительности Эйнштейна представляет собой выдающееся достижение; что же касается общей теории относительности, то ее можно рассматривать только как некоторое приближение, и оно, несомненно, нуждается в тщательном пересмотре».

Закон Кулона. В своем каноническом виде закон Кулона (ЗК) был получен давным-давно в тончайшем эксперименте, но с совершенно непонятными граничными условиями. Опыты Резерфорда, на первый взгляд, подтверждают ЗК для микромира, но допускают неоднозначное толкование. В итоге, говорить об инвариантности и адекватности закона Кулона пока невозможно.

Первый закон Ньютона. Какие тут могут быть сомнения? Но движение спутников Земли и явление невесомости явно противоречат этому закону. Спутник на геоцентрической орбите находится в невесомости, под действием уравновешенных сил, но, несмотря на это, испытывает центростремительное ускорение…

Второй закон Ньютона. Этот закон подвергся ревизии в теории относительности. Теперь вектор силы становится четырехмерным, а масса – релятивной величиной. Что такое инерция, как объяснить эквивалентность энергии и массы, наука не понимает. Необходимо найти истинную суть Континуума, выяснить, что такое масса, почему и как она изменяется в процессе движения и т.д.

Закон Планка-Эйнштейна. Его смысл станет понятным только после того, как прояснится истинная структура атома и природа электромагнитного взаимодействия. Сторонники квантово-релятивистского формализма любые попытки осмысления квантового мира объявили проявлением непрофессионализма и невежества. Сама же квантовая механика многие годы решает свои проблемы исключительно «заметанием мусора под кромку ковра» – методами перенормировки.

Казалось бы, перед нами широчайшее, непаханое поле теоретической деятельности во имя развития высшей физики! Но прогресс фундаментальных знаний фактически остановился, поскольку одни исследователи не верят в саму возможность новых открытий, другие – наталкиваются на теоретические барьеры и предубеждения. Существует масса способов, чтобы нейтрализовать «возмутителей спокойствия»: от иезуитских советов до омерзительной омерты.

Краеугольное значение имеет «тайна мировой Среды» – Монополя. Этот предмет исследования считается священным «Граалем физики», объединяющим фундаментальные взаимодействия единой парадигмой. Утопия Монополя привлекала многих ученых, особенно – Эйнштейна, который потратил на ее решение 30 лет своей жизни. Эта задачка так и осталась нерешенной, а теория относительности подменила и диалектику, и материализм, и философию высшей физики. В памяти сохранились ситуации, когда уважаемые люди, будучи академиками и крупными руководителями, в погоне за призрачным успехом доверялись откровенным шарлатанам и фантазерам.

Все это можно отнести к случайным эпизодам, если бы не общая картина действительности. Обладатель рыцарского звания, Эдмунд Уиттекер, посвятил жизнь не мечу и сражениям, а математике, астрономии и научной историографии. Его главный труд – «История теорий эфира и электричества», содержит подробный обзор, в котором повествуется о научной революции, происшедшей в начале прошлого века. В именном указателе книги скрупулезно перечислены все, кто стоял у истоков современных научных достижений – всего 649 (!) имен. Увы, наших соотечественников в этом «Интернационале» можно счесть по пальцам на одной руке. Данный факт не следует рассматривать предвзято или в порядке национального самоуничижения. Есть повод посетовать, что научную деятельность принято финансировать по остаточному принципу, подчинять политическим и меркантильным интересам… Можно вспомнить, как российские ученые доказывали делом свои таланты, вопреки обстоятельствам и политическим запросам. У этой проблемы существуют глубокие корни, и о них будет честно сказано, но не сейчас! Напомню, учение Агни Йога (Учение о спасении Человечества и его бессмертии) сохранилось только на русском языке. Это Учение основано на взаимосвязи Реальности с трансцендентным Миром. Эту связь во все времена пытаются разорвать неведомые, но могущественные силы. Никто из плеяды современных ученых не осознаёт, что не людям дано писать законы природы. Чем обусловлены эти законы никому не известно, но человеку в них отводится роль «ограниченного юзера». Те, кому было дозволено «заглянуть за горизонт», обладали особым даром, но все они, убедившись в необъяснимом великолепии природы, приходили к общему заключению: «Тайное никогда не станет явным».

Давно прекратил существование тележурнал «Хочу все знать!». Общество «Знание» превратилось в шоу-арену для рекламы бизнес-прожектов в узком кругу ограниченных лиц. Сегодня всевозможные масс-медиа и модные сочинители гонят в незрелые умы любую чепуху, на какую способны. Независимое исследование наглядно показало, насколько официальная наука «сошла с маршрута», причем не только в России. Этот факт замалчивается и забалтывается двуличным официозом. Это ли не симптом утраты Свободы – главного условия научных достижений? Значит, настало время очередной научной революции!

P.S.: Автору удалось найти ответы на все вопросы, которые упоминались в его книге, благодаря теории Континуума – открытия, ставшего в России изгоем.

БИБЛИОГРАФИЯ

«Список публикаций Карельского В.Г.» / Дзен-публикация на канале «Смотрящий в бездну», 2024г.