Взгляд на развитие школьного образования в России

Приближается период сдачи школьниками государственных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) и среди родителей, учителей и самих школьников набирают силу разговоры о том какие экзамены нужны в России, какое должно быть образование и т.д.

Считается, что начало школьного образования в нашей стране берёт в 10 веке с указа князя Владимира Святославовича согласно которому, дети бояр должны учиться, так называемому, книжному делу. Другими словами, дети бояр должны были обучаться грамоте. С тех пор образование в нашей стране в целом развивалось в большей или меньшей степени поступательно, а в отдельные периоды получало ускорение в развитии. Так при государе Петре I, образование получило новый импульс развития, когда были открыты навигацкие и другие школы с уклоном в изучении естественных наук. Например, в 1714 году появились цифирные школы, в них особое внимание уделялось изучению математики.

Образовательный процесс в школе времён Петра I
Образовательный процесс в школе времён Петра I

В нашей стране, в народе, долгое время существовало мнение, что до прихода к власти большевиков и до создания СССР, большая часть населения нашей страны не могла получать никакого образования.

Это не так. Известно, что уже в 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения "О начальных народных училищах". Учёба в этих школах была бесплатной, длилась 3 года, и в них могли учиться как мальчики, так и девочки.

Образовательный процесс в земской школе
Образовательный процесс в земской школе

В Российской Империи не было обязательного всеобщего начального или среднего образования, но простые люди уже могли обучиться грамоте и получить начальные знания по арифметике и некоторым другим предметам бесплатно, если они хотели получить такое образование. Законопроект о всеобщем начальном образовании в Российской Империи был уже почти готов, но его воплощению в жизнь помешала революция. Неправильно считать, что Российская Империя была отсталой в плане развития науки и образования. Известны следующие всемирно признанные выдающиеся учёные, которые большую часть жизни жили и работали в Российской Империи: Д. И. Менделеев (химик), К.Э. Циолковский, П. Л. Чебышев (математик), Н. И. Лобачевский (математик), Н. И. Пирогов (врач, хирург), Н. Е. Жуковский (основатель науки об аэродинамике), И. И. Мечников (биолог) и многие другие.

Дальнейшее развите нашей системы образования происходит с приходом к власти в стране большевиков.

Советская власть в 1930-х годах вводит сначала обязательное начальное образование, а затем, позже, уже после Великой Отечественной Войны, вводится и обязательное среднее образование.

Советская школа 1960-1970-х годов
Советская школа 1960-1970-х годов

Наше нынешнее школьное образование во многом является копией советской системы образования. Это – фронтальная форма обучения. Данная форма обучения характеризуется тем, что на уроке все ученики выполняют одинаковую работу. Часто на уроке присутствует довольно большое количество учеников, например, в Краснодаре их количество может превосходить 30. В СССР нередкими были классы, где количество учеников достигало 40–45. Фронтальная форма обучения в прошлые годы была абсолютно оправдана и она решила задачи, которые перед ней ставила жизнь. А основной задачей было дать образование всем гражданам нашей страны.

С появлением сети Интернет, массовой цифровизацией, возможностью передавать и хранить огромное количество самой разной информации, фронтальная форма образования, на взгляд автора статьи, стала утрачивать свою актуальность и, самое главное, эффективность.

В годы, когда не было массового доступа к сети Интернет, ученик мог получать знания по базовым предметам в основном из трёх источников: от своих родителей, от учителей в школе, из специальных книг. Книга и учитель были основными элементами хранения знаний, накопленных человечеством.

С появлением интернета, социальных сетей, специальных средств коммуникации, специальных цифровых ресурсов и т.д., ситуация резко изменилась. Теперь ученик без труда может полчить доступ к просмотру видеоуроков по любому школьному предмету. Видеоуроки выполнены часто очень качественно и интересно. Данные уроки можно смотреть неограниченное количество раз. Никто и ничего не мешает просмотру данных видеоуроков.

Онлайн занятие.
Онлайн занятие.

Действительно, в традиционной советской и теперь российской школе в одном классе на уроке могут быть собраны ребята из самых разных социальных групп, с самыми разными культурными и моральными принципами. В одном классе могут учиться и ученики с высоким уровнем культуры и ребята из неблагополучных семей с уголовными наклонностями.

Школьный "буллинг".
Школьный "буллинг".

Взаимодействие с такими учащимися часто мешает усвоению информации, затрудняет работу учителя и т.д. В одном классе могут находиться ребята, которые в последующей жизни никогда не будут вместе работать, жить или общаться. Старая система образования по сути дела загоняет под одну крышу в одно помещение ребят с совершенно разными характерами и наклонностями. В результате все они друг другу могут мешать получать знания. И вот в 2012 году в нашей стране был принят закон "Об образовании", который разрешил семейное обучение. Сейчас уже можно абсолютно законно, в отличие от прошлых времён, не ходить в школу и учиться дома самому.

Семейное обучение.
Семейное обучение.

У многих могут возникнуть вопросы: А что теперь отменять вообще школу? Пусть дети учатся сами? А как же социализация? А как же общение со сверстниками?

На данные вопросы можно дать следующие ответы. Сейчас большинство детей 70–80% посещает различные спортивные секции, музыкальные кружки, художественные мастерские, клубы робототехники и авиамоделирования и т.д. Очень большое количество ребят, по наблюдению автора статьи, занимается спортом на профессиональном уровне. Так, сейчас получают широкое распространение различные спортивные академии. Это, в каком-то смысле, интернаты, где ребята живут, тренируются и одновременно проходят школьную программу. В Краснодарском Крае, например, известна футбольная академия ФК "Краснодар". Есть аналогичные академии и в других крупных и не очень городах России. И вот как раз здесь ребята и проходят социализацию, общаются со сверстниками, получают необходимый в дальнейшей жизни опыт общения. Только в этих спортивных академиях, кружках и секциях, как правило, все ребята имеют схожие интересы и цели, они ладят между собой значительно лучше по сравнению с обычной школой.

Автору статьи представляется, что было бы правильным поддерживать такие секции и кружки на государственном уровне. А нынешние школы постепенно трансформировать в сторону центров развития детей. В этих центрах дети должны развиваться в соответствии со своими интересами. В таких центрах нужно выявлять склонности детей к тем или иным профессиям и развивать их именно в том, что у конкретного ученика получается лучше. Кто-то хороший спротсмен, пусть больше тренируется в школе, кто-то хорошо решает математические задачки, пусть больше в школе занимается естественными науками, кому-то нравится работать за токарным станком, дайте ему доступ к такому станку в школе. Школа должна перестать быть местом, где собирают самых разных ребят и заставляют их 9-10 лет заниматься всеми предметами подряд без оценки их предрасположенности к этим предметам. Школа должна стать местом, где молодой человек сможет понять чем ему лучше заниматься в дальнейшей жизни. Школа должна перестать быть местом, с которым ребята мечтают поскорее растаться и вздохнуть спокойно.

На взгляд автора статьи традиционная школа, являвшаяся в прошлом оптимальным способом получения образования, в настоящий момент перестаёт, в её нынешнем виде, быть актуальным и эффективным средством образования подрастающего поколения. На смену такой форме обучения приходят новые способы обучения. Одна из таких форм уже появилась – это обучение при помощи исскуственного интелекта (ИИ). Насколько эффективным будет ИИ в сфере образования покажет время, но процесс изменения традиционной формы обучения, как говорится, пошёл. Какими будут изменения в образовании, на сколько окажутся они позитивными покажет время, и, на взгляд автора статьи, ждать не так уж и долго.