Найти тему
антитруд.

Б. Блэк «Упразднение работы»

Собственно, хочется начать уже исследовать такое движение, как antiwork, и следует, я думаю, начать его с основной, канонической работы Боба Блэка «Abolition of work». На русский язык это перевели как «Упразднение работы»: с одной стороны, лаконично и в целом правильно, но не хватает одного маленького оттенка. Как в русском, так и английском языках существует такое явление, как аболиционизм, такое интересное словечко, означающее, впрочем, вполне конкретную вещь: с исторической перспективы, движение за отмену рабство, а в общем смысле - движение в целом за отмену чего-либо, таких людей называют аболиционистами. Соответственно при переводе abolition of work как упразднение работы потерялась вот эта сила контекста; в конце концов упразднители звучит уже не так напыщенно, как аболиционисты. Поэтому я переведу каноническую работу Боба Блэка как «Аболиционизм труда».

Работа Блэка - это своего рода манифест, очевидно отсылающий к
«Манифесту Коммунистической партии» К. Маркса, близко знакомый каждому школьнику СССР: если Маркс заканчивает словами:


«WORKING MEN OF ALL COUNTRIES, UNITE! | РАБОЧИЕ [ПРОЛЕТАРИИ] ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ»


то Блэк пишет:


«Workers of the world… relax! | Рабочие [пролетарии] всех стран... расслабьтесь!».


А зачем, собственно, расслабляться? А потому, пишет Блэк, начиная свою работу:
«Никто и никогда не должен работать». Вот так просто. Шах и мат, социалисты, либералы и все прочие, говорит нам как бы Блэк.

Но что же нам тогда делать? Как же будет действовать экономика? Как я буду получать все блага?

Вспоминаем, что это в первую очередь манифест, а не исследовательская работа (о них будет позже), поэтому автор очерчивает, скорее, контуры этого нового мира без работы, который он себе представляет. С точки зрения Блэка, труд - это в первую очередь источник страданий, который превращает каждого работника в покорное существо, как бы подчиняет рабочему организму все процессы в организме живого человека за счет контроля, надзора и дисциплины, свойственными в первую очередь авторитарным механизмам. По сути, говорит Блэк, все развитие человечества с древних времен обещало личности свободу, но где мы находимся сейчас? Действительно ли мы обрели эту свободу?


Блэк и вправду приводит достаточно интересные аргументы. Опишем, на мой взгляд,
основные:
1. Да, 40-часовая рабочая неделя - золотой стандарт в большинстве стран, но сколько по факту работает человек? А сколько работал раньше? Блэк приводит в пример, что французские крестьяне в 18-19 веках и крестьяне в царской России работали ¾ дней в году, то есть около
270 дней в году (для сравнения в современной России при 5-дневной рабочей неделе без учета отпусков эта цифра составляет 240 дней), и заключает, что не так-то и далеко мы ушли от крепостных крестьян.
2. Досуг и отдых в современном понимании для рабочего человека - это в первую очередь отдых от работы и для восстановления сил для работы, то есть это такие промежутки, где человек может выдохнуть, чтобы вновь накопить сил для трудовой деятельности.
3. Вокруг работы и достигательства построен целый культ, который принуждает человека соотносить свои достижения с достижениями в первую очередь рабочими.

Конечно, читая такой манифест, сразу в голову мне, например, приходит сыр, в свое время внесенный под санкции -
видео о том, как его давят тракторы, до сих пор перед моими глазами. То есть производимого товара так много, говорит Блэк, что многие рабочие усилия по своей производственной сути отрицательны - ведь в конечном счете сыром напиталась лишь земная почва. Природа благодарит нас, но, кажется, мы хотим другого.

Еще одним важным аргументом, лишь пунктирно использованным в манифесте, является, безусловно,
распределение богатств в мире: это уже отдельный разговор про капитализм, но нельзя не заметить, что массовый труд не принес массового богатства в каждый дом - концентрация ресурсов все там же: либо в руках богатых людей, либо в руках правителей.

Это, конечно, все хорошо, но что же тогда делать, не трудиться вообще?

Тут Блэк вносит идею игры: людям в принципе нравится делать различные дела, не только денежная награда является мотиватором для их деятельности. То есть необходимо сделать как минимум две вещи, говорит Блэк: радикально сократить объем ненужной работы и трансформировать необходимые остатки (либо оставленную энергию людей) в приятные игровые и творческие занятия, которые будут приносить людям занятость и счастье. Важным элементом этой трансформации, между прочим, являются технологии, куда уж без них.

Как я и говорил, это лишь манифест, и остается много вопросов:
а что с товарами народного потребления? А как покупать вещи? А что с деньгами? А это вообще возможно? И много-много вопросов, которые я буду сам изучать и в процессе делиться тем, как видят аболиционисты труда будущее человечества.

"Упразднение работы"
на русском языке (перевод хромает, но какой есть), на английском языке.