Сегодня рассмотрим с вами защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), которое так и не было достроено и соответственно введено в эксплуатацию. Меж тем состояние его существенно лучше чем у многих ЗС ГО, которые числятся в реестре защитных сооружений гражданской обороны.
Правильно в отношении этого объекта говорить, что это объект обладающий признаками ЗС ГО, поскольку им оно так и не стало.
Объект выполнен на основе типового проекта отдельно стоящего здания - склад инструментов и стоянка электрокаров А-III-450-75/80. Проект разработан СЗО ВНИПИэнергопром. Согласован Штабом ГО СССР 14.04.1976. Утвержден Минэнерго СССР решением от 30.07.1976. Введен в действие ВНИПИэнергопром 01.05.1977 приказом от 06.04.1977 № 66.
Сразу стоит пояснить на счет наименования типового проекта "отдельно стоящее здание - склад инструментов и стоянка электрокаров". Проекты ЗС ГО практически всегда предусматривали строительство объектов двойного назначения, предполагалось и предполагается сейчас, что в мирное время ЗС ГО будет использоваться для целей, заложенных проектом для мирного времени. Еще в первые годы после окончания Второй мировой войны в СССР осознали, что строить объекты, которые будут предполагать их использование исключительно в угрожаемый период, это непозволительная роскошь и абсолютно не рациональное решение, ведь необходимо нести бремя содержания имущества, а значит оно должно работать и приносить пользу. Разумеется использовать ЗС ГО можно не для любых целей, сейчас исчерпывающий перечень целей, для которых может использоваться ЗС ГО в мирное время установлен приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны". В случае с рассматриваемым объектом предполагалось, что он должен будет использоваться как гараж для размещения электрических транспортных средств и инструментов, иными словами - гараж. Почему электрических? Потому что размещение транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания крайне не желательно в подземном или заглубленном закрытом сооружении, обычно если и допускается размещение или использование транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, то с дизельными агрегатами. На практике же все конечно не так.
Заказчиком строительства и дальнейшем пользователем объекта являлось Производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог, которое в последствии было преобразовано в краевое государственное предприятие "Приморское автодорожное ремонтное предприятие", которое в дальнейшем прошло процедуру приватизации и хорошо известно сейчас всем как акционерное общество "Приморское автодорожное предприятие" (АО "Примавтодор"). При приватизации предприятия и передаче комплекса имущества этот объект не был передан АО "Примавтодор", но вследствие ошибки и неточностей в акте приема-передачи имущества самим пользователем объекта считалось обратное. В настоящий момент в отношении объекта зарегистрировано право собственности Приморского края.
Визуально кажется, что объект является встроенным, так как на нем размещено здание гаража возведенное в 2001 году и находящееся сейчас в собственности АО "Примавтодор". Более того, согласно техническому паспорту оба здания (убежище и гараж) являются одним целым объектом, в котором потенциальное убежище является подвальным этажом. Это нормальная и довольно распространенная практика, когда на отдельно стоящем ЗС ГО строят впоследствии здание и включают само ЗС ГО в состав здания, это также правильно с точки зрения технического и кадастрового учета, так как здание под зданием располагаться не может, тем более что при возведении здания сверху оно в той или иной степени конструктивно увязывается с расположенным под ним объектом.
А теперь перейдем непосредственно к осмотру объекта. В данном случае хорошо видны некоторые особенности строительства таких сооружений.
Сооружение рассчитано на 450 человек и имеет 3 класс защиты (сопротивление внешнему давлению силой 2 кг/1 см2 ), в частности это определяется размерностью его несущих колонн в количестве 9 штук:
- 0.77 x 0.51 (4 шт.);
- 0.79 x 0.46 (2 шт.);
- 0.83 x 0.52 (1 шт.);
- 0.88 x 0.54 (1 шт.);
- 0.45 x 1.00 (1 шт.).
Схемы объекта (старая и современная), разночтения на лицо, фактическая планировка как на современной схеме:
Объект имеет две входных группы, через один из которых осуществляется доступ автотранспорта. Через него и зайдем.
Длинный бетонный спуск автовъезда упирается в металлические гаражные ворота, за которыми оказывается помещение предтамбура, это помещение является рабочей зоной для открытия/закрытия одностворчатых защитно-герметических ворот ВУ-II-1 Перед проемом ворот есть дренажная яма, которая обычно закрыта решеткой, но тут ее нет.
За ним идет уже помещение тамбур-шлюза, с обратной стороны которого установлена такие же защитно-герметические одностворчатые ворота ВУ-II-1.
После тамбур-шлюза попадаем в просторный зал для укрываемых. Его площадь 184 кв.м., но за счет того, что часть внутренних стен не были возведены, а в зале отсутствует оборудование, мебель или что-либо вообще, то он кажется большим.
В объекте практически полностью отсутствуют все элементы, которые устанавливаются уже после проведения общестроительных работ (возведение контура убежища, установка защитно-герметических и герметических дверей и ворот, ставней, патрубков воздуховодов от границы внутреннего контура сооружения до поверхности, гидроизоляция и герметизация). Для тех кто не знал - ЗГД и ГД двери и ворота устанавливаются на этапе строительства объекта пока в нем еще отсутствуют потолочные перекрытия.
