#история_и_музыка Всё началось задолго как. Первично эта операция называлась "Кондор". Инициаторами которой была какая страна, угадайте с одного раза? Праавильно. Эта страна называлась тогда и называется и по сей день - США. Спецслужбы этой страны и стали той движущей силой Операции "Кондор". Причем об истинных мотивах этих спецслужб историки всех стран спорят до сих пор. Главная задача которых была - уничтожение любой оппозиции диктаторских режимов Аргентины, Уругвая, Чили, Бразилии, Парагвая и Боливии. Да по сути - оппозиции диктаторов всей Южной Америки, которые творили что хотели на протяжении довольно длительного времени с 1970 по 1980 гг. включительно. Кстати, именно на этот период исторического прошлого - пришёлся самый широкий расцвет наркоторговли по всему миру в 20 веке. "Совпадение? Не думаю".@
Спецслужбы этих государств, действуя скоординировано, организовывали похищения, пытки и казни без суда и следствия представителей оппозиции (в частности, печально известные «полёты смерти»). Жертвами становились видные политики, дипломаты и общественные деятели. В общей сложности, по различным оценкам, жертвами террора тех лет стали от 40 до 60 тысяч человек: 30 тысяч аргентинцев, 3 тысячи перуанцев, более 3 тысяч чилийцев, 160 парагвайцев, 150 боливийцев, 140 уругвайцев и 6 эквадорцев.
В 1992 г. парагвайский правозащитник Мартин Альмада обнаружил архивы террора, хранящие досье, отчёты и прочую информацию, связанную с уничтожением диссидентов и оппозиционеров диктаторских режимов. В 2001 году ряд правозащитных организаций предъявили иски к бывшему госсекретарю США Генри Киссинджеру, обвинив его в причастности к проведению операции «Кондор». Аргентинский судья, ведущий уголовное расследование, заявил, что Киссинджер является потенциальным подозреваемым и даже ответчиком. Киссинджер незамедлительно покинул Францию после вызова на допрос к следователю и отказался от поездки в Бразилию.
Как мы видим из официальной статистики - больше всего в тот период пострадало аргентинцев. А все потому что Операция "Кондор" переросла в Аргентине в нечто более масштабное и ужасное. Тот период историки всего мира называют "Грязная война". 24 марта 1976 года армия под руководством Хорхе Виделы совершила переворот и свергла президента Исабель Перон. С помощью военных Видела получил непростительно широкие полномочия, что привело к массовым нарушениям прав человека в Аргентине. Проводились массовые аресты, задержанных подвергали пыткам и часто убивали.
За время хунты в Аргентине физически было уничтожено 10 тысяч человек, 30 тысяч исчезли бесследно, и ещё 60 тысяч по политическим мотивам были подвергнуты длительным срокам заключения, пыткам и насилию. Основными жертвами «Грязной войны» были левые активисты, включая деятелей профсоюзного движения, студентов, журналистов, марксистов и перонистов. Хунта рухнула в 1983 году, вскоре после поражения Аргентины в Фолклендской войне. После смены правительства по поручению президента Рауля Альфонсина была создана Национальная Комиссия по делу о массовом исчезновении людей (CONADEP), которую возглавил известный писатель Эрнесто Сабато. По итогам расследования, проходившего в 1983—1984 годах, им был опубликован доклад под названием «Никогда больше».
В июле 2012 года бывшие правители страны Хорхе Видела (правил в 1976—1981 годах) и Рейнальдо Биньоне (1982—1983 годы) были признаны аргентинским судом виновными в организации похищения детей у женщин-политзаключённых. Установлено, что по их приказу десятки матерей были насильственно лишены детей (их потом отдавали в другие семьи, чаще всего офицерские), а затем убиты. Видела и Биньоне (их возраст на момент вынесения приговора превышал 80 лет) получили за свои преступления соответственно 50 и 30 лет тюремного заключения. Сколько веревочке не вейся, а она тебя и в глубокой старости достанет, да.