Сходим в дальний угол и осмотрим помещения санитарных узлов и кладовую
Здесь тоже пусто, в полу приемные канализационные патрубки, предусматривался сброс канализационных вод в городскую сеть. На фото видно как криво встала внутренняя стена между сан узлом и одним из помещений вентиляционной , стеной является бетонная плита.
А теперь подробнее поговорим о системе вентиляции. При осмотре объекта можно увидеть две сдвоенных вентиляционных камеры, оснащенных герметическими ставнями СУ-IV-1, одну тройную вентиляционную камеру помещения дизельной оснащенную защитно-герметическими ставнями СУ-III-2 и герметической дверью ДУ-IV-3, одну счетверенную вентиляционную камеру, оснащенную защитно-герметическими ставнями СУ-III-2 и одну одиночную, являющуюся по совместительству аварийным выходом, оснащенную герметической дверью ДУ-IV-3.
Как видно на фото выше, были проведены некоторые консервационные работы, в частности вентиляционные шахты закрыты деревянными щитами
Сразу становится понятно, что на поверхности должно располагаться внушительное количество оголовков вентиляционных шахт, однако фактически на поверхности размещены лишь два оголовка трубного типа. Не были ли построены бетонные оголовки вентиляционных шахт или их снесли при строительстве здания над объектом мне не известно, но я склоняюсь ко второму варианту, поскольку оголовки выполняются вместе с контуром сооружения на этапе общестроительных работ.
Дальше осмотрим помещение электрощитовой и помещение дизель-генераторной установки.
Сама дизель-генераторная установка тут установлена не была в связи с тем, что объект не достроен, в большинстве ЗС ГО, в которых предусмотрена дизель-генераторная установка, ее устанавливают до монтажа потолочных перекрытий, но поскольку данное сооружение оснащено автовъездом, дизель-генератор здесь собирались устанавливать уже позднее, однако до этого дело не дошло.
Как и не дошло до монтажа внутренних стен помещения, однако тамбур-шлюз, ведущий в дизельную был смонтирован полностью. Поэтому сейчас выглядит забавно - тамбур-шлюз с двумя защитно-герметическими дверями ДУ-III-6, ведущий в никуда.
Интересный факт: защитно-герметические и/или герметические двери тамбура или тамбур-шлюза, ведущего в помещение дизельной в 99,9% случаев устанавливаются таким образом, что открываются от дизельной в зал для укрываемых или иное помещение, из которого осуществляется доступ в дизельную. Хотя это странно и не логично. Ведь задача дверей защитить сооружение от пагубных факторов, связанных с эксплуатацией дизель-генераторной установки, таких как запахи ГСМ, выхлопные газы (они так или иначе будут просачиваться мимо выхлопной системы), а самое главное не стоит забывать, что дизельная установка агрегат пожароопасный и даже взрывоопасный, то есть в крайних случаях может дойти до детонации установки и запасов ГСМ, в связи с чем дверям придется сдерживать ударную волну, высокую температуру и продукты горения. Соответсвенно эффективно они могут это делать при установке с открытием во внутрь дизельной. Тем не менее таким образом они устанавливаются невероятно редко. По видимому считается, что они и так смогут эффективно выполнить свои функции, хотя учитывая, что при строительстве их можно установить как угодно (это никак не влияет на материальные и трудовые затраты), то мне лично видится не логичным сложившаяся практика их установки. В данном сооружении кстати вместо повсеместно устанавливаемых в тамбурах дизельной дверей ДУ-IV-3 установлены ДУ-III-6, обладающие существенно большим уровнем защиты, таким образом уровень нелогичности становится еще выше.
При этом в помещении дизельной даже не залит постамент под установку дизель-генератора.
Зато рядом с непостроенной стеной помещения дизель-генераторной установки в зале для укрываемых присутствует небольшой постамент под установку оборудования.
Выдвигаемся ко второй входной группе сооружения, будем идти из зала для укрываемых в сторону выхода на улицу.
Эта часть сооружения выглядит несколько хуже. Заходим в прямой тамбур-шлюз, оснащенный двумя защитно-герметическими дверями ДУ-III-6. Точно такие же установлены в тамбур-шлюзе помещения дизельной. Где логика?
Механизмы задраивания дверей здесь разукомплектованы, а двери покрыты коррозией.
После тамбур-шлюза попадаем в длинный несколько раз поворачивающий коридор, идущий вдоль контура сооружения, это наглядно можно увидеть на схеме.
На одном из поворот коридора есть технологический проем под установку универсальной защитной секции, через которую должен был осуществляться забор воздуха.
После коридора есть еще одно помещение - предтамбур, он отделен от улицы обычными гаражными воротами, а их него в свою очередь можно попасть в отдельное помещение бойлерной. Зачем именно необходимо было выводить помещение бойлерной из основного контура сооружения не совсем понятно. В помещении предтамбура под потолочным перекрытием также есть металлическая двутавровая балка, которая вероятно необходима для установки кранового оборудования.
Такая же балка есть и в самом помещении бойлерной, возможно это лишь усиление потолочного перекрытия.
По заснеженному наклонному автовъезду второй входной группы выходим на улицу. Предусмотрена возможность подъезда автотранспорта к предтамбуру.
Вот такое недостроенное ЗС ГО, застывшее на этапе окончания общестроительных работ. Всем спасибо за внимание!