Но даже в период хунты, когда риск быть убитым, изнасилованным, растерзанным, потерявшим своих детей и заключенным в тюрьмах был как никогда велик - среди писателей, поэтов, актеров, певцов и музыкантов были смельчаки, которые с помощью своего творчества противостояли творившемуся в их странах кровавому террору. И не один из них не покинул свою страну во время своего противостояния беззаконию. Они все остались из истинного патриотизма дома. Там где они родились и выросли. И боролись с произволом диктатуры тем, чем могли - творчеством. Их произведения читали, смотрели и слушали из под полы. А их самих тогда окрестили: "Безгласыми". Кстати, именно "Безгласые" породили также множество новых легендарных имен в латиноамериканской культуре, популярных в Южной Америке и по сей день.
На фоне этого общего протеста всей Южной Америки против произвола диктатуры - наиболее выделилось движение певцов и музыкантов, которое было названо: "Новая песня". Так вот "Новая песня" совершила невиданный до той поры прорыв в латиноамериканской музыке. А именно за счет присоединения к традиционной испаноязычной музыке звуков народной музыки коренных индейцев Южной Америки. Среди этих смелых мужчин и женщин наиболее сильно выделялась аргентинская певица Haydee Mercedes Sosa (Айде Мерсе́дес Соса), 1932 года рождения, среди предков которой были коренный индейцы Южной Америки племени "айна" и французские переселенцы, которая была настолько храброй, что не прекратила свои концерты в Аргентине даже находясь под жёстким прессингом и преследованием диктатуры Аргентины.
Заметьте, и это прям идеологически очень важно - она была не свалившей за бугор в безопасную сытую жизнь оппозиционеркой, трясущейся за свою шкуру и погавкивающей издалека время от времени в сторону действующего режима на своей Родине - а продолжающей петь для своего народа самые обычные фольклорные песни в своей родной стране даже тогда, когда просто отсвечивать на сцене - уже было чертовски опасно. Прекрасно понимая при этом, что она ходит по лезвию ножа. Казалось бы, что в этом такого? А такого в этом было то, что в период диктаторской хунты Аргентины ее концертная программа строилась именно на таких старых фольклорных песнях, которые осуждали убийц, мучителей, диктаторов и мародеров, и прославляли свободу и права человека подчас на самые элементарные вещи. Такие как - свобода слова, свобода выбора, любовь, мир, покой и безопасность. В 1979 Айде Соса Мерседес была арестована по поручению диктатора Аргентины Хорхе Виделы прямо посреди концерта при заполненном битком зале на сцене во время исполнения очередной старинной баллады. Можно только предположить каким ужасным издевательствам, побоям и насилию была она подвержена после задержания. Сама она после освобождения об этом мало распространялась.
За ее отважность и преданность своему народу, а также за особые заслуги в латиноамериканской музыке - её навсегда прозвали народы всего латиноамериканского мира: "Голосом Безгласых". Голосом, вдохновлявшем Южную Америку даже тогда - когда у той не было ни единой надежды на спасение от творившегося на их улицах беспредела. Соса Мерседес умерла в 2009 году в возрасте 77 лет. Не дожив до момента когда её мучителей посадят в тюрьму каких-то 3 года. Перед своей смертью, чувствуя, что ее душа уже скоро покинет тело - она собрала самых любимых своих, уже молодых и современных певиц Латинской Америки и подарила каждой из них песню из своего старого репертуара, а также записала с каждой из них дуэт с этими песнями. Умерла она в большом почёте и признании всего латиноамериканского мира и не только латиноамериканского, оставив после себя множество аудиозаписей своих исполнений и вечную память национального героя. Великая женщина. Легенда целого континента. Патриотка Аргентины. Испаноязычный Голос всех Безгласых по всему миру и по сей день.
Sólo le pido a Dios (Единственное, что я прошу у Бога)
6 минут
3 прочтения
13 апреля